Григорий Распутин: падший богоискатель или оклеветанный старец?

Иван Грозный 
0
837
Время на чтение 10 минут
Г.Распутин

"Познакомился я с ним в 1915 году, когда он был в расцвете своего влияния. Он на меня произвел скорее приятное впечатление: вид суровый, серьезный, движения порывистые, голос мягкий, приятный, речь простая крестьянская, но умная; неприятно было одно, когда говорил, никогда собеседнику в глаза не смотрел; глубоко сидящие в орбитах серые глаза его бегали по сторонам..."

Так отзывался о Григории Распутине в своих записках "Правда о русской революции" (1922) начальник Петроградского охранного отделения Константин Глобачев, отвечавший за охрану и наблюдение за Распутиным в последние два года его жизни. Фигура простого крестьянина, попавшего в ближайшее окружение царской семьи, для многих и по сей день является одной из самых больших загадок русской, да и мировой истории, а для кого-то - предметом непримиримых споров со своими идейными противниками.

Комиссия по реабилитации

В год столетия революции в России было объявлено о создании "народной комиссии по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи". В комиссию вошли представители православной общественности, в их числе несколько священнослужителей, директор Института русской цивилизации Олег Платонов, председатель "Русского собрания" (Санкт-Петербург) Анатолий Степанов, историк Леонид Болотин, кинорежиссер Виктор Рыжко, писатель Игорь Евсин, художник-публицист Виктор Саулкин.

"Наша основная задача - показать старца Григория в истинном свете, раскрыть личность этого человека, и с этой целью как раз создана комиссия по общественной реабилитации. В глазах большинства наших соотечественников, к сожалению, этот образ до сих пор остается оболганным, оклеветанным, и эту ложь и клевету нужно снять с его имени", - рассказал РИА Новости директор петербургского издательства "Царское дело", секретарь комиссии Сергей Астахов.

Члены комиссии отмечают, что намерены заняться  просветительской деятельностью. В планах на будущее - выпуск книг, брошюр и календарей, съемки короткометражного документального фильма о "старце Григории", создание "народного музея" на последней квартире Распутина по адресу: улица Гороховая, 64-20, разработка городского экскурсионного маршрута с посещением памятных мест, связанных с именем "царева друга".

Комиссия также начала сбор "свидетельств о благодатной помощи" Григория Распутина, создав для писем его почитателей специальный электронный адрес. При жизни Распутин неоднократно облегчал страдания юному наследнику престола - цесаревичу Алексию Романову, имевшему неизлечимое тогда заболевание крови, о чем сохранились воспоминания его близких.

"Есть свидетельства тех людей, которые молитвенно к нему обращались... Это народное почитание было зафиксировано практически сразу после его мученической кончины. Достаточно вспомнить, как у Петровского моста, где нашли тело убиенного Григория Распутина, люди просто набирали воду из проруби, откуда достали тело, и считали, что это святыня. Ведь это факт, и он зафиксирован в донесениях полиции", - говорит Сергей Астахов.

После сбора и обобщения всех свидетельств члены комиссии намерены отправить их в Священный синод Русской православной церкви на рассмотрение. При этом инициаторы "реабилитации" Распутина подчеркивают, что все они являются членами Русской православной церкви и не пытаются никому навязывать свою точку зрения и "искусственно форсировать события".

"Мы просто собираем тот материал, который мог бы в дальнейшем послужить для Синода источником рассмотрения вопроса, связанного с возможной канонизацией... А уж как будет решаться вопрос с канонизацией, это одному Богу ведомо", - заключил Сергей Астахов.

Музей Григория Распутина

На малой родине Распутина, в селе Покровском Тюменской области, уже более 25 лет существует частный музей, основанный супругами Смирновыми. Главный экспонат музея-усадьбы - дом, в котором несколько лет на первом этаже проживали родители Распутина. В основе экспозиции - личные вещи его семьи: посуда, мебель, иконы, уникальные фотографии с дарственными надписями, личные записки и письма Распутина... К столетию со дня его гибели, в декабре прошлого года, музею передали в дар и написанную в 1924 году монахами рязанского Троицкого монастыря "икону" в честь "святого мученика Григория".

"Это же деревня, от Тюмени 80 километров... Бывает вообще полное затишье, - рассказывает директор музея, она же экскурсовод, преподаватель-филолог Марина Смирнова. - За всю неделю одна машина. А бывает три автобуса враз подъехало. Это же не туристическая мекка, не Санкт-Петербург, не Золотое кольцо - это Сибирь-матушка".

Посетители музея - "публика очень разная", делится директор: "Одни прямо плюются от этой фамилии, "Распутин", другие на колени падают, чуть ни землю с собой везут"... Так и в различных публикациях о нем до сих пор "две крайности" постоянно сталкиваются. Впрочем, как языковед, Марина Смирнова, на всякий случай, уточняет: Распутин - это не от разврата, а от "распутья" - распутья дорог. "Это люди, которые жили на развилках, на распутьях".

Создатели музея, работая с архивными документами, в точности установили некоторые детали биографии их знаменитого земляка, например, что из семи детей у Распутиных выжило только трое. Задокументированы также факты меценатства: Распутин пожертвовал средства на строительство храма и школы в Покровском, а также, перед войной 1914 года, дал деньги пришедшим к нему мусульманам-татарам на строительство мечети в одном из селений Татарстана.

"Он какие-то вещи предвосхитил. Говорил государю: "Вы обязательно побываете на моей родине, но, к сожалению, уже без меня". Так вот, 14 апреля 1918 года - когда его уже почти полтора года не было в живых, - царскую семью везли из Тобольска в Екатеринбург, и остановилась повозка на дороге, где я сейчас начинаю экскурсию. Императрица заплакала, а государь написал в своем дневнике: "В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория... Видели через окно всю его семью". Я поставила камень на этом месте", - рассказывает Смирнова.

Впрочем, идею о создании "народной комиссии" директор частного музея комментировать отказалась. "Ну, неоднозначный был человек... Я не утверждаю, что он был святой. Кто-то считает, что он не выдержал испытания славой. Кто-то считает, что он был оболган".

В конце декабря прошлого года в том же Покровском произошло событие, возмутившее Тобольскую митрополию: к 100-летию со дня гибели Распутина там был установлен "часовенный столп". В митрополии назвали "каноническим преступлением" установку в Покровском сооружения в виде часовни ("видимо, имени Григория Распутина?"), использование его изображения на иконах и "самочинное "освящение" "часовенного столпа" монахами и священнослужителями из других епархий".

Умерший православный человек достоин молитвы о упокоении его души, но между заупокойной молитвой о человеке и причислением его к лику святых - "огромная пропасть".

Позиция Архиерейского собора

Локальное религиозное почитание Григория Распутина, как и царя Ивана Грозного, началось в 1990-е годы. Тогда в обществе развернулась целая кампания по их "реабилитации" и "прославлению", причем этот вопрос, как отмечали в Московском патриархате, перешел в плоскость "общественно-политической борьбы". В РПЦ называли происходящее "одним из болезненных проявлений современного кризиса исторического самосознания в церковно-общественной жизни".

На Архиерейском соборе 2004 года даже было принято специальное "Приложение №2 к докладу председателя синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия". В нем подробно говорилось о том, что думает Русская православная церковь о личностях Распутина и Грозного и как она относится к предложениям их канонизации.

В жизни Григория Распутина (1869-1916) можно, условно, выделить два основных периода: до и после его переезда в Петербург. Первый - период странничества, духовного поиска: Распутин совершает многочисленные паломничества по святым местам России, посещает Афон, Киев, Иерусалим. В юности он много болеет. В 1890 году женится на такой же паломнице-крестьянке Прасковье Дубровиной.

После переезда в Петербург в 1904 году и знакомства с царской семьей Распутин, говоря современным языком, "интегрируется" в высшее общество; у него появляется много почитателей, которые видят в нем "старца" и "божьего человека". И в то же время именно этот период вызывает наибольшие вопросы, что было отмечено в докладе митрополита Ювеналия.

"Безнравственный характер личной жизни Г.Распутина, - говорится в нем, - сопровождавшейся особенно в Санкт-Петербурге безудержными пьянством и развратом, был неоднократно и неопровержимо засвидетельствован многочисленными и весьма авторитетными современниками. При этом среди обличителей Г.Распутина в личной безнравственности оказывались не только многие авторитетные священнослужители, среди которых были некоторые канонизованные Церковью святые, и многие выдающиеся государственные деятели, но и опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию своей многочисленной агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб".

И если во властных сферах главным образом обращали внимание на то, что имя Распутина активно использовалось для дискредитации царского дома и всей императорской России, то в церковных кругах видели в нем, прежде всего, трагическую фигуру, "падшего богоискателя". В то же время те иерархи и священнослужители, которые поддерживали тесные отношения с Распутиным, фактически не оставили сколько-нибудь обстоятельных характеристик его личности, более того, за редким исключением, старались не афишировать свои контакты с ним.

"Вообще обращает на себя внимание то обстоятельство, - отмечалось в докладе, - что, несмотря на многочисленность лиц, так или иначе связанных с Г.Распутиным, просивших его покровительства, получавших от него протекцию и деньги, никто из них не высказывался в его защиту, как будто считая заведомо предосудительным всякое упоминание о своем знакомстве с Г.Распутиным".

Все это, однако, не отменяло того факта, что вокруг личности этого человека ходило множество сплетен и слухов, не имевших под собой никакой реальной почвы.

"В нем боролись два начала"

Одно из наиболее интересных свидетельств о Григории Распутине оставил митрополит Вениамин (Федченков, 1880-1961), познакомившийся с ним сразу после его появления в Петербурге и общавшийся с ним на протяжении трех-четырех лет. Архиерей Русской церкви вспоминал, что Григорий сразу произвел на него сильное впечатление - "как необычайной напряженностью своей личности (он был точно натянутый лук или пружина), так и острым пониманием души".

"Распутин был человек совершенно незаурядный и по острому уму, и по религиозной направленности. Нужно было видеть его, как он молился в храме: стоит точно натянутая струна, лицом обращен к высоте, потом начнет быстро-быстро креститься и кланяться. И думаю, что именно в этой исключительной энергии его религиозности и заключалось главное условие влияния на верующих людей", - писал Федченков в своих записках "На рубеже двух эпох".

Распутина он сравнивал с "горящим факелом". Однако, добавлял: "какого он духа и качества", он и его современники "не хотели, да и не умели, разбираться, не имея для этого собственного опыта" (митрополит много писал об оскудении духовной жизни в то время).
Сам Распутин в свое время признавал, что сначала вел жизнь греховную, но потом в его сибирской жизни произошел перелом - он "пришел в раскаяние и решил перемениться".

Однако изжить свою греховность, как замечал митрополит Вениамин, есть "дело наитруднейшее" - "самое трудное из всего в мире". И заключал: "Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая душевная трагедия личная. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых".

"На Страшном суде узнаем"

Есть ли перспективы у новой инициативы по "общественной реабилитации" Григория Распутина? Член синодальной комиссии Русской церкви по канонизации святых, занимающийся исследованием вопросов гибели царской семьи, протоиерей Олег Митров убежден, что их нет.

"Реальность изучается с помощью научных методов, а не с помощью лозунгов и стократных повторений лжи". Любой ученый может прийти в архив и своими глазами увидеть документы, сказал РИА Новости Митров.

Какого-либо пересмотра задокументированной на Архиерейском соборе, официальной позиции Московского патриархата по этому вопросу не будет: "Решение Церкви по этому вопросу известно. Распутин - не святой!"

Впрочем, сторонники почитания Григория Распутина, как и царя Ивана Грозного, "были, есть и будут, и среди церковных людей тоже".

Представитель синодальной комиссии  предположил, что такое стремление "мифологизировать свое сознание связано с вполне понятным желанием - иметь историю своей страны, своего народа, без провалов, с героическими фигурами, где все беды только от врагов, а у нас все хорошо". Однако вряд ли подобная картина, считает священник, поможет нам сегодня, скорее наоборот: она "только запутает" тех, кто "еще готов потрудиться ради спасения Отечества".

Тем не менее, есть и менее категоричные мнения. Одно из них высказал на недавней открытой лекции в Государственном историческом музее глава патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов). Отвечая на вопрос из зала, автор "Несвятых святых" заявил, что здесь нужно все очень серьезно исследовать, и сам он категорическое "нет" говорить никому не хочет: "зачастую те свидетельства, которые нам предлагают, оспариваются другими фактами и свидетельствами".

Лично для владыки Тихона Григорий Распутин остается "абсолютно загадочной фигурой: такие люди встречаются в истории, и о них мы узнаем только на Страшном суде".

https://ria.ru/religion/20170417/1492400770.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Стефанов
Все статьи Сергей Стефанов
Иван Грозный
Россия обречена на мощную, тяжелую государственность
Господа-товарищи, не надейтесь превратить московского царя в ночного сторожа!
24.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
«Сталин возвращается в русское миросознание»
Россия, находящаяся сегодня в смертельной схватке с Западом, должна ответить на вопрос: что сделать, чтобы страна была восстановлена во всей полноте могучей русской цивилизации?
17.10.2024
День памяти святого праведного адмирала Феодора Ушакова
Сегодня мы также вспоминаем взятие Казани Государем Иоанном IV Грозным
15.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
Новый комментарий от Сергей из НН
05.11.2024 11:42
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
05.11.2024 11:07
Государственная идеология России
Новый комментарий от altlisek
04.11.2024 23:56
Предвыборное интервью Дональда Трампа
Новый комментарий от Агафон
04.11.2024 23:06
Воспитание наследников отеческого сыновства
Новый комментарий от О. Евгений
04.11.2024 17:23
Крест русского солдата
Новый комментарий от Человек
04.11.2024 16:21