Почему происходит отпадение от Церкви?

Рассуждает архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ

0
989
Время на чтение 6 минут

- Священномученик Киприан Карфагенский, живший в III веке, утверждал, что вне Церкви нет спасения. Почему он так решительно заявлял? Откуда была такая уверенность?

- Каждый человек по своей природе самолюбив. Об этом пишет апостол: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её (Еф. 5:29). Да, больше всего мы любим самих себя и из-за самолюбия (эгоизма) делаем много ошибок, потому что если акцентируем внимание только на себе, то забываем о Боге, Который дал нам жизнь и должен быть центром нашей жизни. Когда мы уклоняемся от Бога, вектор нашей жизни уходит в сторону - и мы допускаем множество ошибок. Еще в дохристианскую эпоху древние римляне говорили: еrrare humanum est - человеку свойственно ошибаться.

Церковь в первую очередь нам нужна для преодоления самости. Через участие в Таинствах, соборных молитвах с Божией помощью у нас есть шанс преодолеть эгоцентризм собственной природы. И, отложив всякое житейское попечение, как поется в Херувимской песне, мы имеем возможность приблизиться к Богу. Таким образом, уменьшая свое самолюбие, мы становимся ближе к Богу и другим людям. Мы начинаем чувствовать себя единым нераздельным целым, Телом Христовым, в Котором все взаимосвязаны, сопереживают и сострадают друг другу.

Кроме того, все мы постоянно убеждаемся, что через духовное сродство с другими людьми намного легче побороть свои грехи, возникающие в результате эгоцентризма. Не зря народная поговорка гласит: «Один в поле не воин». Вот почему мы каждый воскресный день собираемся на соборную (объединяющую нас) молитву друг за друга, где дьякон возглашает: «Миром (то есть все вместе и друг за друга) Господу помолимся!» Также мы каждый раз читаем молитву «Отче наш», а не «Отче мой», что опять же подсказывает нам, что мы не только за себя, а о всех призваны молиться.

- Почему человек отпадает от Церкви, при каких обстоятельствах? Каковы признаки отпадения? Он, может, и не догадывается об этом...

- Иногда люди выпадают из лона Церкви по одной из причин: кто-то нас искусил, соблазнил своим неблагочестивым поведением, жизнью. Люди порой уходят в секты, когда видят неблагочестивую жизнь архиерея или священника. Но таких случаев не так много.

Большей частью многие оказываются вне церковной ограды именно из-за своих грехов и нежелания в них раскаяться. А иногда человек даже не осознает, что он лишь формально к Церкви принадлежит, а на самом деле давно от Нее отпал. Не случайно во время каждой исповеди священник читает молитву: «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви»... Т. е. каждый грех отторгает нас от Тела Церковного, от Богочеловеческого организма.

Отпадая от Церкви, мы остаемся один на один со своими немощами и только с покаянием обратно становимся единым целым с Церковью как с Телом Христовым. Это дает нам силы дальше жить, трудиться, преодолевать немощи и искушения. Вся критика в адрес Церкви (кто-то соблазняет, искушает, все там плохо) в основном исходит из желания самооправдаться, не меняться самому, а менять всех вокруг, не самому подстраиваться, а подстраивать весь мир под себя.

- Нам, мирянам, хочется равняться на священство и видеть их на голову выше и лучше, чем мы сами есть. Это наше естественное желание оправданно?

- В идеале священники должны быть как Ангелы, даже выше Ангелов. Ибо, как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Ангелы не могут взять в руки Тело Христово, а у священства есть такая возможность.

Соответственно, уровень благочестия священника должен быть на порядок выше уровня благочестия народа.

Любое наше неблагочестие - питательная среда для возникновения расколов и сект. Люди, недостаточно укорененные в вере, не окрепшие в добродетелях, легко соблазняются и отпадают от Церкви. Если бы все мы жили свято, то давно бы исчезли все секты, расколы, а мир стал бы раем.

Сегодня, в эпоху развития Интернета, особенно распространяется страсть осуждения, ибо есть легкая возможность сразу излить свою душу на широкую аудиторию. И ныне мы здесь наблюдаем - сплошные исповеди бывших и настоящих послушниц и семинаристов, бунтующих и разочарованных... Другие подхватывают, вспоминают разные небылицы и истории... В результате получается трагикомедия, которая приводит неискушенных в духовных вопросах людей к унынию и безысходности.

- А еще отвлекает от главного. Люди, обсуждающие «исповеди», забывают, из-за чего весь сыр-бор загорелся. Если христиане забывают о Христе в своих разговорах, то какие они христиане?

О человеке и Церкви говорил священник Александр Борисов в 80-е годы: Церковь влечет к себе, так как она, несомненно, несет самую возвышенную истину, с другой стороны, в Ее жизни есть то, что становится бесспорной преградой между истиной и людьми, которые в Ней нуждаются. Батюшка, что может являться такой преградой? Существуют ли вообще эти преграды?

- Кроме личных соблазнов, возможная преграда, повторюсь - наша неблагочестивая жизнь: одни пристращаются к выпивке, другие сребролюбивы... Это великое искушение для прихожан. Увидев подвыпившего дьякона или священника, человек начинает осуждать всех священнослужителей, а не конкретного человека, и это становится непреодолимой стеной для вхождения в Церковь.

Вспоминаю, как, будучи еще студентом духовной академии, однажды днем в Троице-Сергиевой Лавре я увидел двух старушек, сидящих на скамейке и горько плакавших. Я поинтересовался: что случилось? Они ответили, что увидели, как одного из насельников монастыря только что в нетрезвом виде завели в келью. Для них это было сильным ударом.

- Какие еще могут быть преграды, кроме наших собственных соблазнов?

- Это работа лукавого духа. Он не самовластен, но паразитирует на наших слабостях и часто делает из мухи слона. Сегодня мы особенно это можем наблюдать на работе СМИ. Вокруг Церкви постоянно провоцируется нагнетание откровенной клеветы, в которую многие склонны верить, и она очень многих прельщает.

Лживая кампания против УПЦ, «горячие» новости способствуют тому, что люди не хотят иметь никакого дела с Церковью, где все погрязло в грехе. Так они находят себе легкое оправдание для своего нежелания идти в Дом Божий, а следовательно - работать над собой, над искоренением своих недостатков, которые приписывают Церкви и искусственно раздувают.

О Божественной природе Церкви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам, люди, к сожалению, забывают.

- Удобно иметь виновника своего неспасения: можно ни в чем себе не отказывать, а упрекать других. Это так в духе времени.

- Действительно, прийти в Церковь - значит признать свои грехи и слабости. Это как визит к доктору больного.

А осуждение Церкви - хитрая уловка лукавого как препятствие для покаяния. Такому человеку трудно прийти к священнику на исповедь, сложно перебороть свою гордыню. Ведь в Церкви столько недостойных служителей, считает он, а он правильный и однозначно лучше любого священника во всем разбирается...

Человеку, который осуждает другого, пребывает в страсти гнева, очень сложно здраво рассуждать и покаяться.

- Кто-то сказал, что без размышления над личными недостатками невозможно движение вперед, точно так же без размышлений о недостатках нашей Церкви (Ее человеческой природы) не может быть собственного возрастания в духовной сфере. Прокомментируйте, пожалуйста.

- Человеческий фактор и риск, связанный с ним, присущ всем сферам жизнедеятельности. И Церковь не исключение, так как Она состоит из членов Церкви, как уже было сказано, не всегда блистающих благочестием. Как сказал один батюшка, как Иуда среди двенадцати апостолов, каждый двенадцатый в Церкви - предатель. Тем не менее, Господь всегда готов терпеть заблудшего, дает ему шанс.

Если страсть глубоко укоренилась, то человеку сложно себя контролировать, его воля теряет свою нормативную функцию, и тогда, естественно, он падает в грех, хотя разум и подсказывает, что так жить нельзя.

Любое наше падение, если мы сразу не покаемся, лишает нас действия благодати Божией. Мы отталкиваем её от себя, когда считаем, что сами понимаем, как нужно жить: хочу пить - буду пить и т. д. В итоге люди остаются один на один со своими немощами. В таком случае оказываются бессильными даже молитвы всей Церкви, потому что человек сам не смиряется. Только если у него возникает покаянное чувство, тогда и молитва Церкви действует.

Для этого Церковь и существует.

Записала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/nesovershenstvo-cerkvi-prepyatstvie-k-spaseniyu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21