Заложники среднего балла

Взгляд врача на итоги реформы образования

Закон об Образовании в РФ 
0
546
Время на чтение 4 минуты

Перед началом очередного (2016-2017) учебного года в России прошел Всероссийский педсовет, на котором представили нового министра образования.

Естественно, в присутствии премьера и нового министра приятнее было говорить о хорошем: похвалиться успехами, поблагодарить за снижение беcсмысленной бумажной нагрузки.

Не нашлось ни одного камикадзе (или его не показали по телевидению), который озвучил бы колоссальную проблему, существующую в каждой школе, но стыдливо замалчивающуюся. Я говорю о «пофигистах» и неудачниках, про которых сами учителя говорят «три пишем, два в уме». С ними мне как детскому психиатру приходится регулярно общаться.

Причины для появления прослойки неудачников самые разные. Это и невысокие интеллектуальные способности учащегося, и некомпенсированный своевременно дефицит внимания, и гипердинамический синдром, и социально-бытовая запущенность, и ненадлежащий контроль со стороны родителей, и порой педагогические ошибки, когда конфликт с первой учительницей напрочь отбивает желание учиться.

Кстати, в этом возрасте многие подростки выражают желание работать и зарабатывать (это позволяет им достойным образом самоутверждаться среди сверстников). А уж потом, понабив шишек, оценив преимущества образования, можно доучиваться в вечерней школе (равные среди равных). Но теперь вечерние школы ликвидированы практически повсеместно, на работу не берут, и вынуждены они, бедолаги, мучаясь сами и мучая педагогов и родителей, тащиться до 9-го класса.

Окончания школы они ждут с нетерпением, планируя, какой профессии будут учиться, надеясь навсегда освободиться от «лишних» (как они уверены) знаний. Рассуждения их просты и понятны: зачем повару разбираться в системе координат или для чего автомеханику заучивать типы соцветий?

И президент, и премьер неоднократно говорили о нехватке специалистов среднего звена, рабочих профессий. Плохо, если есть голова, но нет рук: изобретенную технику некому будет собрать на заводе, выведенные селекционные сорта некому будет выращивать на полях. А на самом деле, абсолютное большинство этих «пофигистов» способны освоить и качественно справляться с выбранной профессией. Но непреодолимой преградой между ними и профессией встает Государственная Итоговая Аттестация (ГИА).

Я не согласна с чиновниками из Министерства образования, что тестовый контроль является единственной объективной формой проверки знаний. Родители и бабушки нынешних учеников, сдававшие экзамены по билетам, имеют более крепкие знания, чем некоторые выпускники, совсем недавно сдававшие ЕГЭ. Нынешние положительные оценки по ЕГЭ отнюдь не гарантируют поступления в желаемый вуз, а те, кто все-таки стал первокурсником, частенько шокируют преподавателей вузов своей безграмотностью.

Но, возвращаясь к ГИА, необходимо заметить, что год от года подготовиться к нему в рамках школы все сложнее именно из-за непредсказуемости. Даже родители неглупых учеников не жалеют денег (если они есть) на репетиторов, желательно из тех, кто участвует в подготовке тестов и может подстраховать от ловушек. А если родители - бюджетники, а выпускников - двое? А если в семье один кормилец? А если?.. Опять расслоение: у богатых возможностей больше, а у бедных меньше? Почему бы не оставить тестовую форму ГИА для тех, кто намерен учиться в 10-11-м классах, а для тех, кто намерен уйти из школы в техникум или училище, - вернуть контрольные и билеты.

Я обследовала интеллектуальные возможности этих неудачников, мечтающих вырваться из школы. Абсолютное большинство из них способны решить типовые задачи по математике, используя заданный шаблон, при необходимой подготовке смогут написать изложение, подготовить ответ в рамках заданного в билете вопроса. Не эти ли качества (умение следовать образцу, находить решение, используя доступные навыки) необходимы хорошему мастеровому?

Так зачем заставлять родителей и педагогов лукавить и искать обходные пути, чтобы любой ценой добиться щадящих условий для сдачи ГИА? Ведь когда ученики могли выбирать между тестовой и традиционной формой сдачи выпускных экзаменов, не было необходимости стольких учеников направлять на щадящий режим сдачи ГИА только для того, чтобы не обрубать им возможность профессионального образования.

И еще. Абсолютно недопустимо делать педагогов заложниками среднего балла по ГИА или ЕГЭ. Это напрочь убивает творческий подход в преподавании и превращает учеников в инструмент для зарабатывания рейтинга. Работу педагога можно оценить лишь по тому, какими гражданами стали его ученики, а это проверяется годами, а не тестами.

Выпускные аттестаты Сергея Королева или Антона Чехова не сделали бы чести их учителям, но сейчас невозможно переоценить их вклад в мировую науку и искусство.

Бедные педагоги вынуждены разрываться между неудачниками (которых им все-таки жалко) и начальством, от которого зависит финансирование. И выбор, к сожалению, бывает не в пользу детей.

Так и получается, что чиновники, оценивающие работу школы по результатам тестов, обманывают государство и препятствуют подросткам в получении среднего профессионального образования. А в кого превратятся через 5-7 лет эти подростки, выброшенные «за борт»? Не имея профессии, они не имеют перспектив для социального роста, значит, превращаются в людей, которым нечего терять.

Люди, выброшенные «за борт», в будущем потенциально способны создать большое социальное напряжение в обществе. Они быстро маргинализируются и поэтому нередко становятся преступниками, «пушечным мясом». Так ради кого создаются эти правила, кто выигрывает по ним?

Екатерина КУЛЕБЯКИНА,
врач

http://www.rv.ru/content.php3?id=12018

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Кулебякина
«Незнание языка даёт много поводов увидеть обиду там, где её нет»
Не имея возможности самоутверждаться в учёбе, ребенок-мигрант пытается добиться уважения единственным доступным ему средством – силой
01.02.2022
Все статьи Екатерина Кулебякина
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28