С 2009 года при саратовском храме в честь Казанской иконы Божией Матери действует литературный клуб «Православный календарь». Литературное объединение, которое первоначально было создано для воспитанников воскресной школы храма, постепенно стало привлекать к себе новых участников - в него влились люди самых разных возрастов, профессий, вкусов. Объединило всех этих людей одно - любовь к русской словесности и православной культуре.
Заседания клуба совсем не похожи на занятия в школьном литературном кружке. Во многом это заслуга его организаторов - профессора Саратовского государственного университета, доктора филологических наук Надежды Михайловны Орловой и филолога Светланы Павловны Смоляковой.
- Литературный клуб организован по инициативе наших прихожан, - рассказывает настоятель Казанского храма протоиерей Димитрий Полохов. - Его участники рассматривают сюжеты русской классической литературы в их связи с православной традицией. На наши мероприятия мы приглашаем всех желающих - приходят, например, учителя «Основ православной культуры», русского языка и литературы Заводского района. Почему клуб вызывает такой интерес? Потому что всё делается на высоком профессиональном уровне, такое не часто встретишь в школьных классах и даже в студенческих аудиториях.
Организаторы называют каждое свое заседание лекцией-беседой. Круг тем, затронутый на таких встречах, впечатляет: «Сюжет притчи о блудном сыне в "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина»; «Учить и крестить (Н. Лесков "На краю света"); «Жизнь и житие пастыря: Изображение священнослужителей в русской литературе»; «Рождественские жанры в литературе»; «О традициях православной трапезы и их отображении в русской литературе»; «О духовном пути А. С. Пушкина»; «"Объяли меня воды до души моей": человек перед лицом испытаний»; «"Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова)» и многое другое. Для знакомства с интереснейшими местами, связанными с историей Православия, были также организованы беседы о православном Харбине и о святынях Крыма.
Участники литературного клуба проводят свои встречи в воскресной школе и в актовом зале расположенной по соседству с Казанским храмом школы № 53, где к ним присоединяются школьники и учителя. Проходят и выездные мероприятия: в СГУ, в юридической академии, на заводе «Газпроммаш», в Областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина.
Ни одна встреча не ограничивается только беседой - звучат стихи, песни, духовные песнопения в исполнении хора Казанского храма и участников клуба православной авторской песни «Георгиевский крест». Почти каждое мероприятие сопровождается небольшими спектаклями по произведениям русской классики - здесь и «Демьянова уха» И. А. Крылова, и «Хирургия» А. П. Чехова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Пир во время чумы» А. С. Пушкина и «Женитьба» Н. В. Гоголя. Их ставит с юными прихожанами клирик Казанского храма священник Максим Саулов.
Одна из последних бесед была посвящена важнейшему для каждого человека вопросу семейных отношений, и это нашло отражение в самом названии мероприятия: «Что Бог соединил... (тема брака и семьи в русской литературе)».
Ведущие - Надежда Михайловна Орлова и Светлана Павловна Смолякова - отметили, что повествование о человеческой жизни непредставимо без темы любви, брака, семьи, без рассказов о тех испытаниях, которые приходится преодолевать людям, любящим друг друга. Эта тема вмещает в себя всю человеческую жизнь с ее праздниками, буднями, ошибками, муками и высокими духовными обретениями, о чем и свидетельствует творчество Пушкина, Некрасова, Толстого, Лескова, Чехова и других русских классиков.
Говоря о романе в стихах «Евгений Онегин», участники беседы задались волнующим вопросом: «А права ли была Татьяна? Почему ее выбор в финале романа именно таков?». В процессе обсуждения собравшимся был предложен фрагмент фильма Игоря Таланкина «Чайковский». В нем Чайковский пишет по роману Пушкина оперу, вовсю идет подготовка к премьере. Но финал композитор меняет: Татьяна должна остаться с Онегиным. И вот уже звучит дуэт главных героев: «Не можешь ты меня отринуть,/Ты для меня должна покинуть/Постылый дом и шумный свет, -/Тебе другой дороги нет!».
- Стоп, стоп, стоп! - прерывает артистов дирижер спектакля Николай Рубинштейн. - Разве так обнимают любимую женщину? Это же торжество вашей любви! Счастливый конец! Что вы делаете? Давайте еще раз.
Из глубины зала раздаются хлопки, появляется Чайковский. Композитор разрывает последние листы партитуры.
- Это ложь. Пушкин прав, такого конца быть не может.
Пушкин чувствовал, что его Татьяна не сможет пойти против данного ею в Церкви обета. Почувствовал это и Чайковский, вернув опере единственно верный финал.
Организующей мыслью беседы стала мысль о том, что семья - домашняя Церковь, а брак - дверь в нее. В Таинстве Венчания супружеский союз благословляется во образ духовного союза Христа с Церковью. Венцы на головах брачующихся - это не только свидетельство избранного, царского положения человека в сотворенном Богом мире, но и напоминание о тех испытаниях, которые неизбежно ждут супругов на их земном пути и которые они должны терпеливо перенести, поддерживая и укрепляя друг друга.
При этом так называемые «семейные обстоятельства» предстают в русской литературе не только в драматическом и трагическом, но и в комическом обличье. Удачное или неудачное сватовство, разнообразные неурядицы повседневной жизни - все это является богатым творческим материалом для писателей, наделенных даром видеть и передавать смешное.
Со словами благодарности к организаторам и активным участникам литературного клуба выступил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии протоиерей Сергий Штурбабин.
- Прямо перед нашими глазами - огромный пласт культуры, которая нами не изведана, - отметил отец Сергий. - Мы знаем ее поверхностно, не вникая в те глубокие смыслы, которые доносят до нас и авторы древности, и наши современники. И эти встречи как раз позволяют нам увидеть то, что, может быть, сокрыто на первый взгляд, но то, что является важным, ценным для каждого из нас в отдельности и для всех вместе. И поэтому это очень важное, благое дело. Оно приносит неоценимую пользу и тем, кто смотрит, и тем, кто участвует, и особенно тем, кто готовит все эти мероприятия, потому как нет ничего более радостного, чем нести пользу окружающим. Все эти беседы - живое доказательство того, что такое явление, как православная культура, есть на самом деле. Вместе с тем нам явлен пример того, как можно удачно сочетать различные формы взаимодействия Церкви и общеобразовательных учреждений, делая такое общее и полезное для всех дело.
В планах работы литературного клуба - заседания, которые продолжат традицию знакомства с неисчерпаемой сокровищницей русской литературы, обращенной к Православию: «"Аще забуду тебя, Иерусалиме" (русские писатели и художники на Святой Земле)»; «Жанр стихотворения-молитвы в творчестве русских поэтов» и другие.
Расписание заседаний клуба можно найти на сайте Казанского храма Саратова.
Фото автора
Газета «Православная вера» № 01 (573)
Яна Конченкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-k-literature-ili-pochemu-tatyana-otvergla-onegina