Любовь к литературе, или Почему Татьяна отвергла Онегина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
609
Время на чтение 6 минут
Как часто, увидев в книге незнакомое слово, мы заглядываем в словарь? Скорее всего, многие признаются себе: не часто, особенно если произведение объемное и непонятные слова быстро теряются в общем контексте. А ведь сколько деталей, сколько ниточек к главному замыслу автора мы при этом теряем! Русская литература тесно связана с православной культурой: в ней находят отображение евангельские сюжеты, праздники, церковная жизнь, да и просто быт православных христиан. Для современных школьников, а тем более для тех, кто окончил школу в советское время, все эти смыслы остаются незамеченными и непонятыми. Есть ли возможность их вернуть?

С 2009 года при саратовском храме в честь Казанской иконы Божией Матери действует литературный клуб «Православный календарь». Литературное объединение, которое первоначально было создано для воспитанников воскресной школы храма, постепенно стало привлекать к себе новых участников - в него влились люди самых разных возрастов, профессий, вкусов. Объединило всех этих людей одно - любовь к русской словесности и православной культуре.

Заседания клуба совсем не похожи на занятия в школьном литературном кружке. Во многом это заслуга его организаторов - профессора Саратовского государственного университета, доктора филологических наук Надежды Михайловны Орловой и филолога Светланы Павловны Смоляковой.

- Литературный клуб организован по инициативе наших прихожан, - рассказывает настоятель Казанского храма протоиерей Димитрий Полохов. - Его участники рассматривают сюжеты русской классической литературы в их связи с православной традицией. На наши мероприятия мы приглашаем всех желающих - приходят, например, учителя «Основ православной культуры», русского языка и литературы Заводского района. Почему клуб вызывает такой интерес? Потому что всё делается на высоком профессиональном уровне, такое не часто встретишь в школьных классах и даже в студенческих аудиториях.

Организаторы называют каждое свое заседание лекцией-беседой. Круг тем, затронутый на таких встречах, впечатляет: «Сюжет притчи о блудном сыне в "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина»; «Учить и крестить (Н. Лесков "На краю света"); «Жизнь и житие пастыря: Изображение священнослужителей в русской литературе»; «Рождественские жанры в литературе»; «О традициях православной трапезы и их отображении в русской литературе»; «О духовном пути А. С. Пушкина»; «"Объяли меня воды до души моей": человек перед лицом испытаний»; «"Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова)» и многое другое. Для знакомства с интереснейшими местами, связанными с историей Православия, были также организованы беседы о православном Харбине и о святынях Крыма.

Участники литературного клуба проводят свои встречи в воскресной школе и в актовом зале расположенной по соседству с Казанским храмом школы № 53, где к ним присоединяются школьники и учителя. Проходят и выездные мероприятия: в СГУ, в юридической академии, на заводе «Газпроммаш», в Областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина.

Ни одна встреча не ограничивается только беседой - звучат стихи, песни, духовные песнопения в исполнении хора Казанского храма и участников клуба православной авторской песни «Георгиевский крест». Почти каждое мероприятие сопровождается небольшими спектаклями по произведениям русской классики - здесь и «Демьянова уха» И. А. Крылова, и «Хирургия» А. П. Чехова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Пир во время чумы» А. С. Пушкина и «Женитьба» Н. В. Гоголя. Их ставит с юными прихожанами клирик Казанского храма священник Максим Саулов.

Одна из последних бесед была посвящена важнейшему для каждого человека вопросу семейных отношений, и это нашло отражение в самом названии мероприятия: «Что Бог соединил... (тема брака и семьи в русской литературе)».

Ведущие - Надежда Михайловна Орлова и Светлана Павловна Смолякова - отметили, что повествование о человеческой жизни непредставимо без темы любви, брака, семьи, без рассказов о тех испытаниях, которые приходится преодолевать людям, любящим друг друга. Эта тема вмещает в себя всю человеческую жизнь с ее праздниками, буднями, ошибками, муками и высокими духовными обретениями, о чем и свидетельствует творчество Пушкина, Некрасова, Толстого, Лескова, Чехова и других русских классиков.

Говоря о романе в стихах «Евгений Онегин», участники беседы задались волнующим вопросом: «А права ли была Татьяна? Почему ее выбор в финале романа именно таков?». В процессе обсуждения собравшимся был предложен фрагмент фильма Игоря Таланкина «Чайковский». В нем Чайковский пишет по роману Пушкина оперу, вовсю идет подготовка к премьере. Но финал композитор меняет: Татьяна должна остаться с Онегиным. И вот уже звучит дуэт главных героев: «Не можешь ты меня отринуть,/Ты для меня должна покинуть/Постылый дом и шумный свет, -/Тебе другой дороги нет!».

- Стоп, стоп, стоп! - прерывает артистов дирижер спектакля Николай Рубинштейн. - Разве так обнимают любимую женщину? Это же торжество вашей любви! Счастливый конец! Что вы делаете? Давайте еще раз.

Из глубины зала раздаются хлопки, появляется Чайковский. Композитор разрывает последние листы партитуры.

- Это ложь. Пушкин прав, такого конца быть не может.

Пушкин чувствовал, что его Татьяна не сможет пойти против данного ею в Церкви обета. Почувствовал это и Чайковский, вернув опере единственно верный финал.

Организующей мыслью беседы стала мысль о том, что семья - домашняя Церковь, а брак - дверь в нее. В Таинстве Венчания супружеский союз благословляется во образ духовного союза Христа с Церковью. Венцы на головах брачующихся - это не только свидетельство избранного, царского положения человека в сотворенном Богом мире, но и напоминание о тех испытаниях, которые неизбежно ждут супругов на их земном пути и которые они должны терпеливо перенести, поддерживая и укрепляя друг друга.

При этом так называемые «семейные обстоятельства» предстают в русской литературе не только в драматическом и трагическом, но и в комическом обличье. Удачное или неудачное сватовство, разно­образные неурядицы повседневной жизни - все это является богатым творческим материалом для писателей, наделенных даром видеть и передавать смешное.

Со словами благодарности к организаторам и активным участникам литературного клуба выступил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии протоиерей Сергий Штурбабин.

- Прямо перед нашими глазами - огромный пласт культуры, которая нами не изведана, - отметил отец Сергий. - Мы знаем ее поверхностно, не вникая в те глубокие смыслы, которые доносят до нас и авторы древности, и наши современники. И эти встречи как раз позволяют нам увидеть то, что, может быть, сокрыто на первый взгляд, но то, что является важным, ценным для каждого из нас в отдельности и для всех вместе. И поэтому это очень важное, благое дело. Оно приносит неоценимую пользу и тем, кто смотрит, и тем, кто участвует, и особенно тем, кто готовит все эти мероприятия, потому как нет ничего более радостного, чем нести пользу окружающим. Все эти беседы - живое доказательство того, что такое явление, как православная культура, есть на самом деле. Вместе с тем нам явлен пример того, как можно удачно сочетать различные формы взаимодействия Церкви и общеобразовательных учреждений, делая такое общее и полезное для всех дело.

В планах работы литературного клуба - заседания, которые продолжат традицию знакомства с неисчерпаемой сокровищницей русской литературы, обращенной к Православию: «"Аще забуду тебя, Иерусалиме" (русские писатели и художники на Святой Земле)»; «Жанр стихотворения-молитвы в творчестве русских поэтов» и другие.

Расписание заседаний клуба можно найти на сайте Казанского храма Саратова.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Яна Конченко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-k-literature-ili-pochemu-tatyana-otvergla-onegina
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:23
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 08:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16