itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Любовь к литературе, или Почему Татьяна отвергла Онегина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
594
Время на чтение 6 минут
Как часто, увидев в книге незнакомое слово, мы заглядываем в словарь? Скорее всего, многие признаются себе: не часто, особенно если произведение объемное и непонятные слова быстро теряются в общем контексте. А ведь сколько деталей, сколько ниточек к главному замыслу автора мы при этом теряем! Русская литература тесно связана с православной культурой: в ней находят отображение евангельские сюжеты, праздники, церковная жизнь, да и просто быт православных христиан. Для современных школьников, а тем более для тех, кто окончил школу в советское время, все эти смыслы остаются незамеченными и непонятыми. Есть ли возможность их вернуть?

С 2009 года при саратовском храме в честь Казанской иконы Божией Матери действует литературный клуб «Православный календарь». Литературное объединение, которое первоначально было создано для воспитанников воскресной школы храма, постепенно стало привлекать к себе новых участников - в него влились люди самых разных возрастов, профессий, вкусов. Объединило всех этих людей одно - любовь к русской словесности и православной культуре.

Заседания клуба совсем не похожи на занятия в школьном литературном кружке. Во многом это заслуга его организаторов - профессора Саратовского государственного университета, доктора филологических наук Надежды Михайловны Орловой и филолога Светланы Павловны Смоляковой.

- Литературный клуб организован по инициативе наших прихожан, - рассказывает настоятель Казанского храма протоиерей Димитрий Полохов. - Его участники рассматривают сюжеты русской классической литературы в их связи с православной традицией. На наши мероприятия мы приглашаем всех желающих - приходят, например, учителя «Основ православной культуры», русского языка и литературы Заводского района. Почему клуб вызывает такой интерес? Потому что всё делается на высоком профессиональном уровне, такое не часто встретишь в школьных классах и даже в студенческих аудиториях.

Организаторы называют каждое свое заседание лекцией-беседой. Круг тем, затронутый на таких встречах, впечатляет: «Сюжет притчи о блудном сыне в "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина»; «Учить и крестить (Н. Лесков "На краю света"); «Жизнь и житие пастыря: Изображение священнослужителей в русской литературе»; «Рождественские жанры в литературе»; «О традициях православной трапезы и их отображении в русской литературе»; «О духовном пути А. С. Пушкина»; «"Объяли меня воды до души моей": человек перед лицом испытаний»; «"Несвятые святые" архимандрита Тихона (Шевкунова)» и многое другое. Для знакомства с интереснейшими местами, связанными с историей Православия, были также организованы беседы о православном Харбине и о святынях Крыма.

Участники литературного клуба проводят свои встречи в воскресной школе и в актовом зале расположенной по соседству с Казанским храмом школы № 53, где к ним присоединяются школьники и учителя. Проходят и выездные мероприятия: в СГУ, в юридической академии, на заводе «Газпроммаш», в Областной библиотеке для детей и юношества имени А. С. Пушкина.

Ни одна встреча не ограничивается только беседой - звучат стихи, песни, духовные песнопения в исполнении хора Казанского храма и участников клуба православной авторской песни «Георгиевский крест». Почти каждое мероприятие сопровождается небольшими спектаклями по произведениям русской классики - здесь и «Демьянова уха» И. А. Крылова, и «Хирургия» А. П. Чехова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Пир во время чумы» А. С. Пушкина и «Женитьба» Н. В. Гоголя. Их ставит с юными прихожанами клирик Казанского храма священник Максим Саулов.

Одна из последних бесед была посвящена важнейшему для каждого человека вопросу семейных отношений, и это нашло отражение в самом названии мероприятия: «Что Бог соединил... (тема брака и семьи в русской литературе)».

Ведущие - Надежда Михайловна Орлова и Светлана Павловна Смолякова - отметили, что повествование о человеческой жизни непредставимо без темы любви, брака, семьи, без рассказов о тех испытаниях, которые приходится преодолевать людям, любящим друг друга. Эта тема вмещает в себя всю человеческую жизнь с ее праздниками, буднями, ошибками, муками и высокими духовными обретениями, о чем и свидетельствует творчество Пушкина, Некрасова, Толстого, Лескова, Чехова и других русских классиков.

Говоря о романе в стихах «Евгений Онегин», участники беседы задались волнующим вопросом: «А права ли была Татьяна? Почему ее выбор в финале романа именно таков?». В процессе обсуждения собравшимся был предложен фрагмент фильма Игоря Таланкина «Чайковский». В нем Чайковский пишет по роману Пушкина оперу, вовсю идет подготовка к премьере. Но финал композитор меняет: Татьяна должна остаться с Онегиным. И вот уже звучит дуэт главных героев: «Не можешь ты меня отринуть,/Ты для меня должна покинуть/Постылый дом и шумный свет, -/Тебе другой дороги нет!».

- Стоп, стоп, стоп! - прерывает артистов дирижер спектакля Николай Рубинштейн. - Разве так обнимают любимую женщину? Это же торжество вашей любви! Счастливый конец! Что вы делаете? Давайте еще раз.

Из глубины зала раздаются хлопки, появляется Чайковский. Композитор разрывает последние листы партитуры.

- Это ложь. Пушкин прав, такого конца быть не может.

Пушкин чувствовал, что его Татьяна не сможет пойти против данного ею в Церкви обета. Почувствовал это и Чайковский, вернув опере единственно верный финал.

Организующей мыслью беседы стала мысль о том, что семья - домашняя Церковь, а брак - дверь в нее. В Таинстве Венчания супружеский союз благословляется во образ духовного союза Христа с Церковью. Венцы на головах брачующихся - это не только свидетельство избранного, царского положения человека в сотворенном Богом мире, но и напоминание о тех испытаниях, которые неизбежно ждут супругов на их земном пути и которые они должны терпеливо перенести, поддерживая и укрепляя друг друга.

При этом так называемые «семейные обстоятельства» предстают в русской литературе не только в драматическом и трагическом, но и в комическом обличье. Удачное или неудачное сватовство, разно­образные неурядицы повседневной жизни - все это является богатым творческим материалом для писателей, наделенных даром видеть и передавать смешное.

Со словами благодарности к организаторам и активным участникам литературного клуба выступил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии протоиерей Сергий Штурбабин.

- Прямо перед нашими глазами - огромный пласт культуры, которая нами не изведана, - отметил отец Сергий. - Мы знаем ее поверхностно, не вникая в те глубокие смыслы, которые доносят до нас и авторы древности, и наши современники. И эти встречи как раз позволяют нам увидеть то, что, может быть, сокрыто на первый взгляд, но то, что является важным, ценным для каждого из нас в отдельности и для всех вместе. И поэтому это очень важное, благое дело. Оно приносит неоценимую пользу и тем, кто смотрит, и тем, кто участвует, и особенно тем, кто готовит все эти мероприятия, потому как нет ничего более радостного, чем нести пользу окружающим. Все эти беседы - живое доказательство того, что такое явление, как православная культура, есть на самом деле. Вместе с тем нам явлен пример того, как можно удачно сочетать различные формы взаимодействия Церкви и общеобразовательных учреждений, делая такое общее и полезное для всех дело.

В планах работы литературного клуба - заседания, которые продолжат традицию знакомства с неисчерпаемой сокровищницей русской литературы, обращенной к Православию: «"Аще забуду тебя, Иерусалиме" (русские писатели и художники на Святой Земле)»; «Жанр стихотворения-молитвы в творчестве русских поэтов» и другие.

Расписание заседаний клуба можно найти на сайте Казанского храма Саратова.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 01 (573)

Яна Конченко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-k-literature-ili-pochemu-tatyana-otvergla-onegina
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09