Для Московской духовной академии праздник Покрова Божией Матери - особый день. В память этого праздника освящен Покровский академический храм. Какие события, определяющие нынешнее бытие Академии, произошли в ее истории в этот день? Об этом рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений.
- Каждый год в день Покрова Божией Матери, 14 октября, мы, академическая преподавательская корпорация и студенты, отмечаем перевод Московской духовной академии в духовный центр России - Троице-Сергиеву Лавру. Впервые это произо¬шло в этот день в 1814 г. Разруха Москвы после нашествия французов - лишь формальная причина этого промыслительного и знаменательного для нас события.
Тогда 1 октября (по ст. ст.) 1814 г., в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Академии в Лавре. Парадоксально, что, только покинув Москву, она стала официально называться не Славяно-греко-латинской, а Московской духовной академией. И вот уже более 200 лет Академия празднует свой престольный праздник в день Покрова, а образ Покрова Божией Матери, изображенный в надалтарной части Покровского храма (построен в 1870 г.), переносит всех служащих и молящихся во Влахернский храм и православную Византию.
Московская духовная академия и Покровский храм
Переезд в Лавру и вверение Академии Покрову Девы Марии обозначили совершенно новый этап в жизни духовной школы, которая отныне должна была жить в средоточии русского православного монашества в сочетании творческой свободы и незыблемой традиции. Перед глазами преподавателей и студентов стала приоткрываться жизнь великого монастыря. Именно здесь Академия переживает свой золотой век.
На страшную революционную эпоху, к 100-летней годовщине которой мы приближаемся, Академия ответила сонмом новомучеников. Один из них - архимандрит Иларион (Троицкий) - летом переломного 1917 г. исполнял обязанности ректора Академии. После революции жизнь Академии сначала перешла на уровень полуподпольного существования, а в 1930-х гг. и вовсе прервалась. Ее рассеянным повсюду преподавателям и питомцам - из тех, кто остался в живых, - пришлось до конца испить горькую чашу гонений и страданий, обрушившихся на Церковь и русский народ. В совокупности на данный момент установлено 65 святых Академии, большая часть которых относится к мученикам и исповедникам революционной эпохи.
Начало учебного года в МДА в 1954 году
Тем отраднее, что 70 лет назад, в 1946 г., было объявлено о возвращении к традиционной структуре духовного образования. Постановлением Совета Министров СССР от 29 мая 1946 г. было разрешено открытие духовных академий в Москве, Ленинграде и Киеве, а постановление от 9 июля 1946 г. предоставляло возможность преобразования Богословско-пастырских курсов в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Львове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе - в духовные семинарии. В соответствии с этим решением возрожденные в 1944 г. Богословский институт и Курсы были преобразованы в Московскую духовную академию и семинарию - с четырехлетней программой обучения каждая. В административном отношении Академия и Семинария были объединены - впервые за всю историю Академии, и это объединение стало характерной особенностью всей последующей эпохи.
И вот в октябре 1948 г. произошло, наконец, особо радостное событие: Московская духовная академия и семинария вернулась в Троице-Сергиеву Лавру. И снова в день Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября 1948 г.! Тогда официальной Правительственной комиссией были приняты восстановительные работы зданий, переданных Академии еще 10 декабря 1947 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) благословил Московскую духовную академию иконой Покрова Пресвятой Богородицы, которая была торжественно перенесена из Троицкого собора Лавры в здание Академии. Преподаватели и учащиеся с особой нескрываемой радостью возвратились в большую келью Преподобного Сергия, Игумена и умиротворителя Русской земли.
Педсовет в МДА в 1990 году
1950-е гг. стали особо плодотворной эпохой. В это время был заново открыт академический музей, именуемый Церковно-археологическим кабинетом (1951), восстановлен и освящен Покровский храм (1955), возвращены последние здания, конфискованные советской властью. В 1956 г. был передан Библиотечный корпус, в котором до этого размещался Заочный педагогический институт. Академия зажила снова своей интенсивной внутренней жизнью.
Однако к концу 1950-х гг. значительно усилилось давление на Церковь атеистических властей. Было запрещено преподавать общеобразовательные предметы, влияющие на формирование мировоззрения: психологию, логику, историю философии и литературы. В то же время преподавание классических языков в семинарии было сведено до почти что бесполезного минимума.
Собор святых Московской духовной академии
Антирелигиозная кампания тем не менее не достигла ожидаемых результатов. И снова освободительное уже для всей Русской Православной Церкви событие произошло в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 1964 г. главный гонитель Церкви - первый секретарь Центрального комитета КПСС Н.С. Хрущев - был отстранен от всех занимаемых должностей и стал персональным пенсионером. В этот же день, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Московской духовной академии прошли торжества, посвященные 150-летнему юбилею ее пребывания в Троице-Сергиевой Лавре.
Вот эти три события, произошедшие в день праздника Покрова Божией Матери, переезд и возвращение Академии в Лавру, а также прекращение последнего советского рецидива гонений на Церковь во многом определяют и нынешнее бытие Академии.
- Известно, что до сих пор раздаются голоса о необходимости перевода высшей московской духовной школы обратно в Москву. Почему так важно пребывание Семинарии и Академии в Лавре?
Уборка мусора перед Покровским храмом в 1955 году
- Потому что воспитание будущего священнослужителя и церковного богослова неразрывно связано с духовной жизнью. Административные меры не действенны при формировании подлинной церковности и духовной цельности человека, без которых пастырем стать невозможно и даже пагубно. Конечно, здесь необходимы подвиг и усилия самого студента. Но в духовной жизни, особенно в начале этого многотрудного пути, юному подвижнику обязательно нужен опытный руководитель - духовный наставник. Самыми искусными духовниками по праву считаются монашествующие - те, кто полностью посвятил свою жизнь молитве, аскезе, покаянию, служению Богу и Его образу - ближнему. Занимаясь этим «внутренним деланием» годами, монашествующие становятся искусными врачевателями душ, приходящих к ним за советом, и они уже могут передать этот опыт жаждущим духовного возрастания. Администрация Академии всегда приветствовала желание студентов духовно окормляться у духовников Лавры.
Царские чертоги, где ныне находится Академия, чертеж 1745 года
Сами духовники Лавры в большинстве своем, как правило, были когда-то студентами Академии, а потому им хорошо знакомы все перипетии студенческой жизни. Они все так же когда-то ходили на молебны к раке Преподобного Сергия перед экзаменами и могут дать правильный и взвешенный совет учащемуся, сообщить следующим за ними поколениям нужный духовный настрой. Все это, конечно, оказывает значительную духовную помощь студенту, уже c первых лет обучения в Семинарии настраивая черпать силы в молитве, относиться благоговейно и осознанно к богослужению и участию в Таинствах Церкви. Духовник, можно сказать, помогает студенту начать воплощать те богословские знания, которые он получает на лекциях, в собственный духовный опыт. Это самое главное и трудное, и именно здесь при помощи духовника прежде всего надо постараться избежать ошибок. Потому что именно из этой сердечной сокровищницы лично пережитого выпускник будет делиться опытом с паствой.
За прошедшие два века, можно уверенно сказать, духовная связь между Лаврой и Академией настолько окрепла, что уже невозможно представить ни обитель без Академии, ни Академию без Лавры. У нас единый духовный попечитель - Преподобный Сергий Радонежский. Все студенты и преподаватели - под Покровом Божией Матери, все - ученики аввы Сергия. Его примером все мы вдохновляемся, его молитвами руководимы в жизни внутренней и в делах повседневных преподавания и учебы.
Московская духовная академия и Покровский храм в период с 1892 по 1913 г.
Особенностью нового периода Академии, который начался после возрождения Академии в 1948 г., является то, что большинство насельников Лавры - выпускники Московской духовной академии. Этого не было до революции. А сейчас в Лавре наши студенты получают серьезные навыки духовной жизни, и именно в лаврскую братию поступают те из них, кто склоняется к иноческому пути. Многое Лавра дает Академии, но и Академия - Лавре. Это промыслительно обоюдные к вящей славе Божией приношения: лаврская братия делится своим духовным опытом со студентами, а те, кто чувствует призвание к монашеству, пополняют ее ряды.
- Именно на праздник Покрова Божией Матери рассеялся, как вы сказали, последний рецидив гонений на Церковь. Как осмыслялся этот поворот?
- Представьте себе начало XX века: разруха, кощунства, поругание святынь... Храмы и монастыри осквернены. Лавра уже закрыта. Над мощами Преподобного Сергия Радонежского уже публично глумились, устроив этот чудовищный «спектакль». Тогда, в 1920-е гг., Московская духовная академия переходит в полуподпольное существование, скоро и вовсе будет закрыта. Духовенство расстреливают. А замечательный историк Церкви Сергей Павлович Мансуров, сам будучи уже не раз арестован, в 1926 г. принимает священство. Он же тогда напишет потрясающие слова: история Церкви - это история святых. Так и осмыслялся этот поворот, что по молитвам новомучеников и исповедников Божия Матерь явила Свой Покров над Русской Церковью.
Профессора и преподаватели МДА 1946 год
Помню, как мы участвовали в подготовке Юбилейного Поместного собора 1988 г. Это было эпохальное событие. Год 1000-летия Крещения Руси. В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний Собора из Трапезного храма Лавры. Тогдашний ректор Академии, председатель на тот момент Учебного комитета Русской Православной Церкви владыка Александр (Тимофеев) в своем выступлении сказал: «Нам необходимо открыть еще три семинарии». Сейчас сложно себе представить, что значили тогда эти слова. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. А владыка говорит об открытии еще трех! Значит, это уже нет препятствий! После Собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии. Московская духовная академия как тогда, так и сейчас поддерживает духовные школы по всей стране.
Занятия студентов МДА Начало XX в.
Всего за пару лет до этих сдвигов казалось, что существующая в государстве атеистическая идеология незыблема. Помню, как на III курсе семинарии один из наших однокурсников сообщил: «Братцы, Донской монастырь отдают». - «Шути о чем-то менее серьезном!» - даже погневались мы. Тогда это казалось чем-то совершенно немыслимым: открытие и передача храмов и монастырей Православной Церкви. Вскоре первым действительно передали Данилов монастырь, хотя слухи были о передаче Донского. И вот в этом году мы отмечаем юбилей покровительства русскому воинству Донского образа Пресвятой Богородицы и основание Донского монастыря, даже не задумываясь, что еще несколько десятков лет назад эта святыня для поклонения верующих была закрыта. Когда стали открываться храмы и монастыри, потребовались новые кадры. Многое надо было решать безотлагательно.
Мы в свое время учились и готовились служить в реалиях советского времени, когда Церковь была гонима, и вдруг все переменилось... Сейчас главное оказаться достойными дарованной нам Божией милости и Покрова Его Пречистой Матери.