Главное оружие христианина, позволяющее победить страсти

Опытом делится преподаватель аскетики КДА архимандрит Маркелл (Павук)

0
354
Время на чтение 3 минуты

Фото: Станислав Чабуткин photographer.ru

- Зачем нужна аскетика, тем более мирянам?

- Любой человек, начинающий христианскую жизнь, уже в какой-то мере становится аскетом: читает утренние и вечерние молитвы, соблюдает пост в среду, пятницу и другие дни. Пост, в свою очередь, способствует укреплению нашей воли, обузданию страстей, искоренению плохих привычек. Эти аскетические упражнения помогают нашему единению с Богом.

- Чему учит аскетика?

- Аскетика показывает, как бороться со страстями, которые мешают нам любить Господа и ближнего. Если человек побеждает страсть - он имеет радость богообщения; если же потворствует ей - лишается такого блага.

Сегодня многих христиан, воцерковленных в том числе, нужно убеждать в необходимости аскетики как таковой.
Мы настолько погрязли в комфорте, что не хотим себя ни в чем ущемлять.

- Честно говоря, меня тоже такие мысли посещают...

- Вот-вот. Зачем себя в чем-то ограничивать? Надо жить полегче, попроще, посвободнее, как католики и протестанты, быть более открытым для общества, сливаться с ним.

- Какие существуют обоснования быть аскетом?

- Важный догматический аргумент - это некая внутренняя раздвоенность, расколотость в человеке. Еще апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

Человек чувствует тягу к доброму, к светлому, но страсть, обстоятельства, окружающие люди препятствуют этому. Люди прекрасно знают, чего нельзя делать, но ведут себя иначе. И для устранения зазора между реальным и идеальным нужны аскетические упражнения.

Второе обоснование необходимости аскезы: человеку, как бы ни хотел он жить свято, не хватает сил для этого. Он нуждается в благодати Божьей, в поддержке.
Существует выражение: «Господь спасает нас не без нас». Если мы не приложим усилий, какими бы мы ни жили светлыми идеалами, у нас ничего не получится. Каждому нужно открыть сердце Богу, чтобы воспринять потоки Божественной благодати, энергии для осуществления добрых дел.

- Т. е. Господь нас не может спасти без крика о помощи?

- Именно так. Я часто привожу такой пример: пошел человек на прогулку в лес и провалился в болото. Если у него есть тяга к жизни, он будет звать на помощь - люди откликнутся и придут на помощь; но если человек был не в настроении, поругался с женой или друзьями, то он упадет, махнет рукой, мол, да и ладно, и утонет. Господь нас может спасти только тогда, когда мы прилагаем определенные усилия. А если у нас такого желания нет, то ничего не получается.

Бог нас не может спасать без нас. Он не в силе нашу волю упразднить. Но Творец может обращать наши нехорошие стороны и поступки в добро Своим Промыслом.

- Наши порывы сдержать себя (например, раздражение, гнев) считаются аскетикой?

- Человека в общении с другими людьми больше всего мучает, выводит из себя страсть гнева. С гневом связаны и раздражение, и осуждение. Если кто-то провоцирует вас на гнев - соблюдайте спокойствие, помолитесь за этого человека. Это тоже аскетическое правило.

К тому же страсть гнева имеет и положительное свойство. Эта наша защитная реакция. Но ею не следует злоупотреблять. Задача человека - сдерживать себя, не гневаться по пустякам на других, а сердиться на грех, на беззаконие, на сами страсти, поощряемые дьяволом. Очень часто наш гнев направлен не только против неправильного поступка, но и на самого человека, которого мы хотим испепелить, не желаем с ним общаться, видеть его. Аскетические усилия способствуют обузданию гнева.

«Лествица» прп. Иоанна Синайского, на мой взгляд, - самая что ни на есть совершенная книга, в которой наиболее полно и правильно изложены основные правила аскетики без крайностей. Само название труда наталкивает нас на мысль, что духовная жизнь должна строиться постепенно, ступенька за ступенькой. Невозможно с первой на 30-ю перепрыгнуть. Человеку, победившему гнев на восьмой ступеньке, легче бороться с другими страстями.

Так, Евагрий Понтийский, который был первым теоретиком монашеской аскетической жизни, отталкиваясь от библейской традиции, пришел к выводу, что в основе всех страстей лежит чревоугодие. В отличие от Евагрия, преподобный Иоанн Лествичник, будучи не только теоретиком, но в большей мере практиком аскетической жизни, считал, что христианину в первую очередь надо обуздывать свой гнев. По мысли преподобного, кто справился с гневом, тот победил сразу все восемь страстей.
Вот для таких побед и нужна аскетика.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/glavnoe-oruzhie-hristianina-pozvolyayushchee-pobedit-strasti
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35