- Уважаемый владыка, в своем интервью корреспонденту ТАСС по итогам визита в столицу Бразилии в качества епископа Аргентинского и Южноамериканского, отвечая на вопрос, как живется православному пастырю вдали от родины, Вы поведали притчу про старца у ворот города. Услышав вопрос странника: «Какие здесь живут люди?», старец поинтересовался: «А какие люди жили там, откуда ты пришел?» Это Ваш жизненный принцип? Другими словами, с каким настроем и духовным отношением человек идет к людям, то он в них и видит, то от них и получает взамен?
- Да, я бы сказал, оптимальный для архипастыря подход близок к
описанному в этой притче. Когда идешь к людям, должен задаваться прежде
всего вопросом, что ты сам можешь им дать, чему можешь их научить, какой
опыт передать, чем заинтересовать. И только потом можешь рассчитывать
на обратную связь. Впрочем, этот принцип распространяется на любого
священнослужителя, а не только на архиерея. Надеюсь, что с Божией
помощью смогу принести весь накопленный опыт на службу осетинской
пастве. За несколько дней пребывания на Владикавказской кафедре я увидел
работоспособный коллектив. Постараюсь правильно построить с ним работу и
реализовать весь потенциал, которым располагаю.
Это тем более важно, что Владикавказская кафедра - кафедра
республиканского значения, она не входит ни в одну митрополию, а
подчиняется непосредственно Священному Синоду и Патриарху. Это дает
большие полномочия, но одновременно накладывает большую ответственность.
Нам всем вместе предстоит надежды священноначалия оправдать.
На всех должностях я привык работать в команде. По первым впечатлениям -
здесь такая команда есть, постараемся сделать так, чтобы коэффициент
полезного действия нашей работы был достаточно высоким.
- Напутствуя Вас после рукоположения во епископы, Святейший
Патриарх Кирилл сказал: «Пусть одним из главных направлений Вашей
деятельности в качестве епископа станет работа с молодым поколением».
Есть ли какие-то планы по реализации этого наставления на
Владикавказской кафедре? Тем более что у нас во Владикавказе находится
Координационный центр молодежного служения по Северному Кавказу
Синодального отдела Русской Православной Церкви...
- Это одна из первых задач. Молодежь - это наше будущее: и республики, и
Отечества, и человечества. На сегодняшний момент ни у кого нет
сомнений, что без вложений в молодых нельзя получить отдачу. Нынешняя
молодежь отличается от той, что была тридцать, двадцать и даже десять
лет назад. Это абсолютно другие технологии, сферы мышления, иной
прагматизм и житейский подход к тем вещам, о которых мы с вами несколько
десятков лет назад даже не задумывались. И здесь важно очень четко
ориентироваться в том, на чем зиждется состояние современной молодежи,
вникать во все их проблемы. Я с удовольствием интересуюсь всем новым в
плане науки, культуры, IT-технологий и в других сферах деятельности и
стараюсь уметь поддержать диалог с любым поколением. Поэтому
Владикавказская епархия будет уделять пристальное внимание заботе о
молодежи, теснейшему контакту со всеми молодежными организациями,
невзирая на их направленность, если это не асоциальные группы, конечно
же. Мы приложим все усилия для этой работы.
- Насколько известно, Вы владеете греческим, английским, арабским языками. Нет желания выучить осетинский?
- С удовольствием! Как только появится время, займусь изучением
осетинского языка. Для меня Северный Кавказ - родина: я родился в
Ставрополе, хорошо знаю этот регион. Очень близко воспринимаю
национальные традиции и тесные культурные связи народов Кавказа. Я готов
работать и общаться со всеми, кто несет в мир добро, взаимоуважение,
любовь и созидание. И на любом языке! И, соответственно, я против
разрушения, распрей, против любой позиции, которая будет привносить
раздор и нестабильность в общество.
Так что язык постараюсь освоить: учиться люблю, особенно тому, что меня
интересует. Работа над собой, на мой взгляд, - основная задача любого
человека.
- До своей архиерейской хиротонии, состоявшейся 17 июня 2013
года, Вы почти 9 лет были представителем Патриарха Московского при
Патриархе Александрийском и жили в Египте, ныне охваченном волной
насилия. Вы не понаслышке знаете положение египетских христиан. Можем ли
мы извлечь для себя уроки из того, что происходило в этой стране, ведь
тема революций и протестов нам знакома, наверное, как никакому другому
народу мира?
- Это, конечно, отдельная тема для обсуждения. Я застиг и
благоденственные времена, когда в Египте были тишь и благодать, а на
курортах этой страны во множестве бывали наши соотечественники - до 3
миллионов человек в год. Но 25 января 2011 года внесло свои жесточайшие
коррективы - от мирной жизни не осталось и следа. Площадь Тахрир,
безумные, неуправляемые толпы, гибель людей... Я уж не говорю о том, что
разрушали храмы, убивали священников. Что было возможно в тех условиях,
мы делали. Был организован кризисный штаб при Посольстве России, в
который входил и я, - прежде всего, старались снизить уровень тревоги,
не допустить паники. Надо отдать должное нашим дипломатам - они в этой
обстановке действовали четко, ни про кого не забывали. Мы, со своей
стороны, тоже прилагали все усилия: вывозили прихожан из неблагополучных
районов, где шла стрельба и обстановка была близка к хаосу,
обеспечивали их временным жильем. Но самое главное, конечно, было
поддержать людей морально и духовно.
Мы должны сделать все, чтобы эта чаша нас миновала, чтобы такое горе
никогда не пришло к нам в дом. Как? Нужно быть очень внимательными и
бдительными. Нужно воспитывать в людях чувство ответственности. Мы
должны понимать, что в обществе, как в любой семье, бывают ссоры, бывают
и солнечные дни. А бывает и так, что сторонам конфликта нужно приложить
сугубые усилия, чтобы был мир. В Северной Осетии, как и во всей России,
есть колоссальный опыт мирных межрелигиозных и межконфессиональных
отношений. Вот и роль Церкви я вижу в том, чтобы растить кадры, которые
будут воспитывать паству в любви и уважении. Людям нужно объяснять, кто
за чем стоит, нужно их учить, рассказывать, говорить правду. Я, в
частности, намерен это делать.
- Из Вашей биографии известно, что Вы в качестве военного
священника служили в десантной бригаде в Боснии и имеете награду НАТО.
За какие заслуги?
- Это неверная информация. Награда, о которой вы говорите, - от
Организации Объединенных Наций, просто внешне она похожа на медаль НАТО.
Честно Вам скажу, всеми моими наградами ведает мама, это ее счастье.
Вот она их и собирает: у меня они есть, но я ни разу их не надевал.
Конечно, я благодарен главам Поместных Церквей, которые меня удостаивали
подобных знаков внимания, и в первую очередь Патриарху Кириллу, который
высоко оценил мои скромные труды. Но главная наша награда - на Небесах.
Все остальное, наверное, очень приятно, да и для тщеславия кому-то
интересно. Поверьте - не в моем случае. Для меня главное - дело, я
радуюсь, когда у меня что-то получается. Когда мне удалось избежать
жертв среди наших прихожан в Каире - вот была моя награда...
- Нашим читателям очень интересно было бы узнать что-то о своем
владыке не только как о епископе, но и как о человеке. Расскажите,
пожалуйста, о своей семье. Известно, что родственники Вашего отца и по
сей день живут на Ставрополье...
- Корни мои, действительно, на Ставрополье. Там жили родственники и
мамы, и отца. Если углубляться до прапрадедов, то они из
Санкт-Петербурга, из профессорского университетского сословия. Предки
переехали на Ставрополье по семейным обстоятельствам. На сегодняшний
момент родственников у нас немного, общение, в силу моей занятости,
редкое и чаще по телефону. С 2007 года, после кончины бабушки по
материнской линии, мама везде «служит» со мной, является моим надежным
помощником, моим тылом и самым близким человеком.
У нас в семье есть еще двое младших друзей. Это кошка и попугай - их я
привез с собой во Владикавказ. Серый африканский попугай говорит около
150 слов и выражений, «читает» Пушкина в оригинале...
- А кошка?
- Кошка Пушкина не читает, но ведет себя достойно. Ее мы привезли из
Египта, а попугай был рожден в Чехии, затем перевезен в Грецию, а уже
оттуда - в Египет, путешествует со мной повсюду. Многие годы скрашивал
мое одиночество. Такие вот «иностранцы».
- Как же Вы их перевозили? В салоне самолета или в багаже?
- Я не хочу приоткрывать завесу этой тайны, но скажу, что перевозка
попугая, в силу временных ограничительных правил, решалась на очень
высоком уровне... А если совсем серьезно, моя позиция здесь простая: мы в
ответе за тех, кого приручили. И мы своих не бросаем.
- В прошлом году состоялось 25-летие Вашей священнической
хиротонии. Можете кратко подвести итоги Вашей деятельности в священном
сане?
- Ничего не сделано! Впереди грандиозная работа, которая требует скорейшей реализации.
- ???
- Похоже, мой ответ Вас озадачил. Придется рассказать Вам еще об одном
моем принципе. Когда мы создавали епархиальный герб Аргентинской и
Южноамериканской епархии, был придуман девиз: «No mires atras», что
по-испански означает: «Не оглядывайся назад»). Спасая Лота, Господь
запретил ему оглядываться на Содом. Позднее, уже в Новом Завете, Бог
говорит нам, что «никто, взявшись за плуг и оглядывающийся назад, не
благонадежен для Царствия Небесного». Вот и я стараюсь не оглядываться
назад, размышляя о сделанном. Только вперед, к тем целям, которые
обозначены!
- В одном из интервью на вопрос о главных, на Ваш взгляд,
предметах для студентов духовной академии Вы ответили, что главного в
дипломном списке нет. Если Ваше мнение не изменилось, повторите,
пожалуйста, ответ.
- Было такое интервью. Самому главному учат жизнь и собственная душа.
Это практика, это та струнка, за которую пастырь и архипастырь должны
держаться. Главного предмета в дипломном списке, на мой взгляд,
действительно, нет, однако в жизни он основной - порядочность. Я тогда
говорил и сегодня повторю: святости от нас, священнослужителей, не
требует никто, кроме нашего внутреннего естества, а вот честность,
тактичность, воспитанность, порядочность - это постулаты, без которых
нести свое послушание невозможно.
Автор статьи:
Елена КОККОНЕН
Автор фото:
Татьяна ШЕХОДАНОВА
http://sevosetia.ru/news_full/Obshestvo/YA-gotov-obshatsya-so-vsemi-kto-neset-v-mir-dobro-I/