Вблизи от огня

0
808
Время на чтение 9 минут

Способность творить - Божий дар, но как часто этот дар становится искушением для его носителей - людей, которые слышат и видят то, что недоступно... так и хочется сказать - «простым смертным», и какие горькие плоды приносят заблуждения, связанные с якобы особым духовным положением художника!

О путях преодоления творческих соблазнов мы беседуем с поэтом и прозаиком Олесей Николаевой.

- Олеся Александровна, говорят, что монахи - самые искушаемые люди. Как Вы считаете, можно ли то же самое сказать о людях творческого склада?

- Есть такое присловье, не помню, кому оно принадлежит: «Кто вблизи от Меня, тот вблизи от огня, а кто вдали от Меня, тот далек от спасения». Это в случае с монахами.

А что касается творческих людей, то, как правило, это люди со специфической психикой и нервной системой, порой с повышенной эмоциональностью, восприимчивостью и реактивностью. Такой душевный склад с легкостью рискует стать «игралищем страстей» и «вместилищем хаоса», который, по словам Ницше, может «родить звезду». Но такие люди, должно быть, вслед за монахами, особенно интересуют лукавого. Ведь он сам, как свидетельствуют святые отцы, не имеет никакой творческой силы и может лишь паразитировать на человеке, обладающем таковой.

Как-то раз я спросила одного мудрого монаха: «А почему человек так нужен лукавому, что тот никак не может его оставить в покое?». И монах мне ответил: «Враг рода человеческого не обладает способностью творить. И человек ему нужен для создания новых форм зла».

Кроме того, художник не вполне принадлежит миру сему: порой в моменты творческого подъема и озарения он чувствует, что и дар его - не вполне его собственность. Вообще, состояние, которое называют вдохновением, на философском языке может быть обозначено как «трансцензус»: выход за пределы своего эмпирического «я», возрастание над самим собой, обретение особого пути познания, прикосновение к Царству идеальных ценностей. И врагу рода человеческого подобное проявление творческого начала в человеке ненавистно. Он пытается уловить такого счастливца разными способами. Во-первых, обольстить той красотой души, которая открылась художнику в минуты наивысшего взлета, и внушить мысль о его избранности, исключительности, «сверхчеловечности», вложить идею о соперничестве с Богом! Во-вторых, соблазнить его, искусив разными предложениями: сделать себе из своего дара пьедестал, встав на который возвыситься над простыми смертными. Или, напротив, нашептать ему, что никто его здесь не понимает, не ценит, ввергнуть в отчаяние. Недаром Блок написал о поэтах: «Друг к другу мы тайно враждебны». Во всех случаях здесь будут возбуждены гордыня и тщеславие - корни всех прочих пороков. Ну, это, конечно, очень упрощенно, хотя и вполне достоверно.

Возможно, люди, лишенные таких даров или отказавшиеся от них, люди, «прикрытые плотью», связывающие свои устремления исключительно с наличным земным существованием - с достижением успеха и комфорта, с добычей денег - не столь подвержены подобным искушениям. Да и что их особенно искушать, если они сами, по своей свободной воле, предали себя целиком и полностью во власть «мира сего». В житии святого Антония Великого есть такой эпизод, когда бес ему жалуется, что люди сваливают всю вину на его происки, и говорит: «Да я их и не искушал, это они сами, по собственной воле!».

- Есть ли у людей творческих какие-то специфические духовные проблемы или они общие для всех: зависть, гордость, тщеславие? Как Вы считаете, духовные проблемы, которые ставит современная культура перед художником, новы, они рождены безбожным XX веком, или они были такими всегда?

- Специфика духовных проблем - в особой чувствительности душевных рецепторов, в особой оптике, которая и позволяет прозревать сквозь очевидное - новую реальность, понимать ее язык, рождать новые формы. Но в этой повышенной восприимчивости без дара «различения духов», который был лишь у святых людей, есть и свои опасности, ведь внушения могут прийти и от темных сил.

Что касается современной культуры, то тут всё более «технологично»: еще в ХХ веке начался спрос на безбожные произведения. К концу этого века возник институт «кураторов», то есть промоутеров, которые «раскручивают» такое произведение, обеспечивают ему широкую рекламу, придают ему знак престижности и достоинства по всем правилам рынка и «впаривают» такой товар доверчивому обывателю. Эти люди сделались главными на арене искусства, а теперь уже и литературы. Поэтому многое из того, что с их легкой руки стало брендом современного искусства, является просто успешным коммерческим проектом. И сейчас, если ты хочешь прославиться в этой сфере, тебе нужно что-нибудь отчебучить в людном месте, предварительно разжившись такими кураторами, которые обеспечат информационное сопровождение и объяснят, что это такое «новое слово» в культуре. Ну, и конечно, в твоем перформансе должна быть изрядная доля похабства, кощунства и русофобства. Но для этого в принципе не нужно никаких творческих способностей.

- Существует ли искушение ложным духовным поиском? Как возникают квазирелигиозные произведения, такие как «Даниэль Штайн, переводчик», если брать раньше, то «Мастер и Маргарита», неподцензурная поэзия 70-80-х годов XX века, в которой религиозные поиски порой граничили с кощунством?

- Ну, ложный духовный поиск уже сам по себе искусителен. И я бы не ставила здесь в один ряд произведения, столь разные по своему масштабу, качеству и значению. Поэтому я скажу не о них.

Есть одна причина, по которой писатели обращаются к попыткам романных интерпретаций евангельских текстов: это заведомо будет интересно широкой читательской массе, что может гарантировать писателю успех в любом случае. Завиральность, отсебятина, опошление святых для христианина образов и, напротив, возвеличивание врагов Христа - всё это объявляется нам потом «художественным» вымыслом, авторским видением и творческим подходом к материалу.

Пока на этом пути мы видели лишь профанации священного текста. И, пожалуй, самым успешным из таких интерпретаторов оказался Жозе Сарамаго, который за свой унылый роман об Иисусе Христе получил Нобелевскую премию.

- А какие искушения постигают художников вполне, казалось бы, православных и воцерковленных?

- Искушения есть везде и во всем. Ни одна сфера человеческой деятельности, сколь бы возвышенной и богоугодной они ни была, не избавлена от этого. Есть искушения, конечно, и у художников, которых можно считать добрыми христианами. Прежде всего существует опасность «автоматизма» воспроизводимых в произведении христианских символов и смыслов.

Что я имею в виду? Христианство - чрезвычайно художественная религия, оно очень эстетично, прекрасно, совершенно в своих формах. Христианские образы воздействуют на душу человека и объединяют людей своей красотой. Но может произойти такое, что художник (или просто дилетант) начнет их использовать в «готовом виде», не рождать изнутри, а просто брать в качестве неких знаков, понятных и дорогих для каждого сердца. Таким образом, он рассчитывает на множество реальных и виртуальных единомышленников и единоверцев, которые откликнутся на это как на некий звоночек. Но уловка тут в том, что даже священный образ, будучи введенным в художественный текст, каждый раз нуждается в своей актуализации, то есть в том, чтобы он был заново пережит и рожден автором из глубин творческого процесса, вместе с контекстом, органично, в силу художественной необходимости. Иначе получится то, что может быть названо благонамеренным, но мертворожденным произведением, где, скажем, евангельская цитата или молитвенное восклицание механически прикреплены либо даже насильно, по авторскому произволу, вставлены в него. Это всегда чувствуется как профанация. Буква вроде та же, а духа в ней нет. Бунин писал, что у поэтов Ангел теперь что-то вроде курицы или иной домашней птицы.

- Церковное искусство - иконопись, пение на клиросе, богослужебная поэзия - требует от художника аскетического подвига, очищения сердца. Нужна ли особая аскеза светскому писателю или поэту, который в своем творчестве касается вопросов веры?

- Изучая биографии поэтов и писателей, а также наблюдая на протяжении десятилетий жизнь творческих людей, моих приятелей и коллег, я думаю, что самоограничение необходимо для любого художника: многие из них от богемного образа жизни, от буйства страстей, пьянства или просто душевной распущенности быстро иссякли, спились, впали в уныние, исписались. Кто-то, как Николай Рубцов, погиб в пьяной ссоре, кто-то, как Геннадий Шпаликов или Борис Рыжий, покончил с собой, не имея на то никаких социально-политических причин, какие были, скажем, у Есенина, Маяковского или Цветаевой...

А кто-то просто от безудержной и лихой жизни промотал свой дар и теперь плачет на его могиле: ведь даже и понуждая себя к прежнему творчеству, в лучшем случае используя прежние технические навыки, он может выдавить из себя какие-то бесцветные и малокровные строки.

У Ахматовой есть о поэтах такие слова:

Нам свежесть чувств и мысли
                                                       простоту
      Терять не то ль, что живописцу -
                                                              зренье
      Или актеру - голос и движенье,
      А женщине прекрасной - красоту?

Но чтобы в мутном потоке дней сохранить свежесть чувств и мысли простоту, следует блюсти свою душу, не позволяя ей «отщетиться» и утерять дары, которыми она обладает. Поэтому, как говорит Николай Заболоцкий: «Не позволяй душе лениться». Душа поэта должна оставаться чуткой и нежной, чтобы не потерять способности слышать неслышимое физическим ухом и способности видеть сквозь сцепление случайностей таинственную подкладку происходящего. К великому сожалению, тенденции нынешнего века этому совсем не способствуют и это совсем не приветствуют.

Что же касается собственно церковных художников, то для них по-прежнему необходимы и сугубо аскетическая жизнь, и молитва, и церковные таинства. Из таких - церковных - поэтов я бы отметила иеромонаха Василия (Рослякова) - одного из тех трех оптинских монахов, которые были убиты на Пасху. Я имею в виду не его «светские стихи», которые, на мой взгляд, при всей их несомненной искренности не слишком высокого качества, а именно его церковное творчество, в частности «Покаянный канон». Честно говоря, писать такой канон после канона, который мы читаем к Причастию, а уж тем паче после Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского - большое дерзновение, которое можно объяснить лишь сильной духовной потребностью, тем изнутри идущим императивом, который свидетельствует как раз о подлинном характере творения. И действительно, здесь каждое слово настолько пропущено через собственное сердце и через молитвенный опыт, настолько выстрадано и оплачено покаянным чувством, что Господь оживотворил этот новый образец церковного творчества.

- А какие творческие искушения оказались главными для Вас?

- В разное время жизни - самые разные. В отрочестве я была обольщена Цветаевой: «Одна из всех - за всех - противу всех». И вообще - романтизмом: поэт - это герой-одиночка, бросающий вызов миру, бунтующий против обыденщины и пошлости жизни. Потом, когда я в двадцать лет вышла замуж и у меня один за другим родились двое детей, моя жизнь пришла в страшное противоречие с этой творческой установкой, и оно могло быть преодолено лишь через кризис. Потом, когда я в двадцать три года покрестилась и стала ходить в храм, у меня полностью изменилось мироощущение, в том числе и отношение к творчеству, для которого я не могла найти форму. Всё это были периоды мучительной немоты и попыток нащупать какую-то новую интонацию, выразить в слове ту новую музыку, которая звучала во мне, но никак не могла воплотиться. И это очень отравляло жизнь, поднимало со дна души какую-то муть.

И в какой-то момент я поняла, и придерживаюсь этого убеждения и сейчас, что надо примирить между собой Психею (душу) и Музу (то есть творческую сторону личности, собственно - талант), чтобы они не разорвали тебя на части. Это и есть залог гармонии личности. Ведь стихотворение - это не комментарий к твоей душе, не рассуждения по ее поводу, это - сама твоя душа, выраженная в сплетении слов и звуков, даже если само стихотворение - совсем о другом.

Журнал «Православие и современность» № 35 (51)

Олеся Николаева
Беседовала Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vblizi-ot-ognya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олеся Николаева
«Было много радости от встречи с близкими по духу людьми!»
Протоиерей Владимир Вигилянский получил «Золотого Витязя» за книгу «Русский ключ»
16.10.2021
Новый Никодим (из книги "Господи, что с нами будет?")
Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие...
16.03.2020
Варшава
Стихотворение
05.09.2017
Скончался старец
Памяти отца Кирилла
21.02.2017
Все статьи Олеся Николаева
Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10