Использование тел умерших: пределы возможностей с позиции биоэтики

Новости Москвы 
0
1996
Время на чтение 11 минут

Статья посвящена вопросу о пределах возможного в манипуляциях с телами умерших. Авторы поднимают важные этические и правовые вопросы относительно правомерности проведения публичных демонстраций тел умерших людей, подвергшихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям.

В 1969 году медицинский исследователь Ван Р. Поттер впервые использовал термин «биоэтика» для описания своей идеи изучения связи между человеческими ценностями и биологическими знаниями. Приставка «био» происходит от греческого «биос», «жизнь». Важнейший комплекс вопросов биоэтики касается того, что такое жизнь и что такое смерть. Веками врачи имели дело с жизнью и смертью, и их основная роль заключалась в предотвращении наступления смерти в случаях, когда это было возможно, а также в обеспечении комфорта для своих пациентов, у них не было возможности выбирать между жизнью и смертью[1].

В 1980-х годы в США были выработаны основные принципы биоэтики, применяемые и в настоящее время: уважение личности человека и его автономии, милосердие, непричинение вреда и справедливость. Утверждалось, что эти принципы являются наиболее универсальными, поскольку не вступают в противоречие с какими бы то ни было философскими, политическими, религиозными взглядами или жизненными позициями. Кроме того, указанные принципы могут применяться для разрешения большинства, если не всех моральных вопросов, возникающих в медицине[2].

Одним из центральных понятий биоэтики является понятие достоинства личности человека[3].

Причем данный императив распространяется не только на живых людей, но и (в особой форме) на умерших.

Как пишет Т.А. Хашем, достоинство личности не исчезает со смертью человека, просто права и обязанности, связанные с защитой его достоинства личности, некоторым образом трансформируясь, переходят к родственникам умершего и/или к государству[4].

В истории медицины телá очень значительного числа умерших людей сыграли неоценимую по своему позитивному значению роль - и для подготовки будущих врачей, и для развития собственно медицинской науки и практики. И понятно, что публичные интересы в области медицины будут и в дальнейшем определять правовые возможности и условия использования человеческих трупов в медицинских целях, как это, в частности, определяется частью 1 статьи 68 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Но всегда ли и всякие ли манипуляции с трупом человека или фрагментами, органами и тканями такого трупа действительно могут быть отнесены именно к медицинским манипуляциям, или (иначе говоря) могут ли медицинские цели обосновать любые манипуляции с человеческими трупами? И всё ли, что именуют реализуемым в научных целях, таковым априорно является?

Проведение в России уже которой по счету выставки, типа «Тайны тела. Вселенная внутри» (летом 2013 года в Арт-центре «Ветошный» - город Москва, Ветошный пер., 13), а также проведение таких выставок, как «Пластинаты человеческого тела», «Миры тела», «Body Worlds» и т.п., в рамках которых демонстрируются подвергшиеся т.н. «пластинации» (метод консервации внешнего вида трупов людей или трупов животных, их фрагментов, органов или тканей) или иным подобным манипуляциям тела умерших людей, поднимает важные этические и правовые вопросы относительно правомерности проведения публичных демонстраций тел умерших людей, подвергшихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям, конкретно - правомерности допущения проведения подобного рода выставок.

С точки зрения религиозных организаций исторически представленных в России религий, да даже и с позиции нерелигиозной этики, такие действия являются недопустимыми и морально осуждаемыми.

Как пишет один из критиков, «конечно, если бы для подобной выставки использовались только искусственные материалы, то можно было бы говорить о ее идейной стороне и о мастерстве скульпторов. Но здесь в качестве музейного экспоната используется настоящее человеческое тело, и используется оно не в каких-то сугубо научных целях, а просто выставлено на всеобщее обозрение. Это, все-таки, очень похоже на какое-то высокотехнологичное глумление над трупами»[5].

Неслучайно, мнения существенной части вольных или невольных зрителей такого рода экспонатов полярно расходятся в оценках таких выставок с их организаторами. Как указывает Ксения Кулакова, выставка несет в себе не просвещение об анатомии человека, а провокацию и чисто коммерческий интерес[6].

Основная претензия к такого рода выставкам заключается в указании на крайние формы неэтичности обращения с телами умерших людей. Манипуляции с трупами выдаются как некие достижения медицинской анатомической науки, но в действительности в таких манипуляциях медицинская составляющая отсутствует полностью (разве что могут понадобиться анатомические познания для подготовки такого рода экспонатов).

Но как это должно быть точно оценено с позиции права и с позиции биоэтики?

За основу для такой оценки были взяты фотографии экспонатов таких выставок, размещенные на ряде интернет-ресурсов[7].

Проведенный юридический анализ дает необходимые и достаточные основания для оценки публичного демонстрирования такого рода экспонатов - подвергшихся манипуляциям посредством применения разработанных Гюнтером фон Хагенсом технических приёмов (а равно аналогичных приёмов, разработанным в России или за рубежом иными лицами) человеческих трупов в полном или фрагментарном виде с содранной кожей, фрагментированными черепами, конечностями или иными частями тел, размещенных в различных позах (ненормальных в контексте императива уважительного отношения к телам умерших людей, в том числе явно неестественных), а также в сочетаниях с другими трупами или их фрагментами - как преступных деяний, предусмотренных частью 1 статьи 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данные манипуляции, включая помещение трупов умерших лиц в явно неестественные позы, в комбинациях с развратным и иным оскорбляющим смыслом (в том числе в позы занятия сексом, и т.п.) совершенно должны оцениваться как надругательство над умершими людьми, трупы которых используются для таких комбинаций, над их телами, исходя из устоявшегося понимания и толкования лексического значения слова «надругательство», его устоявшегося контекстного и коннотативного значения - как явным образом выраженное откровенное издевательство, глумление, а также в ряде случаев пейоративное (грубо уничижительное) высмеивание (с различной степенью кодирования коммуникативного послания). Результатом является грубейшее унижение человеческого достоинства умерших лиц, конституционно-правовая охрана которого [достоинства личности] не исчезает и после смерти человека.

Следует отметить, что имеющаяся в различных государствах мира судебная уголовно-правовая практика по делам о надругательстве над государственным флагом вполне определенно позволяет вычленить весьма четкую семантическую нагрузку слова «надругательство» (применительно к государственному флагу), включая совершение с государственным флагом действий с сексуальной основной смысловой и/или коннотативной нагрузкой, действия, выражающиеся в топтании ногами, публичное сжигание флага или его умышленное загрязнение (бросание в государственный флаг грязью, продуктами питания и т.д.), то есть любое выражение грубого неуважения к государственному флагу, совершенное посредством физических действий.

В рассматриваемых ситуациях фактически имеют место несопоставимо более изощренные издевательские действия, еще более очевидно относящиеся к формам надругательства, дающие необходимые фактические и юридические основания оценивать их именно как «надругательство». Объектом посягательства в этих случаях, соответственно, выступают тела умерших людей и их достоинство личности (после смерти).

Так, сочетанное помещение трупов совершенно не знакомых между собой при жизни лиц в комбинированные позы и композиции, выражающие занятие сексом или реализующие аллюзии к таким действиям, совершенно очевидно, является оскорблением человеческого достоинства лиц, чьи трупы были использованы для этих целей. Даже если такие лица и были при жизни знакомы, то вероятность, что эти лица стали бы при жизни выставлять занятие сексом на всеобщее обозрение равна практически нулю. Очевидно, что эти люди, если бы их при жизни принудительно раздели и разместили в такой позе для публичной демонстрации, сочли бы такие действия как откровенно и прямо издевательские, грубейшим образом посягающие на их достоинство личности.

Манипуляции с человеческими лицами умерших, искусственное придание лицам умерших издевательски комических выражений (искусственное придание неестественной, гипертрофированной выпученности глазных яблок, инсталляция неестественно высунутого языка, различные формы фрагментации лица), искусственное придание устрашающих обликов или обликов, вызывающих отвращение, инсталляция с вынесенным в сторону мозгом, реализующая семантическую отсылку к понятию «безмозглый» - всё это очевидным образом представляет собой и реализует надругательство над телом умершего, издевательство над его памятью, грубейшее посягательство на достоинство личности умершего.

Публичная демонстрация трупов с выпотрошенными внутренностями, с нарочито артикулированными и, тем более, препарированными половыми органами умерших посягает на достоинство личности этих умерших, представляет собой надругательство над их телами.

Но даже и вне таких особо изощренных издевательских манипуляций, любые манипуляции с телами умерших (исключая экспонаты, приготовленные в учебно-медицинских целях с разумными ограничениями в изгибании или препарировании тела умершего, обоснованными императивом защиты его достоинства личности) являются грубейшим посягательством на достоинство личности умершего и надругательством над его телом.

При этом даже тот факт, что кто-либо из числа лиц, чьи трупы были использованы для подобного рода манипуляций, давал прижизненное «согласие» на какие-либо подобного рода манипуляции со своими останками (совершенно не факт, что человек был извещен о том, в какие именно издевательские формы это может вылиться), является юридически ничтожным, поскольку право на признание, охрану и защиту достоинства личности человека является одним из фундаментальных естественных прав человека, от которых человек не может письменно или устно отказаться. Любой такой «отказ» (а это и имеет место в случае с обозначенным «согласием») юридически ничтожен и не может оцениваться как имеющий юридическое значение для оправдания организаторов обозначенных выставок и лиц, осуществляющих указанные манипуляции с телами умерших.

Кроме того, учитывая исторически сложившееся и устоявшееся в христианстве и исламе, в культурах народов России трепетно уважительное отношение к умершим людям, проведение таких выставок обоснованно может быть воспринято и оценено верующими христианами и мусульманами, представителями иных конфессий как публичные действия, выражающие явное и грубое неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, как совершение преступных деяний, посягающих на их религиозные чувства и их достоинство личности по религиозному признаку, то есть как совершение преступлений, предусмотренных статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом имеются все необходимые и достаточные юридические и фактические основания именно так квалифицировать действия по изготовлению и демонстрированию указанных экспонатов. В частности, такую реакцию обоснованно может вызвать и именно так обоснованно может быть квалифицирован экспонат в виде распотрошенной женщины и размещенного непосредственно возле нее или помещенного среди её демонстрируемых внутренностей трупа младенца, так же подвергшегося манипуляциям.

Есть и еще одна этическая проблема, связанная с происхождением трупов, подвергающихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям. СМИ неоднократно сообщали о заявлениях родственников умерших лиц, останки которых или части останков которых были незаконно изъяты из больниц и моргов для выставок фон Хагенса.

Резюмируя, подчеркнем, что рассмотренные выше манипуляции с человеческими трупами или с частями и тканями человеческих трупов грубо противоречат не только нормам биоэтики, но и законодательству Российской Федерации.

Проведение в Российской Федерации публичных демонстраций подвергшихся т.н. «пластинации» или иным подобным манипуляциям тел умерших людей (исключая экспонаты, приготовленные в учебно-медицинских целях с разумными ограничениями в изгибании, демонстрировании или препарировании тела умершего, обоснованными императивом защиты его достоинства личности) грубейшим образом нарушает законодательство Российской Федерации, не может допускаться.

 

Литература

1. Currie-McGhee L.K. Bioethics. -- Detroit: Gale, Cengage Learning, 2009. -- 112 p.

2. Downie R., Macnaughton J. Bioethics and the Humanities: Attitudes and Perceptions. -- New York: Routledge-Cavendish, 2007. -- 200 p.

3. Schulman A. Human Dignity and Bioethics. -- South Bend: University of Notre Dame Press, 2009. -- 18 p.

4. Выставка «Миры тела» - искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» - art or mockery] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630  (дата обращения: 24.02.2014).

5. Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).

6. Пластинаты [Plastinates] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://de-kay.livejournal.com/402685.html (дата обращения: 24.02.2014).

7. Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Khashem T.A. Protection of human dignity in the Russian Federation: the constitutional-legal analysis]. -- М., 2010. -- 100 с. -- С. 22.

Сведения об авторах

Понкин Игорь Владиславович, д-р юрид. наук, профессор, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Понкина Александра Александровна, канд. юрид. наук, эксперт Консорциума специалистов по защите прав пациентов



[1] Currie-McGhee L.K. Bioethics. - Detroit: Gale, Cengage Learning, 2009. - 112 p. - P. 6.

[2] Downie R., Macnaughton J. Bioethics and the Humanities: Attitudes and Perceptions. -- New York: Routledge-Cavendish, 2007. -- 200 p. -- P. 33.

[3] Schulman A. Human Dignity and Bioethics. -- South Bend: University of Notre Dame Press, 2009. -- 18 p. -- P. 3.

[4] Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. -- М., 2010. -- 100 с. -- С. 22.

[5] Выставка «Миры тела» - искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» - art or mockery] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630  (дата обращения: 24.02.2014).

[6] Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).

[7] В том числе (но не исчерпывая список) оценивались материалы с нижеследующих ресурсов:

Выставка «Миры тела» - искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» - art or mockery] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630  (дата обращения: 24.02.2014).

Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).

Пластинаты [Plastinates] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://de-kay.livejournal.com/402685.html (дата обращения: 24.02.2014).

ГлавВрач. - 2014. - № 6. - С. 38-42.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Владиславович Понкин
Все статьи Игорь Владиславович Понкин
Александра Александровна Понкина
Все статьи Александра Александровна Понкина
Новости Москвы
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
В результате теракта в Москве погиб начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ Игорь Кириллов
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36