Недавно одна знакомая сказала: «Читала Евангелие и задумалась о смысле моления Христа в Гефсиманском саду. Получается, что единственное решение, которое Иисус мог принять, - это отсечение собственной воли и предание Себя полностью в волю Бога Отца. Он согласен со всем, что Ему велит Господь, хотя и молит: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22,42). То есть это не колебание между «да» и «нет», это непременно - «да», даже через муки, ужас, страх, неприятие своей участи. Где же свобода выбора, свобода волеизъявления? Если её не было даже у Христа - второго лица Божественной Троицы, то что говорить о нас - грешных, наделённых скоротечной жизнью людях? Насколько мы обладаем свободой выбора, свободой воли? Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.
- Надо понимать, что миссия Христа была особенной, исключительной - Он пришёл пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы освободить всё человечество от плена греху и сатане. Недаром нас так завораживает икона Святой Троицы Рублёва. Всё, казалось бы, просто, сидят три Ангела, Которые символизируют Троицу, перед Ними Чаша на столе, тут же агнец, на которого Все смотрят. Идёт предвечный совет, составляется предвечный план по спасению падшего мiра. То есть предвечно задумал Бог Отец, что Сын должен искупить падший мiр, и Сын согласился.
Что касается людей, разве можем мы сказать, что у миллиардов людей, что жили и ещё будут жить, есть особая миссия? Нет. Человек выбирает, как ему жить - жениться и иметь детей, остаться холостяком или уйти в монастырь, волен выбрать профессию. Понимаете, у нас - свобода выбора, а у Христа была миссия.
Конечно, если человек попадает в исключительную ситуацию - война, пожар, иные тяжёлые условия, - он должен оставить привычную жизнь с её радостями, взять крест и делать, что должно.
Есть люди, которых Господь избрал на служение с самого их детства, например, прп.Сергий Радонежский, прп.Серафим Саровский... но таковых единицы. И почему Господь призвал именно этих людей, а не нас, нам не дано знать. Хотя известно немало случаев, когда человек был призван к священству или к монашеству. Он хотел семью иметь, а у него не получалось, значит, этому человеку уготована Богом другая стезя.
- Сказано: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Где же свобода, если без Бога мы не можем ничего?
- Мы вольны выбрать сферу, в которой хотим себя проявить. А сделав выбор, молиться, чтобы Господь помог нам добиться в этой сфере лучших результатов. Вот, например, многие мои друзья стали успешными бизнесменами, а я с Божией помощью - священником и не жалею об этом - это мой выбор. Но в любой сфере достичь успеха можно, только если ты трудишься во славу Божию.
- Вы-то, батюшка, сами выбрали свой путь. Но как же те, кого Господь призывает - святые, апостолы?
- Святые отцы об этом размышляли: почему Господь некоторых призывает? Например, почему Господь призвал пророка Иеремию, который начал пророчествовать совсем молодым. Иеремия испугался столь великой задачи: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер.1,6). Но «и простер Яхве руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Яхве: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер.1,9). Возможно, Господь призывает гораздо большее количество людей, но откликаются не все, как тот богатый юноша, который не захотел раздать своё богатство и следовать за Христом. А послушайся он Спасителя, и мы, возможно, имели бы ещё одного апостола или великого святого.
Евангелист Марк так описывает своё призвание в апостолы: Иисус «взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел» (Мр.3,13). И не объясняется, почему Христос именно так хотел. Возможно, потому, что Бог знает, кто из нас на что способен.
- Сказано: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мр.13,11). То есть Господь всё сделает Сам, а человек будет марионеткой? Не отнимается ли у человека, таким образом, его воля?
- Когда евангелисты писали своё Евангелие, Церковь христианская была преследуема, христиан убивали. Вот евангелисты и вспомнили слова Христа, вернее, осмыслили их заново: даже если ты боишься и не знаешь, как тебе защититься, - доверься Господу, смело иди на суд, и Бог Сам всё устроит. Ведь и мы, люди XXI века, когда не можем переломить ситуацию, когда опускаются руки, - молим Господа о помощи, полагаясь на Его волю. А в древности многие люди были неграмотные и боялись, что их попросят что-то доказать, а они не смогут. Христос адресует Свои слова таким людям, успокаивая: ничего не бойтесь, Я рядом.
Я много читал о новомучениках и исповедниках Российских. И они свидетельствовали, что когда их приводили на суд, они тоже не знали, что и как сказать. Они молились, чтобы Господь отверз им уста, и Господь подсказывал им, что говорить. У меня такое бывает на моём пастырском уровне. Приходит человек с вопросом, а я не могу найти правильный ответ. Тогда говорю: «Побудьте до конца литургии, потом поговорим». И всю службу молюсь, чтобы Господь подсказал правильное решение. И действительно в голову приходят мысли, которых не было до литургии.
- Что касается упования на Господа во всём, отсечения своей воли и принятия воли Господней, тут всё ясно. Но, бывает, священники навязывают свою волю - не совет дают, а разрешают или нет поступать так-то и так-то, лишая человека свободы выбора.
- В рамках монастырей есть смысл отсечь свою волю и слушаться духовника. А в рамках мирских приходов, я думаю, это - глупость. Более того, в миру нельзя отсекать свою волю, наоборот, нужно брать ответственность на себя. Ведь Господь дал свободу выбора именно тебе, а не священнику твоего прихода решать за тебя. Другое дело, если ты сам идёшь к духовнику за советом.
У меня часто спрашивают: «Батюшка, какой мне жизненный путь избрать? Пойти в этот институт или в тот?» Я отвечаю: «Помолитесь, прислушайтесь к своему сердцу и сами сделайте выбор». А многие наши батюшки, к сожалению, приучают людей к безволию, решая за них. А гораздо полезнее, но и сложнее, помочь человеку самому найти ответ. Хотя, если дело касается судьбоносных решений, можно обратиться за советом к мудрому старцу.
- Когда человеку впервые была предложена свобода выбора? В Священном Писании есть такие слова: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор.30,15).
- Бог дал свободу человеку в раю. Он же велел не вкушать с древа познания. Многие понимают это как запрет, но Господь не посадил человека на цепь, а предоставил полную свободу действий. Иными словами, несмотря на предостережение Бога, мог человек вкусить плод? Мог. И вкусил. Видите, уже тогда человеку было предложено - жизнь и добро или смерть и зло. И этот свой главный выбор человек должен совершать до скончания века. Да, наша «выбирающая» воля извращена грехопадением. Но у нас, как у блудного сына, есть возможность покаяния и возвращения к Богу.
Безбожники говорят: «Христианство вас поработило, вы не способны сделать грех». Я отвечаю: «Любой человек способен на грех, другое дело, что истинному христианину грех омерзителен».
- «Если пребудете в слове Моем... познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8,31-32). Свободными в чём?
- Сложно... Возможно, Христос имеет в виду, что человек, который пребудет в Боге, свободен от узких рамок законов, предписаний, условностей... Свободен от системы, которая довлеет над его духом, давит. Вот как, например, христианин в советское время, подчиняясь законам безбожной страны, был свободен в духе. У него можно было забрать жизнь, но не заставить богохульствовать, поклоняться советским вождям вместо Христа, ибо что значит временная земная жизнь, если нас ждёт вечность с Господом?! Христиан нельзя сделать рабами. Так же в наше время верующий человек, живя в обществе, где процветает взяточничество, братоубийство, блуд, лицемерие... не будет сам так поступать. Он будет изгоем, но христианин не должен бояться, а, соблюдая Заповеди Божии, крепко стоять за веру, за Христа.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА
http://pravpiter.ru/pspb/n284/ta006.htm