Чуть более 400 лет назад Ватикан на территории Речи Посполитой, образовавшейся в результате Люблинской унии (1569), навязал пяти из семи епископов и митрополиту Киевской митрополии католичество восточного обряда (греко-католицизм) путем заключения Брестской унии (1596). Унию подписали митрополит Михаил (Рагоза) и епископы Луцкий, Владимирский (на Волыни), Полоцкий, Пинский и Холмский.
Епископ Львовский Гедеон (Балабан) и епископ Перемышльский Михаил (Копыстенский) унию не приняли. С 1597 года Гедеон стал экзархом Константинопольского патриарха Киевской митрополии. Лишь в 30-х годах XVII в. началось восстановление позиций православных епископов, монастырей, братств. В 1686 году положение Киевской митрополии изменилось, она вошла в состав Московского патриархата. Константинопольский патриарх Дионисий IV издал томос о её переходе в каноническое ведение Московского патриархата (образован в 1589 году).
А в 1596 году Ватикан и Речь Посполитая получили в свои руки инструмент гоненения на православных (отрицание унии считалось подрывом устоев Речи Посполитой), разложения русско-православного мира изнутри. И не собирались ограничивать себя географическими рамками только западно-русских земель. С конца 80-х годов прошлого века вопрос Униатской церкви - грекокатолической (униатской) - стал снова подниматься Ватиканом и Украинской грекокатолической церковью.
* * *
27 июля 2015 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, касаясь в проповеди ситуации на Украине, выразил надежду на излечение духовных ран, которые наносят Православию его противники: «Мы знаем, какая опасность нависла над Украиной - сердцевиной Святой Руси. А что пущено в ход в качестве инструмента разрушения народной жизни - разделение Церкви. Одному из этих разделений более 400 лет, и оно всегда было направленно на расслоение народа, жившего в этом регионе. И когда сегодня говорят, что кто-то со стороны разрушил единство украинского народа, мы отвечаем: «Помолчите! Четыреста лет работали на то, чтобы разделить наш народ на Украине и это страшнее всякой агрессии потому, что это агрессия изнутри. К этой агрессии сегодня примкнули заблудившиеся люди, помраченные национализмом и создавшие раскол».
Слова патриарха Кирилла были обращены не только к православным, но и к иерархам Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ). Призыв патриарха Кирилла «Помолчите!» - это призыв прекратить разжигание межусобной брани, интриги против канонической Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), захваты храмов, избиения и убийства православных прихожан и клириков, которые УГКЦ провоцирует своей антироссийской и антиправославной пропагандой.
* * *
Сегодня УГКЦ - одна из главных опекунов украинского националистического движения и сторонников междоусобной бойни на Донбассе. Выступления главы УГКЦ Святослава (Шевчука) больше похожи на боевые сводки. Из его уст слова «война», «враги» звучат едва ли не чаще, чем слова «мир» и «истина».
Радио Ватикана охотно предоставляет ему свой эфир. Святослав вещает о греко-католицизме как мосте между Западом и Востоком (словесные уловки, знакомые нам еще с XVI века), «пророссийских сепаратистах» на Донбассе и угрозе ухода УГКЦ из Крыма. Крымские грекокатолики, как и вся УГКЦ во главе с Шевчуком, поддержали евромайдан и все его преступления, но об этом Радио Ватикана умолчало, дабы не навредить образу мучеников за веру, который крымские грекокатолики принялись на себя примерять.
Страшилки Святослава Шевчука не сбылись. УГКЦ в Крыму осталась, но лишилась возможности безнаказанно пропагандировать свою идеологию, которая представляет смесь украинского национализма с обрубленными и подогнанными под него псевдохристианскими тезисами.
В Римско-католической церкви настолько высоко ценят заслуги Святослава, что в 2013 г. внесли его в десятку выдающихся личностей года. Шевчук пытается быть основным поставщиком информации о событиях на Украине для понтифика. С Франциском (будущим папой) он успел познакомиться в годы своего служения в Аргентине, надеется воспользоваться этим знакомством для повышения статуса УГКЦ.
В настоящее время вес УГКЦ в общерелигиозной структуре украинского государства невелик. УГКЦ, словно индюк, искусственно краснеет, чтобы казаться больше. У них храм на левом берегу Днепра - патриарший, собор мирового униатства, планируемый на конец августа, - патриарший.
Её позиции сильны в западных областях нынешней Украины. Но Шевчук не так давно заявил, что УГКЦ - это церковь эмигрантов, признал, что свет украинского униатства засиял на весь мир благодаря заробитчанам, благодаря им она стала «глобальной» церковью.
* * *
29 июля 2015 г. президент Порошенко принял участие в открытии во Львове памятника митрополиту Андрею Шептицкому. Украинское ТВ транслировало это мероприятие два дня, чтобы «насладиться» им мог каждый пересічний українець.
Во время выступления при открытии памятника президент отметил, что «Шептицкий на основе церковной структуры создал прообраз национального украинского организма», который де-факто существовал в тех же границах, что и Грекокатолическая церковь.
Это сигнал того, что УГКЦ отведено особое место в идеологии украинской государственности. Фигура Шевчука рядом с фигурой президента должна была еще больше возвысить УГКЦ в глазах граждан Украины.
Ватикан, желая укрепить позиции униатов на Украине, всерьез рассматривает возможность беатификации митрополита Шептицкого. Его фамилия оказалась в списке семерых слуг Божьих, у которых в июле с. г. Франциск признал наличие высоких христианских добродетелей, достаточных для их причисления к лику святых.
Ватикан всегда благосклонно относился к украинскому национализму, который был острием католического экспансионизма на востоке. Между Ватиканом и украинской диаспорой в США сложились теплые отношения. По словам профессора Ягеллонского университета Анджея Зембы, в последние два-три года украинская диаспора в США активизировала свои усилия по беатификации Шептицкого и даже вложилась в это дело финансово, встречаясь для обсуждения вопроса с иерархами католической и православной церкви и иудаизма.
Злодеяния, совершенные митрополитом Шептицким, например его личное содействие формированию дивизии СС «Галичина», не оказались помехой для процесса беатификации. Ватикан прощает Шептицкому все: сотрудничество с Гитлером, ликвидацию православной церкви на Западной Украине, его молчаливое согласие на убийства польского населения боевиками ОУН-УПА...
Разговоры о спасении Шептицким евреев от гитлеровской расправы - слабый аргумент. Проф. А. Земба указывает, что точно известно только о 20 евреях, которых митрополит Шептицкий отправил в монастырь к своему брату Клименту, тоже священнику. Ни о каких сотнях спасенных евреев, о существовании которых говорят поклонники митрополита, речи быть не может. В 2007 г. еврейская организация Яд ва-Шем отказалась присудить Шептицкому звание «Праведник мира».
Шептицкий был не единственным, кто спасал евреев в оккупированном Львове. Заслуги на этом поприще римско-католического митрополита Болеслава Твардовского или архиепископа армянских католиков Дионизия Каэтановича куда больше, но их к лику святых не причисляют.
Самое главное: Шептицкий ни разу не осудил расправы галичан над евреями. «В нашей части Европы степень участия галицких украинцев в Холокосте несравнима ни с одним другим народом, кроме немцев», - указывает проф. Земба, напоминая, что Шептицкий всегда отделывался софистическими отговорками, когда ему задавали прямые вопросы о причастности украинских националистов к геноциду поляков и евреев. Поэтому папы Павел VI, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI беатифицировать Шептицкого отказывались.
* * *
Активизация Ватикана на восточном направлении говорит о том, что уния снова стала инструментом борьбы. Нестроения и беды на землях канонического православия всегда были для Ватикана временем для ловли новых душ. Преследования, разрушения и захват храмов, убийства священников и мирян канонической УПЦ МП, на которые киевская власть закрывает глаза, у ватиканских сановников не вызывают возмущения. Кроме общих фраз о прекращении войны на Украине и необходимости диалога, мир от них ничего не услышал.
Противники канонического православия воспринимают это молчание как призыв к действию. Кто-нибудь слышал, чтобы на Украине верующие УПЦ МП нападали на храмы неканонической «УПЦ КП», окормляющей украинских националистов? Зато случаев нападения сторонников «киевского патриархата» на приходы и священников УПЦ МП предостаточно. Из последних событий - убийство двумя выстрелами в голову настоятеля киевского храма Великомученицы Татианы о. Романа (Николаева). Об этом Святослав на Радио Ватикана не рассказывает.
Униатство и украинский национализм слились воедино с тех пор, как внутри самого униатства были уничтожены униаты-русофилы, считавшие униатство «русской верой», а себя - западным осколком единого русского народа. Произошло это в годы Первой мировой войны, когда за русофильство и отказ от насаждаемой насильно украинской идентичности можно было попасть в концлагерь Талергоф, а еще быстрее - на тот свет.
Тогда австрийские власти развернули параллельно пропагандистскую кампанию под лозунгом «настоящий поляк - это католик». Итогом стал массовый переход поляков-униатов в лоно Римско-католической церкви и превращение греко-католицизма в религию украинских националистов.
Теперь в планах у Львовской диоцезии - причисление к лику святых отца Степана Бандеры, капеллана Украинской галицкой армии Андрея Бандеры, который вложил в своего сына Степана всю силу своих кровожадных националистических убеждений. Если процесс беатификации Шептицкого пройдет гладко, превратить Бандеру-старшего из национал-террориста в святого будет гораздо легче.
Украинский национализм уже прошел период государственной институционализации. Манипуляциями заграничных стратегов и их служек в самой Украине украинский национализм превратился из маргинала в государственную идеологию. А Ватикан оказывал им в этом всяческое содействие.
http://odnarodyna.org/content/uniaty-opekuny-ukrainskogo-nacionalisticheskogo-dvizheniya