«Православие в Финляндии» - это ныне весьма яркий, своего рода прообразовательный макет-проект будущего апостасийного состояния тех Поместных Православных Церквей, кои решатся вступить на путь предательства Священного Предания Церкви Христовой.
Налицо - великая трагедия обрушения Православия в Финляндии в 20-х - 30-х гг. прошлого века.
Вызвано оно было прямым насилием местной президентской власти над Церковью в отношении календарной проблемы, в результате чего с точки зрения соборных канонов само существование Финляндской Церкви (не как «поместного» общественного религиозного института, а как законной части Вселенского Тела Христова) - оказалось, как остается и поныне, под весьма и весьма немалым сомнением.
Можно встречаться с ее представителями, обмениваться поздравлениями и делегациями - как это делают, например, в нарушение канонов Вселенских Соборов представители нашей Московской Патриархии, но ведь в очах-то Святых Отцов Вселенских соборов Финляндской Церкви, пожалуй, вовсе и не существует...
Как так? - спросит кто-нибудь, вовсе ничего и не знающий о самом характере ее возникновении.
А так.
Во-первых, послереволюционная автономия Финляндской Церкви уже изначально являлась незаконной, поскольку была (в результате отделения Финляндии от России) объявлена финской стороной в одностороннем порядке - без канонического разрешения со стороны Матери-Церкви Российской - а затем и чисто политикански «утверждена» Церковью Константинопольской, возглавлявшейся тогда Патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом), изгнанным вскоре же, в 1923 г., народом с патриаршего престола в Стамбуле.
Во-вторых, первым предстоятелем Финляндской «Церкви» стал эстонский священник-вдовец Герман (Аав), получивший сан архиепископа от Константинополя даже без совершения над ним монашеского пострига (по сути - лишь по представлению мирского президента Финляндии, изначально настроенного предельно антиправославно).
В-третьих, сразу же по поставлении в архипастыри Герман послушно ввел - по приказу президента - празднование Пасхи по новому стилю (ни в одной Православной Церкви такого не существует!), что является вопиющим нарушением святоотеческих соборных правил и карается Церковью следующим образом: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон Святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина» (Правило 7 из «Правил Святых Апостол»). О том же еще решительней говорится и в Правиле 1-ом Антиохийского Собора: «Все дерзающие нарушати определение святого и великого Собора, в Никеи бывшаго... о святом празднике спасительныя Пасхи, - да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей, и к возмущению Церквей, особитися, и со иудеями совершати Пасху, таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих...». И далее то же Правило указывает, что (и не стоит ли задуматься над дальнейшими его словами всем, и ныне общающимся с этой «Церковью»?) - «...И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству».
Именно поэтому значительная часть валаамских монахов, пребывавших тогда на территории Финляндии, не признала Германа с его обновленчеством и не стала принимать участия в совершавшихся им богослужениях, оказавшись в итоге или затравленными - на поселении в отдаленных островных скитах Валаама, или же высланными в СССР и затем закончившими свои дни в лагерях НКВД, а порой и попросту чекистами расстрелянными (есть и уже канонизированные мученики-валаамцы) (подробней обо всём этом см. в книге: Диакон Георгий Малков, П.Ю. Малков. «Любовь покрывает всё...». Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010).
Таким образом, если у корня, условно говоря, «Финляндской Православной Церкви» оказывается псевдо-«архиерей», подлежащий, по сути, церковному отлучению и извержению из сана, то явное сомнение вызывает как самоё наличие в ней благодати апостольской преемственности - через сего нарушителя соборных канонов, так и возможность дальнейшего подлинно православного устроения (по духовной сути, а не по внешней лишь форме!) всей церковной жизни в Финляндии.
Можно, конечно же, уповать на то, что Господь по великой милости Своей - как Глава Тела Своего - Вселенской Церкви - Сам всё же преподает спасительную благодать всем православным верующим финнам - но отнюдь не благодаря, а вопреки ее вряд ли каноничной иерархии. Впрочем, упование это весьма слабое и ничуть самих фактов отступления от веры Святых Отцов никак не оправдывающее...
Постепенная же еретически-филетистская нарочитая «финнизация» здешней поместной «Церкви» - с окружающей атмосферой всеподавляющего государственного лютеранства - дала, соответственно, и неправославные же плоды обновленческого самосознания «православных» финнов: в итоге сама эта «как бы Церковь» превратилась, по существу, в некое, во многом псевдоправославное по форме и достаточно протестантское по духу, религиозное сообщество «восточного обряда».
Отсюда и неудивительно, что в этом сообществе всё чаще звучит одобрение женского «священства» и «епископата» протестантского типа, а некоторые местные «православные» епископы вполне открыто и настоятельно призывают к «литургическому» общению с лютеранами (а порой уже и допускают ко Св. Причастию инославных). Дух протестантской анархии и псевдо-гуманизма - таковы в итоге проявления того «духа лестча», который еще с 20-х гг. прошлого века целиком охватил Финляндскую «Церковь». В результате же - сомнительность самого существования Православия в Финляндии...
И недаром в одном из выпусков интернет-журнала «Русскій Инокъ» (издается с 2002 года при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в США, по благословению тогдашнего Предстоятеля РПЦЗ Митрополита Лавра /Шкурлы/) мы читаем:
«...Пророк Даниил, говоря об антихристовых временах предсказывал, что антихрист даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон (Дан 7, 25). В славянском переводе Ветхого Завета слову "отменить" соответствует глагол "пременити", т. е. "переменить". Это пророчество уже сбывается: вследствие принятия некоторыми поместными церквами "ново-юлианского календаря" произошла перемена, или перемещение церковных праздников, что вызвало нестроения в богослужебной жизни, разлад в церковном народе и разделение. <...>
Особенно пострадала от календарной реформы Финская Православная Церковь (ФПЦ), единственная в православном мире дерзнувшая полностью порвать с веками освященной Православной Пасхалией... Это каноническое отступление ФПЦ повлекло за собой и ряд других, больших и малых отступлений... Назовем лишь некоторые из них: допущение ко Св. Причастию инославных; фактическое упразднение исповеди; позволение женщинам причащаться в любом состоянии; изменение богослужебных текстов в угоду лютеранам; разрешение венчаться в неположенные дни и т.п. <...> Эта церковь, почти семь десятилетий идущая путем отступлений - канонических, екклезиологических и прочих - являет собой поучительный пример духовного "соскальзывания" и "окамененного нечувствия".
Не довольствуясь смутой, которую вызвал в поместных церквах "ново-юлианский календарь", [современные обновленцы]... намечают во имя объединения православных с инославными, подобно Финской Православной Церкви, изменить также Православную Пасхалию, что означает и изменение времени празднования связанных с Пасхой подвижных праздников.
Окончательное отступление от православных богослужебных установлений осуществится, если Церквами будет принят т. н. "новый мировой календарь", над проектом которого уже несколько десятилетий работает ООН и за принятие которого ратуют экуменисты. Такой новый "международный календарь", с целью зафиксировать все даты на определенные дни недели (сатанинская несвобода детерминации!), исключит последний день года (31 декабря) из ряда дней недели, что внесет полный хаос в непрерывное чередование седмиц (недель). Этот календарь нарушит седмиричную периодичность дней недели, восходящую к сотворению мира, вследствие чего окажется упраздненным день Господень - воскресение, это еженедельное празднование Пасхи. Воскресение станет приходиться на различные дни гражданской недели.
Эта "отмена праздничных времен" (Дан 7, 25) повлечет за собой и "отмену закона" (Дан 7, 25), поскольку изменение Православной Пасхалии означает нарушение неприкосновенности канонов святой Православной Церкви (например, 7-го Апостольского правила, 1-го правила Антиохийского собора, 7-го правила II Вселенского Собора и прочих)...»
А вот, между прочим, еще один из вполне конкретных итогов такого финского «православия» - с характерной для него «отменой закона» (материал в свое время был опубликован на сайте «Православие. РУ»).
Так, еще в августе 2005 г. «Митрополит Хельсинский Амвросий предложил «ввести евхаристическое общение между Православной и Лютеранской церквами». Как сообщила центральная газета Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Kotimaa, выступая... на организованном Лютеранской церковью семинаре в Турку, столичный митрополит заявил, что для начала можно ввести «совместное причащение при заключении смешанных браков между православными и лютеранами»... а духовный лидер финских лютеран архиепископ Юкка Парма подчеркнул, что «Лютеранской церкви стоит обратить внимание на предложение Амвросия и продолжить обсуждение этой темы».
И это - несмотря на то, что ни одна из поместных Православных Церквей до того не имела практики совместного причащения с протестантами...
Прот. Николай Балашов (ОВЦС МП), естественно, охарактеризовал сей апостасийный факт как «удивительный вызов согласному убеждению всего мирового православного сообщества, которое никогда не подвергалось сомнениям».
Так что Православие для части финнов, его «исповедующих», по сути, ныне - лишь некий этнографический элемент и, так сказать, всего лишь своего рода религиозно-бытовой факт, не имеющий никакого реального отношения к святоотеческому двухтысячелетнему христианству во всей полноте его духоносного Священного Предания.
http://radonezh.ru/analytics/finlyandskaya-pravoslavnaya-tserkov-130756.html