В цокольных залах Екатерининского собора в Царском Селе открылся музей, посвящённый храмам Царскосельского благочиния, а также рассказывающий о строительстве Екатерининского собора архитектором Тоном, разрушении и воссоздании святыни.
В центре зала размещён большой художественный макет Царского Села, каким оно было в предреволюционные годы. Макет поворачивается по часовой стрелке, а храмы, расположенные на нём, поочередно подсвечиваются. В музее работают интерактивные экспозиции, благодаря которым можно увидеть процесс воссоздания собора, а также узнать, почему в Царскосельском благочинии было так много храмов - более 200 - и почему они строились в разных стилях. Макеты некоторых из них размещены под стеклянными колпаками. А встречает благочестивых посетителей бюст генерала Я.В.Захаржевского, управлявшего Царским Селом в 1817-1865 годах. Он принимал участие в сражениях 1812 года, дважды был ранен. В мирное время возглавлял строительство Екатерининского храма, потому и был похоронен здесь в 1865 году. К сожалению, останки Якова Васильевича не были найдены - после взрыва храма здесь орудовали экскаваторным ковшом и всё перемололи. Остался только кусок чёрного гранита с его надгробной плиты.
Смотритель музея и экскурсовод Галина ЯРОВАЯ рассказывает, почему решили создать такой музей: «Когда производили археологические раскопки - фундамент-то сохранился, - было найдено очень много предметов церковного обихода: кусочки священнических облачений, воздухов, части серебряных и бронзовых окладов от икон, монеты царских времён, хрустальные подвески с паникадила в виде копий, решётка солеи, бутылочки, в которых хранился елей, масла, благовония, кагор, св.вода... Всего было найдено 711 предметов. Есть и вещи, которые не были найдены при раскопках, их принесли царскосёлы. Удивительна история серебряной, покрытой золотом, коробочки для Св.Даров. Перед тем как взорвать храм, здесь работала специальная комиссия по ликвидации церковного имущества и ценностей. Изъяли всё, что могли, и отдали в запасники Екатерининского дворца в Царском Селе, в том числе и огромное Распятие, которое теперь также находится в нашем музее. А дарохранительницу один из членов комиссии незаметно опустил тогда в карман казначею собора. Та ни слова не проронила, только обмерла вся, думала, что потом этот человек заберёт у неё ценность. Но никто не пришёл. И она поняла, что таким образом ей доверили сохранить дарохранительницу до лучших времён. В комиссии тоже, видимо, разные люди были. И когда собор наш стали отстраивать, старая женщина принесла дарохранительницу в Краеведческий музей, а те нам отдали.
- А при строительстве храма и при его благоустройстве использовалось что-то из найденного - кирпичи старого фундамента, предметы церковной утвари?
- Нет, всё делалось заново, хотя и в соответствии с тем, как всё было устроено раньше. Что касается кирпичей старого фундамента, лазерным путём вырезали большие фрагменты, и теперь они в виде ступенек ведут к большим фотографиям, рассказывающим об истории создания, уничтожения и воссоздания собора.
По правую руку от входа висит икона «Тайная вечеря», написанная итальянцем Ф.Бруни, которая раньше размещалась в центре иконостаса. Вернее, это её копия, подлинник находится в Екатерининском дворце. Ещё он написал икону «Моление о Чаше», которая также скоро займёт своё место в музее».
А меня поразила фотография, на которой взорванный храм - просто груда кирпича, безформенных обломков и купол, поникший головой до самой земли. Рядом другая фотография: Казанское кладбище, могилка, оградка... Вот только оградка вокруг этой могилки - бывшая решётка с амвона храма. На памятнике слова: «Без риска нет жизни». А похоронен здесь инженер Э.Нильсен, который отвечал за подрывные работы, - он погиб через два месяца после взрыва, уничтожившего православный храм.
Завершает музейную экспозицию зал славы с портретами священников и градоначальников, повлиявших на судьбу Царского Села.
Побывала Ирина НИКОЛАЕВАhttp://pravpiter.ru/pspb/n272/ta005.htm