Андрей Ковальчук: «Постараемся не ошибиться ни с формой, ни с оружием»

Протоиерей Андрей Ковальчук  Ксения Воротынцева 
100-летие Первой мировой войны 
0
23.05.2014 151
1 августа на Поклонной горе появится памятник героям Первой мировой войны. Победитель всероссийского конкурса проектов был определен осенью прошлого года - им стал авторский коллектив под руководством народного художника России Андрея Ковальчука. Работа над монументом идет полным ходом: слеплено почти девяносто процентов, отлито в бронзе - около семидесяти. «Культура» встретилась со скульптором и побеседовала о госзаказе, современном искусстве и о возглавляемом им Союзе художников России.

культура: В нашей стране Первую мировую называют «забытой войной»...

Ковальчук: Действительно, эта тема в России недосказана. В советское время отношение к «империалистической войне» было отрицательным. Политические изменения 1917 года отодвинули ее на второй план. Погибшие - а с нашей стороны их оказалось около двух миллионов - забыты. За это время не было поставлено ни одного памятника, посвященного героям «Великой войны». В том числе и потому, что часть из них осталась приверженцами царской России. Для европейских же государств Первая мировая значит не меньше Второй.

Последние двадцать лет ходили разговоры о том, что нужно восполнить пробел - создать произведения, рассказывающие о подвигах русских солдат и офицеров.

В 2014-м мир отмечает столетие начала Первой мировой войны. Было решено установить в России несколько памятников, главный - на Поклонной горе. Место идеологически правильное: там находится мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне, рядом - Триумфальная арка, посвященная победе над Наполеоном. И между ними, на своеобразной оси, будет установлен монумент героям Первой мировой, который усилит историческую и духовную связь ратных подвигов русского народа.

культура: Один из его элементов - большой развевающийся флаг - на макете раскрашен. Останется ли он таким в оригинале?

Ковальчук: Да. Хотим ввести бело-сине-красный цвет в бронзу. И показать триколор как знамя, связывающее историю России нескольких столетий. Его первое изображение появилось в конце XVII века. Потом он уступил место другим флагам, но всегда возвращался. Мы знаем, что с ним не шли в бой в 1914-м, хотя он был утвержден как государственный флаг России в 1896 году. Для нас триколор - один из символов страны, связывающий различные этапы ее истории. Эта сложная, пространственная скульптурная композиция изображает знамя в движении: Россия проходит через испытания и трагедии XX века, совершая прорыв в будущее.

культура: У скульптур, окруживших флаг, есть реальные прототипы?

Ковальчук: Конечно. Скажем, композиция «Пьета» посвящена подвигу сестер милосердия. Одной из фигур придано портретное сходство с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей московской Марфо-Мариинской обители, много сделавшей для помощи раненым. Или композиция на обратной стороне знамени - «Атака кавалерии». Нижняя скульптура - казак, прототипом которого является легендарный в то время Козьма Крючков, первый георгиевский кавалер войны 1914 года. Будет изображен и генерал Брусилов, без которого нельзя представить Первую мировую войну.

Впрочем, некоторые образы - собирательные. Доминантой памятника является фигура русского солдата XX века. Нам хотелось, чтобы на Поклонной горе появился символ простого человека, ставшего воином в тяжелое для страны время. Обычный солдат - главное действующее лицо любой войны. В данном случае - это герой, георгиевский кавалер, прошедший через суровые военные испытания, с честью выполнивший свой долг. Изображение не парадное - он устал, но держится с достоинством.

Третий элемент - гранитная скамья, на которой со стороны Кутузовского проспекта будет видна надпись: «Героям Первой мировой войны». В этом проекте мы хотим совместить традицию классического памятника и реалистической скульптуры с современным средовым дизайном. Зритель должен почувствовать время создания монумента.

культура: Не боитесь исторических ошибок?

Ковальчук: Этот проект мы делаем по заказу Российского военно-исторического общества, представители которого следят за соответствием элементов памятника. Вообще художественным произведениям свойственны обобщения - не всегда нужно лепить с той точностью, которая требуется, например, для восковых фигур. И все же постараемся верно передать одежду, оружие...

культура: Значит, история, как с «Прощанием славянки», не повторится?

Ковальчук: Там, видимо, произошло какое-то недоразумение, и оно технически исправимо. Будем стремиться к тому, чтобы искажений не было. Вот, скажем, солдатские сапоги - обувь, мало подверженная влиянию моды. За 25 лет, которые прошли между мировыми войнами, они почти не изменились. И все же, когда я лепил, попросил фотографии. И понял: нужно кое-что подкорректировать.

культура: С 2009 года Вы председатель правления Союза художников России. Стремятся ли нынешние художники попасть в Союз?

Ковальчук: Да, потому что не все могут сами решать проблемы, связанные с организацией творческого процесса. В первую очередь, помогаем с мастерскими: пытаемся договориться с властями о льготной аренде или безвозмездном пользовании творческими студиями. Это один из самых важных вопросов. Сегодня у нас около ста отделений во всех регионах страны, некоторым уже 80 лет. В Союзе состоят более 12 тысяч художников. В минувшем году осуществили большой проект «Россия XII», который проходит раз в пять лет и начинается со смотров во всех федеральных округах. Главная выставка была в Москве, на ней показали около двух тысяч работ. Основная задача - представить изобразительное искусство современной России из всех регионов.

культура: Планируете работать с крымскими художниками?

Ковальчук: В настоящее время обсуждаем вопрос создания отделений СХ в Симферополе и Севастополе. Крым был любимым местом многих мастеров - Айвазовского, Коровина, Волошина, наших современников, работавших в доме творчества в Гурзуфе или на студенческих базах Суриковского и Репинского институтов. Надеемся, что будущая совместная деятельность окажется полезной как крымским художникам, так и мастерам, живущим по всей России.

культура: Что Вы думаете о проекте Основ государственной культурной политики, опубликованном в предыдущем номере «Культуры»?

Ковальчук: Деятели культуры ждали его много лет. Ведь последний принятый закон - Основы законодательства РФ о культуре - датируется 1992 годом. Затем последовали неудачные попытки принятия других документов... Видимо, не было единого понимания проблем этой сферы. Хотя его не существует и сегодня. Но есть уверенность в необходимости изменить отношение к культуре. Причем не только в творческом сообществе, но и у большинства граждан. Очевидно, что без глубокого анализа и выработки нового подхода к пониманию миссии культуры для современной России невозможно гармоничное развитие общества. А наша культура, которая внесла огромный вклад в общемировой процесс, не должна восприниматься только через достижения XIX-XX веков. Объявленный президентом Год культуры должен стать началом многолетнего пути реализации Основ государственной культурной политики. После общественного обсуждения и принятия окончательной редакции документа нужно разрабатывать Закон о культуре, другие законы и подзаконные акты. Ведь осуществление Основ потребует серьезной реформы в структурах управления, создания условий для выработки принципов общественно-государственного партнерства.

культура: Как относитесь к госзаказу?

Ковальчук: В монументальном искусстве он сохранился. Российские скульпторы и художники-монументалисты создают памятники, мемориальные композиции, мозаики, витражи. Но в этой системе работают лишь пять - десять процентов мастеров. Существует термин - «большая картина». Для таких произведений госзаказ необходим - мало кто из художников потянет создание серьезного полотна. Очень трудно год работать над исторической картиной, углубляться в литературу, а потом думать, куда ее пристроить и как прокормить семью. Проще написать небольшой натюрморт и продать его. В следующем году будет отмечаться 70-летие Победы. Нынешние художники редко обращаются к подобным темам. А ведь свежий взгляд на события 1941-1945 годов интересен. Появляются же новые фильмы, книги... Союз художников собирается организовать творческую группу из художников молодого поколения с выездом на пленэр на Академическую дачу, где сформировалось большое количество известных современных художников. Бесплатно. Чтобы месяц работать над картинами на военную тему. Глядишь, кто-нибудь замахнется на создание масштабного полотна.

культура: Российские вузы лихорадит - реформы одна за другой. Затронули они художественные институты?

Ковальчук: Да, это коснулось и нас. Для сохранения профессиональной школы много делает Российская академия художеств. Лицеи и вузы в Москве и Петербурге реализуют принципы, заложенные в основе российской системы художественного образования, существующей более 250 лет. Преемственность, неразрывность процесса обучения, высокий профессионализм педагогов-академиков РАХ дают прекрасный результат. Это признано во всем мире. Те, кто хочет получить классическое художественное образование, едут к нам. Яркий пример - студенты из Китая. Наша школа конкурентноспособна, и ее нельзя разрушать, хотя время вносит свои коррективы. Пытаются выстроить новые подходы ведущие художественно-промышленные вузы - имени Строганова и Штиглица.

культура: Галереи как институции могут конкурировать с Союзом художников?

Ковальчук: У нас разные задачи. Галерея в основном коммерческое предприятие. Некоторые проводят свою политику: ищут художников, работающих в нужном формате. Но большинство - просто зарабатывают. Конечно, это помогает выживать отдельным художникам. Но о социальной поддержке в целом речь не идет. К нам же приходят люди, окончившие профессиональные вузы. Которым близки традиционные выставки и такие понятия, как образность и духовность, традиция и мастерство. Они бесплатно участвуют в коллективных выставках, проходящих во всех регионах страны. Приветствую новую форму создания частных музеев, где инвестор становится меценатом. Один из ярких примеров - Институт русского реалистического искусства. Есть и другие...

культура: В Европе обучение на актуального художника часто не предполагает привычных предметов - живописи, рисунка...

Ковальчук: К сожалению, да. Многие считают, что профессия не нужна. Не соглашусь. Сначала необходимо получить базу, а потом уже экспериментировать - но не через хулиганство или эпатаж. Профессионал многое может себе позволить - если делает это осмысленно. Например, Пикассо. Гениальный художник с прекрасной школой, и я восхищаюсь многими его вещами. Но не нужно выдавать опусы любителей, не овладевших мастерством, за откровение мастера.

культура: И все-таки - в нынешней ситуации у классического искусства есть перспективы?

Ковальчук: В двадцатом веке произошли глобальные изменения. «Черный квадрат» Малевича, о котором столько спорят, стал манифестом - отрицанием старого и провозглашением нового отношения к искусству. В итоге существует два направления. В Советском Союзе, в силу ряда причин, хорошо развивалось классическое искусство. А на Западе стала важна идея и формальная сторона произведения. У нас это появилось лишь в конце 80-х - начале 90-х. И сегодня в России соседствуют традиционное и актуальное искусство, причем 80-90 процентов художников создают классические произведения. На Западе наоборот - лишь 10-20. И в России представители двух разных направлений часто не воспринимают друг друга, что не совсем нормально. Мы, художники, живущие сегодня, создаем современное искусство, а время и эксперты нас рассудят. Хотя, мне кажется, чем дальше будем отдаляться от классической традиции, тем больше будут цениться школа и мастерство.

культура: Вы автор более полусотни памятников. Не мешает работе высокая должность?

Ковальчук: Эта проблема любого активного человека - времени на все не хватает. Но одновременно учишься концентрироваться. И когда у тебя есть только два или три часа, стремишься использовать их плодотворно. Творческий процесс идет постоянно. Находясь в автомобиле или на не очень важном мероприятии, обдумываешь многое. И когда, наконец, добираешься до мастерской, работаешь быстро.

культура: Российскую академию художеств тоже возглавляет скульптор-монументалист - Зураб Церетели. Чем объясните?

Ковальчук: Дело не в профессии. Важно, что Зураб Константинович очень много делает для академии. А его опыт в решении сложных вопросов при создании монументальных произведений помогает справляться и с общественными делами.

культура: Небольшие скульптуры Вас не привлекают?

Ковальчук: Раньше, в конце 80-х и в 90-е, когда почти не было заказов, делал в основном станковые вещи и с удовольствием занимался мелкой пластикой. Но вообще я художник-монументалист по образованию. Вырос в семье архитектора. Поэтому мне интересно создавать скульптуру для городского пространства или парковой зоны. Она должна быть органично вписана в ландшафт, где ее увидит много людей. Выставочные, станковые произведения, в которых можно экспериментировать, бывают интересными, острыми и даже спорными. В монументальной работе больше ответственности - она ставится на десятилетия или даже на века. И здесь лучше не ошибаться.

http://portal-kultura.ru/articles/person/43902-andrey-kovalchuk-postaraemsya-ne-oshibitsya-ni-s-formoy-ni-s-oruzhiem/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Протоиерей Андрей Ковальчук
Все статьи Протоиерей Андрей Ковальчук
Ксения Воротынцева
Заветный вензель ПВТ
Благотворительный фонд им. П. М. Третьякова назвал имена лауреатов ежегодной премии «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству»
26.12.2017
Все статьи Ксения Воротынцева
100-летие Первой мировой войны
Государство и национальный вопрос
На примере искусственного формирования нации литовцев
02.11.2020
Для русских Гаврила Принцип народоволец, для сербов — мститель за Косово
Или почему российских легитимистов смущает сербский культурный код
22.09.2020
Значение морской силы в истории
К 106-й годовщине начала Мировой войны
28.08.2020
Мировая запрограммированная война
К 106-й годовщине начала Мировой войны
14.08.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Vladislav
11.05.2021 00:08
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от В.Р.
10.05.2021 23:56
Для чего готовится война?
Новый комментарий от Vladislav
10.05.2021 22:23
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Константин В.
10.05.2021 21:07
Писатель Иван Шмелев и нацисты
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:20
«Этот величественный подвиг совершил именно советский народ»
Новый комментарий от Русский Сталинист
10.05.2021 19:03