Как это было в девяностые

Митрополит Лонгин считает то время героическим периодом для нашей Церкви

Новости Москвы 
0
273
Время на чтение 6 минут
Начало 1990-х годов часто называют временем церковного возрождения, эпохой второго Крещения Руси. О том, как приходилось этого добиваться, вспоминает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, который в те годы был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве.

«Архитектор перестройки» в просьбе отказал

В 1988-1992 годах я учился в Софийской духовной академии, но все эти годы и зимой, и летом приезжал на каникулы в Россию, поэтому был участником многих тогдашних событий.

Когда закончил обучение, сразу вернулся в Троице-Сергиеву лавру и стал помощником эконома. Тогда экономом был архимандрит Панкратий - ныне епископ Троицкий, многолетний наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. У меня было очень «узкое» задание. Тогда Лавра пыталась создать собственную телестудию, чтобы готовить какие-то тематические передачи и чтобы они могли выходить на Центральном телевидении в нормальное время, что называется, в прайм-тайм. Чисто технически проблем не было, но с договорённостью об эфире ничего не получалось. Вместе с владыкой Панкратием и самостоятельно я несколько раз ездил в «Останкино», велись разного рода переговоры.

У меня лично состоялся по этому поводу разговор с одним из «архитекторов перестройки» - Александром Яковлевым. Пошёл к нему с бумагами, с благословения Святейшего. Я очень хорошо помню, как вальяжно, снисходительно Александр Николаевич начал разговор с того, что «вы же понимаете, в нашей многоконфессиональной стране...» и так далее. Кстати, я впервые тогда услышал этот известный довод, который и сегодня используется так часто. Я был наивным человеком, приводил свои аргументы, довольно запальчиво говорил о духовном возрождении, о необходимости знакомства наших сограждан с верой, со своими традициями, с отечественной культурой. Он каждый раз достаточно скучно отвечал мне, что это невозможно. Под конец я, наверное, надоел ему до смерти, и, помолчав, он очень резко сказал: «Слушайте, молодой человек, и запомните: мы вам время на телевидении не дадим! И не ходите больше». И даже я понял, что это было принципиальной позицией...

Рассказал об этом в Лавре. У нас посокрушались, начали думать, как эти препоны можно обойти, но мне уже не пришлось этим дальше заниматься, потому что к тому времени зашла речь о возвращении Церкви Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве. Кого ставить настоятелем? Наместник решил: меня.

Бог услышал «наглеца»


Конечно, Подворья как такового уже не существовало. Сохранились Троицкий храм, который раньше был приходским, и несколько старинных монастырских зданий: надвратный и братский корпуса и, самое главное, Митрополичьи палаты, резиденция Московских святителей на протяжении всего XIX века.

В храме размещался Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Храм был разделён перегородками на несколько этажей и множество комнат-клетушек. В Митрополичьих палатах был детский сад МВД. Бывший братский корпус был почти совершенно заброшен, в нём жили бомжи. А дом этот наполовину деревянный, очень и очень старый, один из тех немногих, что пережили наполеоновский пожар Москвы. Его собирались сносить. Часть территории была заставлена гаражами.

У меня не было ничего, кроме указа Патриарха о моём назначении, - ни жилья, ни денег, вообще ничего! Но делать-то что-то надо...

Это было очень интересное время - когда к Ю.М.Лужкову можно было просто прийти в приёмную, посидеть, дождаться, попасть в кабинет. В Моссовете на проходной был только один милиционер. Всё было абсолютно демократично. Нашего брата священника тогда в приёмных сидело много: открывалось много храмов, мы знакомились, общались, делились опытом - к кому идти, на какие совещания.

Эта эпопея длилась несколько месяцев. Я почти отчаялся. Помню, как вечером гулял вокруг нашего храма и в какой-то момент прямо взмолился: «Господи! Ну что ж такое, ничего не получается... Господи, если Тебе это надо, помоги! Если нет, я брошу и не буду этим больше заниматься». Молитва эта была, можно сказать, наглая - как ультиматум. И что бы вы думали? Это было в субботу, в воскресенье служили, в понедельник мне звонят и говорят: «Вы знаете, отец Лонгин, там всё нормально, пойдёт постановление. Давайте...» Это чудо, которое было в моей жизни, я его очень хорошо помню. Буквально через несколько дней постановление вышло.

В первую очередь срубили унитаз

Но оно ровным счётом ничего не значило для П.Л.Когана: там не было ничего конкретного о предоставлении нового помещения для оркестра. Помню, в очередной раз прихожу в его кабинет, а кабинет у Павла Леонидовича был в алтаре, с личным туалетом в диаконских дверях... Показываю постановление. Павел Леонидович и те, кто был тогда в кабинете, смеются и говорят: «Ну и что? Если нам дадут концертный зал типа «России», мы с удовольствием переедем. А пока... Кстати, вы знаете, сколько нужно денег, чтобы это здание отремонтировать?» Я делаю умный вид, говорю: «Миллионов десять...» - «Ха-ха-ха! Да вы и за сто миллионов здесь ничего не сделаете. Идите, не мешайте работать».

Весной 1993 года оркестр уехал на гастроли за границу. Месяц его нет, два, третий пошёл... Незадолго до этого в Моссовете прошла согласительная комиссия, которая выдала оркестру предписание освободить один придел, предоставить его нам для совершения богослужений. Руководство категорически отказалось: «Близко не подпустим», хотя решение согласительной комиссии было обязательным. Я спрашивал как-то у благочинного, отца Владимира Дивакова: «Отец Владимир, что делать-то? Может, силой войти туда?» - «Ой, что ты, что ты! Нам скандал не нужен. И Святейшего подведёшь, да и вообще...» Спустя некоторое время опять пожаловался ему: «Так и так, не пускают. А самих два месяца нет». - «Вот ведь какие... Так сейчас нет их?» - «Нет». - «Надо же, и Святейшего сейчас в Москве тоже нет. Ну ладно, иди, иди...»

Тогда мы собрали своих прихожан - их было немного, но они были очень активными. Пришли на помощь и прихожане соседнего храма во имя святителя Филиппа, что на проспекте Мира. Мы давно были знакомы: я там служил иногда, когда мне негде было служить. И вот часов в пять вечера мы зашли в помещение храма, где находилась одна старушка вахтёрша. Аккуратно оттеснили её от телефона, а она сидела и ругалась на нас нехорошими словами. Мы постарались всё продумать и организовать максимально корректно. Наш бухгалтер Юлия начала опись имущества, которое находилось в помещении, ей помогали несколько прихожанок. А я думаю: «Выбьют ведь нас отсюда... Надо бы сделать так, чтобы пользоваться этим помещением уже было невозможно». Мы решили снести все перегородки, которые делили храм на клетушки, хотя бы на 1-м этаже, и сделали это за несколько часов - топорами, ломами. В первую очередь освободили алтарь, срубили унитаз.

«Если высидишь - значит, твоя взяла»

И тут заявляются оркестр и Павел Леонидович Коган! Не было их почти три месяца, а вернулись именно в тот день, когда мы начали свой штурм! Поздний вечер, крик, шум, скандал... Руководство оркестра вызвало ОМОН и дежурного по городу. В свою очередь, мои знакомые кинули клич, и к нам на подмогу пришёл народ из других приходов. ОМОН оцепил храм, а за оцеплением стоят такой же цепочкой православные и под дождём (пошёл сильный дождь) поют акафист преподобному Сергию.

Приезжает дежурный по городу: «Что происходит?» Я показываю указ Святейшего и говорю: «Я здесь настоятель». Он смотрит: «Да, настоятель. И что случилось?» В этот момент Павел Леонидович совершил очень крупную ошибку. Разнервничался, подбежал к этому дежурному и начал на него кричать: «Вы за это ответите! Это преступление! Антисемитизм! Я вас засужу!» Тот удивился, заметно обиделся и, как только дирижёр отошёл, мне говорит: «Значит, так, батюшка. Мы сейчас тебя будем отсюда выгонять, а ты сиди и никуда не уходи. Если высидишь, значит, твоя взяла».

И действительно, меня начали выгонять очень бурно, но, правда, пальцем не тронули при этом. А я сказал: «Я никуда не уйду. Хотите - выносите! Я здесь настоятель, меня назначил сюда Патриарх». И всё! Сняли оцепление, милиция уехала, оркестранты разошлись по домам. А мы - все наши прихожане и те, кто стоял снаружи за оцеплением, - схватили вёдра, тряпки, отмыли помещение и уже утром служили там литургию. Это было в день памяти святой равноапостольной Ольги. Так начиналось наше Подворье. Такой вот героический период был в нашей жизни.

Интересно, что в 1980 году, когда мне было 19 лет и я был студентом, на летние каникулы в очередной раз приехал к бабушке в Москву. Тогда я увидел впервые храм Подворья, я очень хорошо его помню. К Олимпиаде там поставили схематическое подобие купола и креста. Вокруг храма ещё не было высотных зданий, была зелёная лужайка. Я ходил рядом, думал: «Если бы этот храм был действующим, как это было бы здорово!» Сейчас вижу в этом доказательство того, что в жизни человека не бывает случайностей, а всё совершается по воле Божией.

Беседовала Наталья Горенок

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=346

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35