itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вопрос Архиерею

Новые ответы

0
1236
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие и современность

Можно ли подавать записки за тех, кто крещен, но не причащается? Что делать, если нет возможности посетить вечернюю службу перед Причастием? На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Прослушивая просветительские лекции отца Геннадия Фаста в Интернете, я узнала о том, что записки можно подавать только за тех крещеных, которые регулярно причащаются. По простоте душевной я подаю записки каждое воскресенье за всех крещеных близких и родных, среди которых фактически никто не воцерковлен, в надежде, что Бог услышит мои молитвы и вразумит их рано или поздно. Совершаю ли я при этом грех перед Господом? Наталия

Уважаемая Наталия! Вы совершенно правильно делаете, что подаете записки за всех Ваших близких, кто крещен. Мнение отца Геннадия, хоть оно и понятно, не соответствует ни современной, ни исторической практике церковной жизни. Отец Геннадий — хороший ревностный священник, но в данном случае он дерзает сузить границы Церкви.

Сегодня часто можно встретить от духовенства ригористические утверждения, что нельзя, допустим, отпевать тех, кто не ходил в церковь, хоть и был крещеным, подавать за них записки и прочее. Есть батюшки, которые не причащают детей, если не причащаются их родители. И вполне понятно, почему возникают такие утверждения и такая практика, хоть ее нельзя назвать строго канонической. Каждый из нас видел в храме не очень приятную картину: когда начинается Причастие, заходят мамы и папы с кричащими младенцами, сами родители не молятся, не крестятся — бегом к Чаше, причастили младенца и опять бегом из храма… В этом заметно чисто утилитарное, даже унизительное для Святых Таин отношение ко Причащению. Поэтому некоторые священники благословляют родителей: если причащаете младенца, то и сами приготовьтесь ко Причастию и причащайтесь вместе с ребенком. Такая практика имеет право на существование, она носит педагогический характер для воспитания членов того прихода или общины, в которой служит этот настоятель. Но распространять эту практику абсолютно на всех было бы неправильно. Думаю, что так же следует относиться к тому, что говорит отец Геннадий: с пониманием, но не считая это обязательным для всех.

Возможно, что я ошибаюсь, возможно, не так поняла то, что читала. Старец Паисий Святогорец: «И старайтесь не вышивать крестов, изображений святых в нижней части подризников, стихарей и фелоней. Изображайте в этих местах облачений какие-то простые, несвященные символы. А то священники садятся прямо на святых, на кресты... Это — неблагоговение»; «И вот ещё в чем будьте внимательны: у вас на диване было постелено что-то с крестами, но садиться на кресты и наступать на них нельзя»… А у нас в храме аналой покрыт тканью с крестами до пола — а если ногой нечаянно заденут? Людмила

Уважаемая Людмила! Действительно, хорошо и необходимо сохранять благоговейное отношение к Кресту Господню. Но есть и достаточно древние традиции оформления храма, церковных облачений и утвари, на которых присутствуют крест и изображения святых. Думаю, тут надо сохранять здравую рассудительность. Ведь есть люди, которые боятся наступать даже на перекрестье плитки на дороге, считая, что они наступают на крест. А это уже перебор. Возьмите себе за правило то, что Вы прочитали у старца Паисия: не настилать и не нашивать крестов на свои домашние вещи. А следить за тем, «как соблюдается благоговение» другими людьми, неправильно, этого делать не надо.

Объясните, пожалуйста: если человек работает, и не всегда есть возможность перед Причастием стоять вечернюю службу, как быть? Дарья

Уважаемая Дарья! Если у человека нет возможности перед Причастием прийти на службу, надо обязательно помолиться дома в свободное время после работы, уделить больше времени на подготовку к Причастию. Если Вы человек грамотный и пользуетесь Интернетом, можно найти и прочитать последование службы, которая совершается в этот день в честь воскресного дня, праздника или в честь памяти святого. Хоть это и не заменит в полной степени пребывания на богослужении, на общественной молитве, тем не менее, это хорошо бы сделать.

Я, например, делаю так: читаю службу дня как один большой канон: стихиры на «Господи, воззвах…» я прибавляю к первой песне канона, стихиры на «Хвалитех…» в конце прибавляю к девятой песне канона. Так меня научили еще в Лавре.

Подскажите, как готовиться к исповеди и причастию ребенку, если ему только что исполнилось 7 лет, и читать он не умеет еще. Нина

Уважаемая Нина! Прежде всего, надо объяснить ребенку, что такое грех и что такое покаяние — на том уровне, на котором семилетний ребенок может это воспринять. Ведь по канонам именно с семи лет ребенок приступает к исповеди. Если он сам не умеет читать, пусть помолится, постоит рядом с родителями, когда они читают вслух правило ко Причащению. Конечно, поначалу он не осилит прочитать и воспринять правило полностью. Родителям можно, посоветовавшись со священником, отобрать часть молитв из этого правила, которые будут ребенку более понятны. Со временем это правило можно будет увеличить.

Уважаемый Владыка, у меня такой вопрос. В настоящее время изменилось как-то отношение в храме к накрашенной женщине, к макияжу? В последнее время молодые женщины и девушки приходят накрашенные и с помадой на губах и беспрепятственно участвуют в таинствах. В современном мире это допускается? Нина

Уважаемая Нина! Да, действительно, сейчас во многом изменилось отношение людей к храму, и в храме — друг ко другу. Иногда это хорошо, иногда — плохо. Много лет на моей памяти говорили и писали о «страшных злых церковных старухах», которые выгоняют бедных девочек, случайно зашедших в храм в брюках, без платка, с накрашенными губами… Мы столько говорили о том, что надо быть более терпимыми к приходящим, бояться кого-то обидеть или оскорбить своим замечанием, что появилась противоположная проблема: сегодня люди заходят в церковь в любом виде, даже абсолютно неприемлемом, и прихожане или сотрудники храма уже никого не останавливают, никому не делают никаких замечаний. С одной стороны, конечно, это хорошо, что замечаний не делают. Но то, что люди перестают сами задумываться о своем внешнем виде, не подходящем для посещения храма,— это плохо.

Я все-таки считаю, что священники должны об этом говорить. Например, когда к Причастию подходят женщины, девушки с накрашенными губами, стоит их остановить. Иначе эта краска остается на лжице, может попасть к другому человеку. Помимо того, что это неприятно, в этом проявляется и неблагоговение к таинству, и невнимание, неумение подумать о других людях, которые пришли в храм, не имея намерения получить порцию чужой губной помады… При этом всем нам нужно научиться делать такие замечания мягко, без раздражения и осуждения. Иногда необходимо объяснить человеку, что его отношение к храму и таинствам не совсем правильное.

Мне посоветовали читать Псалтирь о маме, болеющей онкологией. Подскажите, как правильно читать Псалтирь дома, когда поминать болящих и умерших сродников, какие молитвы читать после прочтения кафизмы? Можно ли читать Псалтирь и Евангелие с компьютера, если рядом нет книг? Дмитрий

Уважаемый Дмитрий! Перед чтением одной или нескольких кафизм Псалтири обычно читают начальные молитвы по «Отче наш», «Господи, помилуй» 12 раз, «Придите, поклонимся…». Живых и умерших сродников поминают на Славах. Думаю, Вам надо подойти к своему священнику или к тому, кто у Вас в храме читает на клиросе, и они Вам все объяснят. Молитвы после кафизмы тоже нужно читать. Обычно они не читаются только при чтении Псалтири над усопшим. Читать Псалтирь и Евангелие с компьютера можно, но совсем уж в крайнем случае: в дороге или ради ознакомления. Когда молитесь, лучше это делать по книгам.

Уважаемый Владыка! Некоторые священники при прикладывании к кресту ударяют им. Иногда это очень больно. Допустимо ли такое? С уважением, Александр.

Уважаемый Александр! Думаю, это все-таки не специально происходит. Хотя есть разные батюшки и разные обычаи. Бывает, что некоторые священники целыми ведрами выливают святую воду на людей. Кому-то это нравится, кому-то не очень. Есть старинный обычай на Пасху кидать яйца в народ. Обычно все радуются, довольны, но кому-то ведь и в лоб попадали, и вряд ли это было очень приятно… По моему мнению, таких вещей в Церкви лучше не делать. В Церкви все должно быть по слову Апостола — «благообразно и по чину». А если кто-то из священников начинает слишком увлекаться своей ролью и совершать подобные экстравагантные поступки, это свидетельствует, как минимум, о нерассудительности этого священника, а как максимум — о каком-то духовном повреждении.

Уважаемый Владыка! В храмах Саратова после воскресной Литургии всегда совершаются молебны и панихиды. Однако по информации сайта «Азбука веры», который наполняется священнослужителями, по церковному уставу все молебны должны совершаться до Литургии и «Заказ молебнов или панихид сразу после Литургии теми, кто в ней участвовал, является непониманием сущности Евхаристии». Против такой последовательности и совмещения высказывались многие иереи и архиереи. Как относиться к данной традиции в Саратове? Георгий

Уважаемый Георгий! Относиться надо спокойно. Если Вам лично не нужно присутствие на молебне или панихиде, можно спокойно уходить сразу после Литургии. Такое поминовение совершается, что называется, «нужды ради», ведь большинство людей работают и могут приходить в храм только в воскресный день. Тем не менее, у них есть потребность помолиться за себя и близких в различных нуждах, помянуть усопших. И никаких серьезных нарушений в этом нет.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09