Служанка Царицы Небесной

22 февраля - Вселенская родительская суббота

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР  Новости Москвы 
0
368
Время на чтение 11 минут

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонии прошли II Варваринские чтения, посвящённые памяти седьмой настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря схиигуменьи Варвары (Трофимовой, †8.02.2011). Матушка Варвара больше 50 лет посвятила монашескому подвигу, из которых 43 года была настоятельницей Пюхтицкой обители, подняв её на новый уровень: малоизвестная и отдалённая женская обитель стала жемчужиной и Сионом Православия всего Прибалтийского края, посещаемым паломниками со всех концов света. «Во время смертельной болезни матушка однажды скорбно сказала: «Если столько выдумок и неправды говорится обо мне при жизни, что же будут говорить после смерти моей? Чего только не насочиняют...» Чтобы избежать вымысла и пересудов, мы решили показать жизненный путь родного для нас человека по его собственным воспоминаниям», - сказала настоятельница Пюхтицкой обители игумения Филарета (Калачёва). Так родилась книга «Игумения за святое послушание», в которой собраны истории, которые м.Варвара рассказала сама, и воспоминания людей, хорошо её знавших и любивших. Сегодня мы печатаем выдержки из этой книги.

Рассказ о матушке Варваре мы начнём с её собственных воспоминаний, выстроенных игуменией Филаретой (Калачёвой), настоятельницей Пюхтицкой обители, в биографической последовательности.

«Родилась м.Варвара 17 августа 1930 года в семье стеклодува Кузнецовского стекольного завода Алексея Матвеевича Трофимова и его супруги Марии Никитичны. Матушка была седьмым ребёнком - любимым «последышем» - и в крещении была наречена в честь св.мц.Валентины. Семья проживала в городке Чудово Новгородской области, близ Званского Знаменского женского монастыря, насельница коего - монахиня Нектария - была частой гостьей в их семье. В роду Трофимовых было много певчих, а дядя - Фёдор Поляков - был регентом церковного хора. Старшая сестра Любовь Алексеевна работала в детдоме в г.Пушкине, и Валя, навещая её, возлагала на себя обязанности воспитателя. Собирая малышей на прогулку, она проверяла, всё ли они надели. А разница между ними и Валей была всего один год. Видимо, так заявлял о себе педагогический талант будущей игумении. Когда началась война, Вале было всего 10 лет. Чудово находится в 100 км от Ленинграда, и когда блокада сжала свои клещи вокруг города-героя, в потоке беженцев семья Трофимовых ушла лесом к Тихвину. Попив болотной водицы, Валя заболела брюшным тифом, и семья осела в Кирове. Одно из ярких впечатлений военного детства Вали - встреча с необычным заключённым. Благообразного, измождённого старца с длинной седой бородой везли по этапу. В его глазах было столько скорби, что Валя подошла к машине, в кузове которой сидел старец, и протянула ему кусочки хлеба, которые мама завернула ей на обед: «Покушайте, пожалуйста, дедушка». Он взял узелок. В это время машина тронулась. «Дедушка» вдруг встал и благословил Валю архиерейским благословением - двумя руками... В послевоенное время есть было нечего. Наголодались так, что по осени пошли воровать картошку на колхозные поля. Став игуменией, матушка, благословляя монастырские поля, всегда молилась: «Господи, благослови урожай, чтобы мы сыты были, чтобы и на вора хватило...». После учёбы Валя работала бухгалтером в Луге. У неё была мечта - взять благословение у старца Серафима Вырицкого. И она отправилась в путь. Был июнь 1947 го-да. Старец лежал тяжелобольной. Но келейница вышла и сказала: «Батюшка просил пропустить девушку из Луги». Увидев Валю, он попросил: «Мать Анна, принеси-ка мне две просфорочки, одну большую, другую поменьше». Большую, «игуменскую», просфору он протянул будущей игумении, маленькую благословил для её мамы. А побывав в Вильнюсской Марие-Магдалининской обители, Валя решила уйти в монастырь и посвятить свою жизнь Богу. Пресвятая Богородица привела её в Пюхтицу, чему предшествовал интересный случай. Когда епископ Вильнюсский Роман (Танг) попал в больницу, у его постели дежурила м.Варвара (она год как получила монашеский постриг в Виленском Марие-Магдалининском монастыре с именем Варвара). Очнувшись от забытья, владыка обратился к ней: «Мать Варвара, когда будете в Пюхтице игуменией, там в шкафу лежит Летопись монастыря. Она написана только до 1910 года, а остальное - на разных клочках бумаги, что-то пропущено. Но вы соберите всё и докончите Летопись эту. Вам Господь поможет!» Просьбу архиерея матушка выполнила».

«ТРИ ШАГА ДО ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО»

Настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина): «Матушку Варвару я знала с 1952 года. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос. Помню, как на постриг матушки в 1958 году в Вильнюс, в монастырь Марии Магдалины, где мы тогда жили, приехал о.Николай Гурьянов. Когда новопостриженных из храма разводили по кельям, он обратился к нашей будущей игумении. Но называл не «мать Варвара», а - «матушка строительница». Видимо, Господь открыл ему, чему м.Варвара посвятит всю свою монашескую жизнь. Как-то пришёл о.Николай к матушке Нине, которая была игуменией в Вильнюсе, говорит: «А вот матушку Варвару как сватать-то будут!» Мать Нина, крестясь: «Да что вы говорите, её только что постригли, а вы говорите - сватать». Но скоро м.Варвару действительно стали «сватать» в игумении. В 1968 году наш таллинский владыка Алексий, будущий Патриарх, вызвал м.Варвару в Москву. Её хотели поставить игуменией Иерусалимского Горненского монастыря, но она отказалась уезжать за границу. Тогда владыка сказал: «Но от Пюхтицы никуда не уйдёте. Вам предстоит послушание: матушка Ангелина (игумения) немощна, а в Пюхтицу приезжают иностранные делегации, их надо принимать...» Так мать Варвару и назначили игуменией в Пюхтицу.

Каким упорством и трудолюбием, какой изобретательностью надо было обладать, чтобы спасти Пюхтицкий монастырь одновременно от разрушения и от закрытия! Монастырей в то время очень мало было - 17 на всей территории СССР. Времена были хрущёвские, поэтому закрывали монастыри очень просто. Но покойный Святейший Патриарх Алексий II Пюхтицу очень любил. Не без его участия в монастырь всё время приезжали иностранные делегации: то из Германии, то из Финляндии, то из Швейцарии. А мы их принимали, м.Варвара показывала наш хор, кормила натуральными монастырскими продуктами, которые сёстры делали. И светские власти монастырь не трогали. Трудились сёстры не покладая рук: строили, ремонтировали, света не было, воды не было, приносили её издалека, из колодца, бороновали, пахали, косили. Но постепенно с Божией помощью всё наладили. Увеличилось и количество насельниц обители: сначала их было около 50, а сейчас - 120.

Последние 20 лет я несу послушание в Иерусалиме, в Пюхтицу приезжала нечасто, и каждый раз монастырь становился всё краше. Матушка Варвара была истинной монахиней, снисходила до немощей сестер. Иногда, может быть, и надо было проявить строгость, и она её проявляла, но никого не обижала.

Когда её только поставили игуменией, она еще застала в Пюхтице насельниц, которые были духовными чадами св.прав.Иоанна Кронштадтского. Вот, например, со мной в келье жила м.Аркадия, которая поступила в монастырь в 14 лет, - духовная дочь отца Иоанна. Она всегда вспоминала, как батюшка говорил: «Сёстры, только безропотно несите своё послушание. И тогда три шага до Царствия Небесного». Это наставление мы старались выполнить - куда пошлют, то и делали: траву косили, дрова рубили, - достаточно было благочинной одно слово сказать. А м.Варвара нам говорила: «Идёте на покос или скотный двор - творите молитву, чтобы всегда на устах была молитва Иисусова или «Богородице, Дево, радуйся». Так молитвою и смирением возрождался монастырь».

ДОРОГОЙ МАТУШКЕ К 30-ЛЕТИЮ ИГУМЕНСТВА

С времён незапамятных, с давней поры
В объятьях Эстонского края
На самой вершине лесистой горы
Сокрыта обитель святая.

 ...Царицы Небесной избранный удел, 
Преддверье Небесного рая,
И счастлив, кто здесь помолиться сумел,
 К иконе святой припадая.

Но счастлив вдвойне, кто умножил дары,
Небесного Царства взыскуя,
И встретил земную хозяйку горы,
Варвару - Варвару вторую.

Небесной Царицы земная слуга,
Наместница Матери Божьей,
И ближних, и странников издалека
Согреет, утешит, поможет.

Со всеми открыта, со всеми проста,
Любовью к себе привлекая,
Несёт непомерное бремя креста
С улыбкой Варвара вторая.

От первой Варвары к Варваре второй
Протянуты времени нити,
Столб света стоит над святою горой,
Прославлена Богом обитель.

Монахиня Викторина (Петрова)

СИДЕНИЕ У НОГ ИИСУСОВЫХ

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников): «Личность матушки вместила в себя служение Господу и Марфы, и Марии. Матушка понимала, что у игумении женской обители особая миссия - это сидение у ног Иисусовых и внимание Слову Его. Она брала на себя эту миссию, а сестёр не нагружала, облегчая им путь. Не нагружала их лишними послушаниями созерцательного плана, ибо монашеская жизнь предполагает вначале деятельное прохождение, а потом только возможен переход к созерцательному образу жизни. Нельзя по-другому, нельзя перескакивать и начинать с конца. Прежде - Марфино служение, а затем - Мариино».

ПОДАРОК МАТУШКИ ВАРВАРЫ

Протоиерей Артемий Владимиров (Москва, настоятель храма Всех Святых, что в Красном Селе): «В один из первых своих визитов в Пюхтицу... я был впечатлён ковчегом с мощами св.равноап.Марии Магдалины. Когда открыли серебряную крышку ковчежца, я заметил на дне его мельчайшие пылевидные частицы. Явилась мысль: взять себе хотя бы одну такую частичку. По молодости я не решился ни о чём просить матушку игумению. Однажды после службы я подошёл к малому престолу, где располагались мощи, и, открыв ковчег, стал рассматривать частицы. Пожилая монахиня-алтарница спросила: «Батюшка, что вы тут смотрите?» Я вздрогнул, будто меня застали за нехорошим делом, и вышел из алтаря. Вопросительница, поняв, что я интересовался именно мощами св.Марии Магдалины, ничего не сказала, но в сердце у меня поселилась тревога: казалось, что скоро меня вызовут на допрос к игумении. Но на допрос никто не вызывал. В день моего отъезда матушка попросила зайти к ней попрощаться. Мы поговорили. «Ну, а теперь, дорогой батюшка, позвольте вручить вам маленький подарок. Вот вам частица мощей святой Марии Магдалины». Вместо пылинки я увидел довольно большую частицу, отъятую от косточки святой...»

«СКОРБИ - ЭТО БЛАГО, ИХ НАДО ЛЮБИТЬ»

Игумения Филарета (Калачёва): «Когда-то для нас любовь во Христе была отвлеченным понятием, книжным откровением неизвестного нам Царствия Божия. Но вот в жизни появляется человек, который приводит в недоумение. Откуда у него столько любви, которой хватает на всех? Любит не потому, что мы души в нём не чаем, относимся к нему с особым вниманием, а... несмотря ни на что.

Припоминается случай. Была назначена встреча с человеком, который хотел побеседовать с матушкой наедине. Утром раздается телефонный звонок, и хороший знакомый тревожным голосом просит меня убедить матушку не встречаться с назойливым просителем, объясняя это его недостойным поведением. Матушка встречи не отменила, сказала, что повидается с ним ради вежливости, минут 15-20. Несколько минут разговора перетекли в несколько часов. И вот раздается заветный звоночек, что означает: матушка просит прийти - беседа закончена. Мне навстречу выходит мужчина, из глаз которого текут реки слёз, - прощается, благодарит, уходит. Матушка, встретив мой взгляд, тихо говорит: «Какой хороший человек, как много он страдал...» Маленькая толика добра в её глазах была главным противовесом всех неправд и нехороших дел, которые совершил этот странный гость. Никогда не перестанешь удивляться её умению видеть в каждом человеке образ Божий и радоваться правде о нём. Как надо любить Бога, чтобы из доверия Его всеспасительному Промыслу черпать силы для любви!

Конечно, скорбей никому не избежать, но как научиться переносить их достойно? Матушка говорила: «Скорби - это благо, их надо любить». Именно они научают искреннему смирению перед Богом.

Матушка обладала силой властного игуменского слова. И однажды я услышала брошенное обвинение в её адрес: «Мания величия». Но любоначалием матушка не болела, она была полна искренней любви к людям. Доказательство этому - страшное испытание, попущенное Господом, постигшее обитель в 1991-1992 годах, когда более 20 сестер ушли из монастыря... В этот момент рушилось государство и разделялось церковное тело. Смиренно претерпев горечь чужой неправды, матушка простила всех и доказала на деле, что гнев человеческий правды Божией не творит, а любовь покрывает множество грехов и побеждает. Как-то в разговоре она обмолвилась: «Они (ушедшие сестры) не понимали, что творят».

Не понимал, что делал, и журналист Сергей Миронов. В начале 1980-х годов попросилась поступить в обитель молодая девушка, отец которой был настроен против Церкви и приехал в обитель забрать дочь. Матушка, видя горячее стремление девушки к иноческому житию, защитила её и прописала в монастыре. Раздражённый отец поведал журналисту Миронову о монастыре со «зловещими зелёными куполами». Статьи, написанные Мироновым, были лживы и небрежны. Доставили много скорбей и переживаний... И вот спустя годы в монастырь приезжает группа московских журналистов. Их сопровождает на правах организатора С.Миронов и просит дать сестру-экскурсовода. Просьбу передали настоятельнице. Матушка ответила, что экскурсию сёстры проведут, а журналиста Миронова за то, что писал гадкие и лживые статьи о монастыре, она просит удалиться и ждать у автобуса. Эти слова дежурная передала «мастеру пера» в присутствии московских гостей. Горе-журналист, втянув голову в плечи, засеменил к калитке монастыря. Какой стыд он испытывал от правды, которой когда-то пренебрёг!

Нередко слышала от неё: «Молитва - это труд, труд - это молитва». Она между этими понятиями ставила знак равенства.

Последние месяцы матушка сильно болела. Вернувшись из больницы, она попросила принести подарок архимандрита Сергия (Вощенко) - великую схиму - и, посмотрев на неё, молвила: «Отец Сергий, провожая меня на игуменство в Пюхтицу, подарил эту схиму и сказал: «Мне постричься не придётся, а тебе лет через сорок она пригодится». День пострига в великую схиму пришёлся на день памяти прп.Паисия Величковского, 28 ноября. 4 февраля схиигумения Варвара попросила совершить над ней Таинство Елеосвящения. Потом сестры стали по очереди подходить к матушке и прощаться с ней. Неожиданно матушка начала тихо петь «Христос Воскресе». Множество сестринских голосов поддержало её возглас. Раннее утро 8 февраля запомнилось необычной метелью. Отец Самуил исповедовал матушку и причастил. Она прилегла на подушечку. Последовал такой долгий и такой лёгкий выдох...»

ПОСВЯЩЕНИЕ МАТУШКЕ ВАРВАРЕ

Душа моя поникла от печали,
За алтарём могильный холм в цветах,
Он окружён зажжёнными свечами,
Весь в благодарных плачущих сердцах.

Заволокло всё слёзной пеленою,
Теперь уж без неё я сирота,
Она гнала все беды стороною...
Очнулась... я - у нового креста.

И вот душа наполнилась надеждой:
Ведь матушка не оставляет нас,
Она, как прежде, с теплотою нежной
Любовью помогает всякий час.

Галина Левицкая, паломница

Игумения Филарета (Калачёва): «Памятование о блаженной кончине матушки Варвары будет всегда служить утешением и назиданием для нас. Говорят: «Дорого не начало - дорог конец». Одна женщина увидела во сне матушку и спросила: «Как ваши дела?» - «Хорошо, - ответила матушка, - я послушница». Женщина: «Вы - игумения!» На что матушка ответила: «Я послушница у Матери Божией».

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Пушкин
Духовное завещание Пушкина
Вспомним и перечитаем чудесный, победный, воскрешающий душу Пасхальный цикл
18.06.2025
Европеизация, вышедшая боком
Или в чем был прав Эдуард Лимонов
12.06.2025
6 июня
Памяти А.С.Пушкина
06.06.2025
Пушкин
Стихи
05.06.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Дело не в Ленине, дело в провокации
Об особенностях полемики вокруг фильма «Мумия»
04.07.2025
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
О чём предупреждал несколько лет назад… один из его создателей Л.П.Решетников
04.07.2025
ООН пребывает в глубоком параличе
Сегодня политики шепотом говорят, что новая международная структура, способная заменить парализованную Всемирную организацию, может родиться только в результате очень большой войны
04.07.2025
День памяти окольничего Ф.М.Ртищева
Сегодня мы также вспоминаем библиографа В.С.Сопикова, писателя В.Т.Нарежного, генерала В.А.Петрова и летчика-аса С.П.Супруна
04.07.2025
Зачем нужен Ленин в Мавзолее, а «железный Феликс» на Лубянке?
Или кто заказал создание скандального фильма «Мумия»?
03.07.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Демография как общественная шизофрения
Новый комментарий от Человек
04.07.2025 17:12
«Нацистские гены, гены русофобии у них в крови!»
Новый комментарий от Ленчик
04.07.2025 16:56
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.07.2025 16:38
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Русский танкист
04.07.2025 16:29
Кто породил Ленина, тот и разрешил вынести его из мавзолея
Новый комментарий от Апографъ
04.07.2025 16:18
Фильм «Мумия»: впечатления от просмотра
Новый комментарий от С. Югов
04.07.2025 16:12