«Культура» встретилась с историком-исламоведом, заместителем председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Романом Силантьевым.
культура: В сообщении МВД о недавнем задержании исламского
экстремиста говорилось, что он вербовал адептов в Московской
исторической мечети. Насколько активно сегодня действуют исламисты среди
традиционных мусульман?
Силантьев: В последнее время в России произошла активизация ряда
исламистских организаций, в первую очередь «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»
(«Партии исламского освобождения»), признанной, в том числе и в России,
террористической организацией. Все они протестуют против запрета
русского перевода Корана, осуществленного Эльмиром Кулиевым. Именно в
поддержку перевода Кулиева на улицах российских городов появились
исламистские растяжки и были проведены акции в целом ряде мечетей.
Причем где-то эти акции удалось быстро пресечь, а где-то - нет.
культура: Вы имеете в виду традиционные мечети?
Силантьев: Не только. Вообще «Хизб ут-Тахрир» очень активно
работает со всеми мусульманами, поэтому порой не нравится другим
исламистам. Хотя бы потому, что представители этой террористической
организации работают очень топорно и грубо, тем самым зачастую
подставляя других исламских экстремистов, которых в итоге ловят вместе с
тахрировцами.
культура: Интересно, а сами имамы и верующие в российских мечетях не спускают с лестниц исламистских агитаторов?
Силантьев: По-разному. Из традиционных часто выгоняют. Например,
совсем недавно в селе Алькино Самарской области местные мусульмане
прогнали ваххабитов. Гоняют их и в Питере, и в Татарстане, причем обычно
в тех мечетях, которые опираются на Центральное духовное управление
мусульман России во главе с верховным муфтием Талгатом Таджуддином. Ну а
в мечетях, опирающихся на Совет муфтиев Равиля Гайнутдина, зачастую
рады экстремистам. Кстати, за последнее время 19 мусульманских духовных
лиц, подчиняющихся Гайнутдину, были привлечены по 282 статье УК РФ
(«возбуждение ненависти либо вражды») и за иные преступления.
культура: Существует ли среди исламистов, действующих в России, определенная градация?
Силантьев: Да, это - ваххабиты (салафиты), наиболее
многочисленная и опасная группировка исламистов, «Братья-мусульмане»,
которых в России достаточно мало, а также уже упомянутая «Хизб
ут-Тахрир» и «Таблиги Джамаат», причем представителей последних у нас
изрядное количество. Между собой они зачастую не дружат, но против нас -
светского государства, православных христиан и традиционных мусульман -
запросто объединяются.
культура: А что это за новый перевод Корана, запрет на который так возбудил и объединил исламистов?
Силантьев: Вообще, раньше у нас не запрещались переводы Корана.
Лично мне кажется, это было не лучшее решение. Но в то же время нельзя
не признать, что кулиевский «перевод смыслов» - проваххабитский, а
потому запрет вполне правомерен. Ну и кроме того, еще стоит выяснить,
кто его осуществил, ведь сам Эльмир Кулиев по базовому образованию -
стоматолог и к филологии отношения не имеет.
культура: Понятно, что запретом одной книги проблемы не
решить. А насколько вообще эффективно сегодня действуют против
исламского экстремизма наши правоохранительные органы?
Силантьев: В течение последнего года борьба особенно
активизировалась. Видимо, правоохранительные органы наконец осознали,
что в этом деле лучше перегнуть палку, чем не догнуть, поскольку
исламисты понимают только язык силы.
культура: Существуют ли экспертные оценки общей численности исламистов в России?
Силантьев: Начальник департамента внутренней политики Татарстана
Александр Терентьев утверждает, что в их республике порядка 3%
мусульман тяготеют к салафитам. И это не считая представителей других
исламистских группировок. В целом же по России число исламистов можно
оценить приблизительно в 1 миллион человек - то есть примерно каждый
пятнадцатый мусульманин.
культура: Все ли исламистские группировки являются потенциально террористическими?
Силантьев: Как я уже говорил, «Хизб ут-Тахрир» официально
признана таковой. «Таблиги Джамаат» пока считается только
экстремистской, хотя в любой момент может быть переведена в разряд
террористических. «Братья-мусульмане» - организация террористическая, а
вот салафитам пока четкого определения не дано. Однако во многих странах
их деятельность запрещена именно в силу террористической идеологии.
культура: Какие методы наиболее эффективны в борьбе с исламским экстремизмом?
Силантьев: Процентов на 90 это должна быть силовая борьба, и
только 10% стоит уделять контрпропаганде, которая эффективна лишь в
привязке к силовым мерам. То есть примерно так же, как во время Великой
Отечественной войны мы боролись с фашизмом. Ведь особой разницы нет -
исламисты, как и фашисты, желают уничтожения нашей страны. А потому и
контрпропаганда должна в основном заключаться в разъяснении: если вы не
покинете ряды исламистов, будете уничтожены.