Новый настоятель старого храма

0
775
Время на чтение 4 минуты
- ...Что такое Архангельск? Великий русский северный город. Много всего было в его истории: и славы, и беды... По Архангельску в советские годы прошла мощная разрушительная машина: если в других городах России храмы отдавали под склады, мастерские и т.д., то в Архангельске их попросту сносили! Из десятков древних церквей оставили всего две! И вот представьте себе: начало 30-х годов, площадь перед Ильинским собором, - а на ней рядами стоят ссыльные священнослужители и просят милостыню у народа... Здесь был пересыльный пункт, отсюда их развозили по лагерям - на Соловки, в Коми, в Карелию. Однажды зимой привезли партию монахов, разместили их на ночь в бывшей богадельне, а топить печи не стали: зачем ссыльным излишний комфорт?.. А зимы у нас суровые - до утра ни один из монахов не дожил...

Так начал свой рассказ протоиерей Роман Ковальский, новый настоятель Спасо-Парголовского храма - церкви любимой и почитаемой православными петербуржцами. Молодой энергичный батюшка, отец Роман прибыл в Санкт-Петербургскую епархию из Архангельска, где настоятельствовал сперва в построенном им храме св.блж. Ксении Петербургской, а потом - и в кафедральном Михаило-Архангельском соборе, который возводился также под его руководством. В Петербурге он некоторое время служил в храме св.мц. Татианы - и вот Спасо-Парголовский храм... Но пока мы продолжаем разговор об Архангельске.

- Храм блаженной матушки Ксении Петербургской мы строили на окраине Архангельска, на острове Маймакса, в рабочем районе, сплошь заставленном лесозаводами. Но это были жуткие 90-е годы, и заводы по большей части бездействовали, район был наполнен безработными, преступниками, пьяницами... Народ спивался, и мне говорили, что здесь даже среди школьников есть алкоголики, среди учеников начальных классов!.. Но вот мы взялись за строительство - и народ понемногу потянулся к храму. К счастью, нам удалось завязать дружбу с директором местной школы - женщиной умной и сильной душою. Организовали большую воскресную школу - одних только преподавателей было 16 человек, устроили свой детский театр, детский хор, который пел и на службах, детский трудовой лагерь, множество кружков, выпускали собственную восьмиполосную газету...

- А сильно отличаются архангельские православные люди от наших, петербургских?

- Есть свои отличия... Архангелогородцы - люди спокойные, неторопливые, это и на богослужениях заметно: в храме тишина, покой, прихожане если и поют, то негромко, вдумчиво... Они долго присматриваются к церкви, к батюшке - но зато если уж примут тебя душой, то накрепко, навсегда. Хорошие люди, добрые, жаждущие света, хотя, как выражался архангельский владыка епископ Тихон, «люди северные - слегка подзамороженные»... Здешние православные чем от них отличаются? В первую очередь - просвещённостью: все читают духовную литературу, многое знают, многое понимают без объяснений. Когда я служил ещё в храме мц.Татианы, поразился: прихожане тут поют все песнопения, на канон приходят с книжечками. Это, конечно, радует: жизнь здесь более насыщенная, столичная.

- Вы ведь, батюшка, учились в Санкт-Петербургской семинарии, так что наш город вам совсем не чужой... А приходилось ли вам в те годы бывать с Спасо-Парголовском храме?

- Только один раз... Но это был знаменательный день: день отпевания его настоятеля, любимого народом батюшки, о.Василия Лесняка... Кстати, направление в семинарию я получил от владыки Петрозаводского Мануила, духовного чада о.Василия.

- О.Василий Лесняк, о.Михаил Сечейко - это были знаковые фигуры для нашей епархии. Да и сам по себе Спасо-Парголовский храм несёт особую благодать...

- Да, храм поразительно мощный духовно, намоленный поколениями православных... Вы сами знаете: любое новое назначение, вживание в новый коллектив - это большая моральная нагрузка, а в таком храме и требования к настоятелю особые. Но «Господь крепость людям своим даст», - а люди здесь замечательные: добрые, работящие, знающие своё дело. В сущности, менять на приходе ничего не надо, но нужно мудро, по-пастырски, ничего не нарушая, продолжать прежнюю линию служения: духовное образование, работу с молодёжью, медицинскую службу... Однако работы мне хватит: надо строить приходской дом, вести обширную переписку с чиновниками, - да мало ли забот!..

- Вы потомственный священник?

- Да. Мой отец, протоиерей Иоанн Ковальский, - настоятель Всесвятского храма в посёлке Красное на Волге, - это Костромская епархия. Там, на Волге, прошло моё детство. Это были советские времена, и нам, детям священника, конечно, доводилось испытывать некоторые трудности, - но только в общении с учителями, а не с товарищами. Моим друзьям было важно не то, кто твой отец - священник или коммунист, - а каков ты сам по себе: готов ли прийти на помощь другу, надёжно ли твоё слово, не доносчик ли ты...

- Вы строгий настоятель? Или мягкосердечный?

- Об этом пусть вам окружающие скажут - священники, прихожане... Думаю, так или иначе, а Господь призывает меня к совершенству, которое в первую очередь включает в себя сознание собственной греховности. И когда ты её осознаешь, то в дом Божий войдёшь уже не как фарисей, а как мытарь. Один человек сказал: «Нужно видеть в мире только одного грешника - себя, а всех вокруг - праведниками, а не наоборот». Вот этим и будем руководствоваться.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Максимов
Все статьи Алексей Максимов
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22