Так начал свой рассказ протоиерей Роман Ковальский, новый настоятель Спасо-Парголовского храма - церкви любимой и почитаемой православными петербуржцами. Молодой энергичный батюшка, отец Роман прибыл в Санкт-Петербургскую епархию из Архангельска, где настоятельствовал сперва в построенном им храме св.блж. Ксении Петербургской, а потом - и в кафедральном Михаило-Архангельском соборе, который возводился также под его руководством. В Петербурге он некоторое время служил в храме св.мц. Татианы - и вот Спасо-Парголовский храм... Но пока мы продолжаем разговор об Архангельске.
- Храм блаженной матушки Ксении Петербургской мы строили на окраине Архангельска, на острове Маймакса, в рабочем районе, сплошь заставленном лесозаводами. Но это были жуткие 90-е годы, и заводы по большей части бездействовали, район был наполнен безработными, преступниками, пьяницами... Народ спивался, и мне говорили, что здесь даже среди школьников есть алкоголики, среди учеников начальных классов!.. Но вот мы взялись за строительство - и народ понемногу потянулся к храму. К счастью, нам удалось завязать дружбу с директором местной школы - женщиной умной и сильной душою. Организовали большую воскресную школу - одних только преподавателей было 16 человек, устроили свой детский театр, детский хор, который пел и на службах, детский трудовой лагерь, множество кружков, выпускали собственную восьмиполосную газету...
- А сильно отличаются архангельские православные люди от наших, петербургских?
- Есть свои отличия... Архангелогородцы - люди спокойные, неторопливые, это и на богослужениях заметно: в храме тишина, покой, прихожане если и поют, то негромко, вдумчиво... Они долго присматриваются к церкви, к батюшке - но зато если уж примут тебя душой, то накрепко, навсегда. Хорошие люди, добрые, жаждущие света, хотя, как выражался архангельский владыка епископ Тихон, «люди северные - слегка подзамороженные»... Здешние православные чем от них отличаются? В первую очередь - просвещённостью: все читают духовную литературу, многое знают, многое понимают без объяснений. Когда я служил ещё в храме мц.Татианы, поразился: прихожане тут поют все песнопения, на канон приходят с книжечками. Это, конечно, радует: жизнь здесь более насыщенная, столичная.
- Вы ведь, батюшка, учились в Санкт-Петербургской семинарии, так что наш город вам совсем не чужой... А приходилось ли вам в те годы бывать с Спасо-Парголовском храме?
- Только один раз... Но это был знаменательный день: день отпевания его настоятеля, любимого народом батюшки, о.Василия Лесняка... Кстати, направление в семинарию я получил от владыки Петрозаводского Мануила, духовного чада о.Василия.
- О.Василий Лесняк, о.Михаил Сечейко - это были знаковые фигуры для нашей епархии. Да и сам по себе Спасо-Парголовский храм несёт особую благодать...
- Да, храм поразительно мощный духовно, намоленный поколениями православных... Вы сами знаете: любое новое назначение, вживание в новый коллектив - это большая моральная нагрузка, а в таком храме и требования к настоятелю особые. Но «Господь крепость людям своим даст», - а люди здесь замечательные: добрые, работящие, знающие своё дело. В сущности, менять на приходе ничего не надо, но нужно мудро, по-пастырски, ничего не нарушая, продолжать прежнюю линию служения: духовное образование, работу с молодёжью, медицинскую службу... Однако работы мне хватит: надо строить приходской дом, вести обширную переписку с чиновниками, - да мало ли забот!..
- Вы потомственный священник?
- Да. Мой отец, протоиерей Иоанн Ковальский, - настоятель Всесвятского храма в посёлке Красное на Волге, - это Костромская епархия. Там, на Волге, прошло моё детство. Это были советские времена, и нам, детям священника, конечно, доводилось испытывать некоторые трудности, - но только в общении с учителями, а не с товарищами. Моим друзьям было важно не то, кто твой отец - священник или коммунист, - а каков ты сам по себе: готов ли прийти на помощь другу, надёжно ли твоё слово, не доносчик ли ты...
- Вы строгий настоятель? Или мягкосердечный?
- Об этом пусть вам окружающие скажут - священники, прихожане... Думаю, так или иначе, а Господь призывает меня к совершенству, которое в первую очередь включает в себя сознание собственной греховности. И когда ты её осознаешь, то в дом Божий войдёшь уже не как фарисей, а как мытарь. Один человек сказал: «Нужно видеть в мире только одного грешника - себя, а всех вокруг - праведниками, а не наоборот». Вот этим и будем руководствоваться.
Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ