itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православие - молодость духа

0
587
Время на чтение 7 минут

Помню, в начале горбачёвской перестройки зрителям усиленно навязывали документальный фильм с таким названием: «Легко ли быть молодым?» Ну конечно, нелегко! - так утверждалось в фильме, - конечно же, общество по уши в долгах у молодого поколения: и то советская власть недодала молодёжи, и это... Фильм к нашим дням успешно забылся, а вот название его нет-нет да всплывёт в современной публицистике. И в самом деле: легко ли в наши дни быть молодым? От чего в первую очередь страдает нынешняя молодёжь?

- От собственного безразличия к окружающему. От нежелания включаться в действительную жизнь, в подлинные человеческие отношения.

Так сказал нам епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин), а к мнению владыки Игнатия стоит прислушаться уже потому, что с 2010 года он возглавляет Синодальный отдел по делам молодёжи и в молодёжной политике разбирается как профессионал. Да ведь и сам владыка - человек отнюдь не старый, 1973 года рождения, - один из самых молодых епископов в Русской Православной Церкви.

Он говорит:

- Помните такую поговорку работящих людей: «Бери на лопату больше, кидай дальше!» А современная молодёжь нередко живёт по принципу: «Бери больше, но никуда не кидай, всё себе греби!» Таков принцип общества потребления, он сейчас звучит повсюду, во многих вариантах, но суть его остаётся одна: «Меня не трогайте, ничего от меня не требуйте, а я буду брать от жизни как можно больше, ничего взамен не отдавая». Я не хочу сказать, что эта духовная болезнь присуща только нашим временам, - нет, и раньше встречался подобный подход к жизни, и всё-таки... В советскую эпоху главным в молодёжи было всё-таки стремление к самоотдаче, даже к самопожертвованию. Помните, как мы все писали в школе сочинения на тему: «Есть ли в нашей жизни место подвигу?» И в этих сочинениях все ведь утверждали, что да, место для подвига всегда есть, лишь бы душа была готова принести себя в жертву общему делу. И я так же писал, и совершенно искренне. Что же теперь? Неужели сегодня места для подвига не осталось? Конечно, это не так, и поверьте мне, значительная часть молодёжи готова к подвигу...

- Вы, владыка, наверное, говорите о православной молодёжи?

- А я никогда не делю молодёжь на православную и неправославную! В очах Божиих и та и другая часть молодого поколения одинаково ценна! Следовательно, и Церковь должна бороться за всех, тем более что молодёжь, далёкая от веры, больше страдает от жестокости современного мира, от его непрерывного наступления на души человеческие. А молодая душа, она ещё не может, не умеет противостать вызовам мира и, следовательно, больше нуждается в духовной защите. Вызовов же с каждым днём становится всё больше и больше: тут и наркотики, и виртуальная реальность, и информационный бум... Сейчас и сильные люди порой теряются, а молодые зачастую, не разобравшись, что к чему, гибнут в этом историческом водовороте... Диавольское воздействие ширится и растёт; ни в семье, ни в школе молодые не получают элементарного христианского воспитания, добрые традиции в обществе почти вымерли, идёт жестокая война всех против всех - она и наших семей коснулась... Удивительно ли, что молодёжи хочется отгородиться от этого мира, уйти к виртуальным химерам или даже к наркотическому бреду? И более того - ещё страшнее... Недавно выступал я перед школьниками Ленинградской области и получил из зала записку от ученицы седьмого класса; она задала мне простой вопрос: «Скажите, как жить, если не хочется жить?» Мне стало по-настоящему страшно: девочка, которая жить-то ещё и не начинала, которая не видела войны, голода, лихолетья, - она уже не хочет продолжать жизнь! Выходит, ей и без всяких войн пришлось несладко, она ожесточилась до предела и теперь бросает вызов Богу. Мы же знаем, что самоубийство - это вызов Богу, и вот на него-то и толкает детей современный мир. Это, конечно, особый случай, а большинство молодых пребывает сейчас, я бы сказал, в «предболотном состоянии», то есть ещё не погрязли в смертоносной трясине, но уже готовы шагнуть в неё.

- Но каким же образом Церковь сможет увести их от этой трясины?

- Способы к тому есть... Один из них - правильное распределение свободного времени. То есть мы должны создавать такие социальные программы, которые бы позволили молодым перенаправить свои силы, так сказать, в мирное русло. Спортивные, оздоровительные программы - это только первый шаг... Далее идут программы помощи малоимущим людям, больным, находящимся в нужде... А главное - это организация церковной молодёжи для оказания поддержки молодёжи малоцерковной. Вы посмотрите: большинство современных молодых в своё время было крещено, а значит, нельзя их воспринимать как совершенно посторонних, внешних; мы должны помочь им прийти к вере, и сделать это руками их сверстников, ибо молодёжь больше доверяет своим товарищам, чем старшему поколению. Поэтому и нужно при епархиях создавать первичные молодёжные организации.

- Вот жила Православная Церковь без малого две тысячи лет, не имея никакой молодёжной политики, никаких молодёжных отделов в епархиях и не выделяя молодёжь в особую группу своей паствы. Почему сегодня возникла необходимость работы с молодыми?

- Вы не совсем правы... Церковь всегда занималась молодёжью - главным образом через учебные заведения. Россия официально была православным государством, а следовательно, свои священники были в каждой школе, в каждом университете, в каждой воинской части - там и шла работа с молодёжью. Сейчас Церковь отделена от государства, и мы вынуждены разрабатывать новые подходы к молодым. Помню, ещё в перестроечные годы, когда я работал в Отделе внешнецерковных связей, на базе этого отдела начали появляться маленькие группы людей, которые под патронажем митрополита Кирилла, нашего нынешнего Святейшего Патриарха, занимались молодёжной политикой. Было тогда Православное молодёжное движение, Братство православных следопытов - небольшие товарищеские кружки, которые делали первые шаги в этом направлении. А потом, когда многое в стране изменилось, мы поняли, что необходима структура, которая непосредственно будет заниматься и социальной деятельностью, и молодёжной политикой.

- Позвольте, владыка, я процитирую одно ваше выступление. «Важнейшая стратегическая задача, которая стоит перед нами, заключается в следующем: необходимо объединить все разрозненные инициативы в целостную многоуровневую систему воспитания детей и молодёжи». Скажите, что-то уже сделано в этом направлении?

- Мы работаем. Труд это немалый. Вот недавно на Рождественских чтениях мы целую секцию отдали теме военно-патриотического воспитания, и нам стало понятно, как непросто хотя бы здесь собрать все движения в единое русло. Ведь в стране существует огромное множество клубов, кружков, школ, отрядов, которые заняты военно-патриотическим воспитанием, и каждый такой клуб работает как ему вздумается, без общей программы, без определённых, ясных целей, порою даже без понимания простейших основ православной веры!.. Да что там: нередки случаи, когда руководство клубов состоит из людей явно невменяемых, проповедующих дикую смесь православия и язычества! То же самое мы видим в спортивных объединениях. Эти силы разрознены, и собрать их воедино чрезвычайно трудно, - но и совершенно необходимо.

- А для вас было неожиданностью назначение именно в Выборг? Вы прежде как-то были связаны с этим замечательным городом?

- Нет, никогда не был связан, разве что бывал здесь как турист... Ну, а что касается неожиданности... Господь в ведомый Ему момент призывает тебя к служению на том или этом направлении. Все мы живём в воле Божией, и проявления Его Промысла не должны быть для христианина чем-то совершенно неожиданным, непредсказуемым, - нужно всегда быть готовым к ним.

- Вы уже успели полюбить Выборг?

- Как мне его не любить, если это моя первая самостоятельная архиерейская кафедра? Первая любовь, так сказать... Такой она и останется в моей жизни, в моём сердце. Выборгская епархия имеет весьма славную историю, в будущем году она отметит своё 125-летие. С ней были связаны жизненные пути таких замечательных русских архиереев, как митр. Антоний (Вадковский), Патриарх Сергий (Страгородский)... И нынешний наш Святейший Патриарх Кирилл в своё время был здесь викарием, и много-много других достойных чад нашей Церкви - и священников, и богословов - потрудились здесь... И я благодарю Бога за то, что Он и мне судил потрудиться на Выборгской земле.

- Расскажите, куда можно отправиться паломнику, который хочет посетить Выборгскую епархию?

- В первую очередь это, конечно, Коневский Рождествено-Богородичный монастырь. Он, как известно, находится на острове в Ладожском озере, неподалёку от Валаама, и во многом походит на эту славную обитель, но в то же время имеет собственное неповторимое духовное лицо. Всякий, кто там бывал, подтвердит это. Это наша главная святыня, в 2018 году древняя Коневецкая обитель будет отмечать 625-летие; сейчас идёт полная реставрация монастыря. Хочу заметить, что Выборг связан с таким святым, как равноапостольный князь Олаф, король Норвегии, который жил ещё до отделения католиков от Православия. Имя св.Олафа с давних пор почиталось в северных русских землях. У нас одно время подвизался и русский святитель Тихон Задонский: его первая епископская кафедра находилась в городке Кексгольме - нынешнем Приозерске.

- Владыка, не преподадите ли вы нашим читателям некое краткое архипастырское наставление?

- Прежде всего, скажу, что я очень рад, что существует такое замечательное издание, как «Православный Санкт-Петербург». Это говорит о том, что у петербуржцев и жителей Ленинградской области востребованы знания о православии, о духовной жизни, о нашей истории. Очень хорошо, что вы рассказываете людям о святых, о Церкви, о русском народе, и в особенности о русской культуре. Эти знания сейчас важны как никогда - мы должны знать своё Отечество, свою веру и гордиться ими. Дай Бог, чтобы мы снова стали великим, сильным народом, а сила России всегда коренилась в православной вере. Чем мы были крепче в вере, тем крепче была и сила наша, - сила государства, сила русского духа и физическая сила, здоровье народное. Так дай же Господь, чтобы через силу веры мы окрепли и внешне, и внутренне.

Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/pspb/n298/ta007.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Максимов
Все статьи Алексей Максимов
Епископ Вяземский Игнатий (Пунин)
Все статьи Епископ Вяземский Игнатий (Пунин)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09