Помню, в начале горбачёвской перестройки зрителям усиленно навязывали документальный фильм с таким названием: «Легко ли быть молодым?» Ну конечно, нелегко! - так утверждалось в фильме, - конечно же, общество по уши в долгах у молодого поколения: и то советская власть недодала молодёжи, и это... Фильм к нашим дням успешно забылся, а вот название его нет-нет да всплывёт в современной публицистике. И в самом деле: легко ли в наши дни быть молодым? От чего в первую очередь страдает нынешняя молодёжь?
- От собственного безразличия к окружающему. От нежелания включаться в действительную жизнь, в подлинные человеческие отношения.
Так сказал нам епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин), а к мнению владыки Игнатия стоит прислушаться уже потому, что с 2010 года он возглавляет Синодальный отдел по делам молодёжи и в молодёжной политике разбирается как профессионал. Да ведь и сам владыка - человек отнюдь не старый, 1973 года рождения, - один из самых молодых епископов в Русской Православной Церкви.
Он говорит:
- Помните такую поговорку работящих людей: «Бери на лопату больше, кидай дальше!» А современная молодёжь нередко живёт по принципу: «Бери больше, но никуда не кидай, всё себе греби!» Таков принцип общества потребления, он сейчас звучит повсюду, во многих вариантах, но суть его остаётся одна: «Меня не трогайте, ничего от меня не требуйте, а я буду брать от жизни как можно больше, ничего взамен не отдавая». Я не хочу сказать, что эта духовная болезнь присуща только нашим временам, - нет, и раньше встречался подобный подход к жизни, и всё-таки... В советскую эпоху главным в молодёжи было всё-таки стремление к самоотдаче, даже к самопожертвованию. Помните, как мы все писали в школе сочинения на тему: «Есть ли в нашей жизни место подвигу?» И в этих сочинениях все ведь утверждали, что да, место для подвига всегда есть, лишь бы душа была готова принести себя в жертву общему делу. И я так же писал, и совершенно искренне. Что же теперь? Неужели сегодня места для подвига не осталось? Конечно, это не так, и поверьте мне, значительная часть молодёжи готова к подвигу...
- Вы, владыка, наверное, говорите о православной молодёжи?
- А я никогда не делю молодёжь на православную и неправославную! В очах Божиих и та и другая часть молодого поколения одинаково ценна! Следовательно, и Церковь должна бороться за всех, тем более что молодёжь, далёкая от веры, больше страдает от жестокости современного мира, от его непрерывного наступления на души человеческие. А молодая душа, она ещё не может, не умеет противостать вызовам мира и, следовательно, больше нуждается в духовной защите. Вызовов же с каждым днём становится всё больше и больше: тут и наркотики, и виртуальная реальность, и информационный бум... Сейчас и сильные люди порой теряются, а молодые зачастую, не разобравшись, что к чему, гибнут в этом историческом водовороте... Диавольское воздействие ширится и растёт; ни в семье, ни в школе молодые не получают элементарного христианского воспитания, добрые традиции в обществе почти вымерли, идёт жестокая война всех против всех - она и наших семей коснулась... Удивительно ли, что молодёжи хочется отгородиться от этого мира, уйти к виртуальным химерам или даже к наркотическому бреду? И более того - ещё страшнее... Недавно выступал я перед школьниками Ленинградской области и получил из зала записку от ученицы седьмого класса; она задала мне простой вопрос: «Скажите, как жить, если не хочется жить?» Мне стало по-настоящему страшно: девочка, которая жить-то ещё и не начинала, которая не видела войны, голода, лихолетья, - она уже не хочет продолжать жизнь! Выходит, ей и без всяких войн пришлось несладко, она ожесточилась до предела и теперь бросает вызов Богу. Мы же знаем, что самоубийство - это вызов Богу, и вот на него-то и толкает детей современный мир. Это, конечно, особый случай, а большинство молодых пребывает сейчас, я бы сказал, в «предболотном состоянии», то есть ещё не погрязли в смертоносной трясине, но уже готовы шагнуть в неё.
- Но каким же образом Церковь сможет увести их от этой трясины?
- Способы к тому есть... Один из них - правильное распределение свободного времени. То есть мы должны создавать такие социальные программы, которые бы позволили молодым перенаправить свои силы, так сказать, в мирное русло. Спортивные, оздоровительные программы - это только первый шаг... Далее идут программы помощи малоимущим людям, больным, находящимся в нужде... А главное - это организация церковной молодёжи для оказания поддержки молодёжи малоцерковной. Вы посмотрите: большинство современных молодых в своё время было крещено, а значит, нельзя их воспринимать как совершенно посторонних, внешних; мы должны помочь им прийти к вере, и сделать это руками их сверстников, ибо молодёжь больше доверяет своим товарищам, чем старшему поколению. Поэтому и нужно при епархиях создавать первичные молодёжные организации.
- Вот жила Православная Церковь без малого две тысячи лет, не имея никакой молодёжной политики, никаких молодёжных отделов в епархиях и не выделяя молодёжь в особую группу своей паствы. Почему сегодня возникла необходимость работы с молодыми?
- Вы не совсем правы... Церковь всегда занималась молодёжью - главным образом через учебные заведения. Россия официально была православным государством, а следовательно, свои священники были в каждой школе, в каждом университете, в каждой воинской части - там и шла работа с молодёжью. Сейчас Церковь отделена от государства, и мы вынуждены разрабатывать новые подходы к молодым. Помню, ещё в перестроечные годы, когда я работал в Отделе внешнецерковных связей, на базе этого отдела начали появляться маленькие группы людей, которые под патронажем митрополита Кирилла, нашего нынешнего Святейшего Патриарха, занимались молодёжной политикой. Было тогда Православное молодёжное движение, Братство православных следопытов - небольшие товарищеские кружки, которые делали первые шаги в этом направлении. А потом, когда многое в стране изменилось, мы поняли, что необходима структура, которая непосредственно будет заниматься и социальной деятельностью, и молодёжной политикой.
- Позвольте, владыка, я процитирую одно ваше выступление. «Важнейшая стратегическая задача, которая стоит перед нами, заключается в следующем: необходимо объединить все разрозненные инициативы в целостную многоуровневую систему воспитания детей и молодёжи». Скажите, что-то уже сделано в этом направлении?
- Мы работаем. Труд это немалый. Вот недавно на Рождественских чтениях мы целую секцию отдали теме военно-патриотического воспитания, и нам стало понятно, как непросто хотя бы здесь собрать все движения в единое русло. Ведь в стране существует огромное множество клубов, кружков, школ, отрядов, которые заняты военно-патриотическим воспитанием, и каждый такой клуб работает как ему вздумается, без общей программы, без определённых, ясных целей, порою даже без понимания простейших основ православной веры!.. Да что там: нередки случаи, когда руководство клубов состоит из людей явно невменяемых, проповедующих дикую смесь православия и язычества! То же самое мы видим в спортивных объединениях. Эти силы разрознены, и собрать их воедино чрезвычайно трудно, - но и совершенно необходимо.
- А для вас было неожиданностью назначение именно в Выборг? Вы прежде как-то были связаны с этим замечательным городом?
- Нет, никогда не был связан, разве что бывал здесь как турист... Ну, а что касается неожиданности... Господь в ведомый Ему момент призывает тебя к служению на том или этом направлении. Все мы живём в воле Божией, и проявления Его Промысла не должны быть для христианина чем-то совершенно неожиданным, непредсказуемым, - нужно всегда быть готовым к ним.
- Вы уже успели полюбить Выборг?
- Как мне его не любить, если это моя первая самостоятельная архиерейская кафедра? Первая любовь, так сказать... Такой она и останется в моей жизни, в моём сердце. Выборгская епархия имеет весьма славную историю, в будущем году она отметит своё 125-летие. С ней были связаны жизненные пути таких замечательных русских архиереев, как митр. Антоний (Вадковский), Патриарх Сергий (Страгородский)... И нынешний наш Святейший Патриарх Кирилл в своё время был здесь викарием, и много-много других достойных чад нашей Церкви - и священников, и богословов - потрудились здесь... И я благодарю Бога за то, что Он и мне судил потрудиться на Выборгской земле.
- Расскажите, куда можно отправиться паломнику, который хочет посетить Выборгскую епархию?
- В первую очередь это, конечно, Коневский Рождествено-Богородичный монастырь. Он, как известно, находится на острове в Ладожском озере, неподалёку от Валаама, и во многом походит на эту славную обитель, но в то же время имеет собственное неповторимое духовное лицо. Всякий, кто там бывал, подтвердит это. Это наша главная святыня, в 2018 году древняя Коневецкая обитель будет отмечать 625-летие; сейчас идёт полная реставрация монастыря. Хочу заметить, что Выборг связан с таким святым, как равноапостольный князь Олаф, король Норвегии, который жил ещё до отделения католиков от Православия. Имя св.Олафа с давних пор почиталось в северных русских землях. У нас одно время подвизался и русский святитель Тихон Задонский: его первая епископская кафедра находилась в городке Кексгольме - нынешнем Приозерске.
- Владыка, не преподадите ли вы нашим читателям некое краткое архипастырское наставление?
- Прежде всего, скажу, что я очень рад, что существует такое замечательное издание, как «Православный Санкт-Петербург». Это говорит о том, что у петербуржцев и жителей Ленинградской области востребованы знания о православии, о духовной жизни, о нашей истории. Очень хорошо, что вы рассказываете людям о святых, о Церкви, о русском народе, и в особенности о русской культуре. Эти знания сейчас важны как никогда - мы должны знать своё Отечество, свою веру и гордиться ими. Дай Бог, чтобы мы снова стали великим, сильным народом, а сила России всегда коренилась в православной вере. Чем мы были крепче в вере, тем крепче была и сила наша, - сила государства, сила русского духа и физическая сила, здоровье народное. Так дай же Господь, чтобы через силу веры мы окрепли и внешне, и внутренне.
Вопросы задавал Алексей МАКСИМОВ