| МОЛИТВА | 
Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим, 
был в древности  такой обычай в египетских монастырях: собиралась 
изредка братия, приглашала  какого-нибудь мирянина и просила его 
произнести слово поучения. Кем были древние  египетские монахи? 
Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего  православного 
монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам  простого 
мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень  
полезен.
  Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить
 о  Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде 
двунадесятых  праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет 
меня. Что же именно?
  Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались 
бездетными.  Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных 
семей, и вовсе не  все они выбрали такую участь по доброй воле. 
Приглядитесь к этим семьям: они,  конечно, своё горе напоказ не 
выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не  горе, а чувство вины. 
Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?.. 
  Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и 
размножайтесь!» -  и этот завет остался в генах наших как непреложный 
закон. И если человек хоть  немного, да старается жить по-Божески, то и к
 голосу этого закона он не может  не прислушиваться. Надо иметь детей - 
это не только радость, но и долг.
  И вот ощущение неисполненного долга и порождает в таких людях смутное 
 чувство вины. Рождая детей, мы уподобляемся Богу, породившему весь мир.
 Как Бог  возлюбил мир прежде его создания, - мир, ещё не существующий, -
 так и мы любим  своих детей ещё до их появления. Деторождение - это не 
только грубая биология, -  это ещё и самая возвышенная любовь. 
  Что я говорю? Вы все сами это знаете.
   И
 вот - бездетная семья. В наше время таких людей жалеют, пытаются 
лечить,  дают возможность усыновления... И всё-таки они подсознательно 
чувствуют вину. В  древнем же Израиле таких отнюдь не жалели. Не жалели 
их, не сочувствовали им,  подозревали во всех возможных грехах... А 
поскольку все люди грешны, то  подозрения, как правило, имели почву, - и
 никто не задумывался, почему одним  грешникам Бог даёт детей, а другим 
не даёт.
И
 вот - бездетная семья. В наше время таких людей жалеют, пытаются 
лечить,  дают возможность усыновления... И всё-таки они подсознательно 
чувствуют вину. В  древнем же Израиле таких отнюдь не жалели. Не жалели 
их, не сочувствовали им,  подозревали во всех возможных грехах... А 
поскольку все люди грешны, то  подозрения, как правило, имели почву, - и
 никто не задумывался, почему одним  грешникам Бог даёт детей, а другим 
не даёт.
  Но Иоаким и Анна были праведниками, а это значит по крайней мере то, 
что  перед ветхозаветным законом они оставались чистыми. Окружающие, 
несомненно,  видели их праведность, и что же? Сдерживали люди свою 
страсть к осуждению?  Вовсе нет, - страсть эта только больше 
разгоралась: «Если с виду они праведны,  так уж, верно, втайне - 
страшные грешники! Хороши праведники, если Бог им детей  не даёт!.. 
Небось втихомолку такие дела творят, что только держись!..» И такое  
осуждение никто не считал нужным скрывать: а зачем?.. Всем известно, что
  бездетным может быть только беззаконник, - надо ли на это глаза 
закрывать? Каждый  знал о себе: «Уж какой я ни есть грешный, а мне-то 
Господь детей дал, стало  быть, я этим людям не ровня!» Наверняка Иоаким
 и Анна по нескольку раз на дню  слышали что-то подобное - и за спиной, и
 в лицо.
  Теперь оцените же верность и силу праведных!.. Мало того, что они 
терпели  поношение от внешних, - это полбеды... Им и внутренний голос 
совести не давал  спать спокойно. Каждый день они строго, даже жестоко 
судили себя: «В чём мы  провинились перед Господом? Не может быть, чтобы
 Бог так наказывал нас без  всякой причины!..» Оцените терпение Иоакима и
 Анны!.. У кого из нас достало бы  сил год за годом, день за днём 
хранить свою праведность среди всеобщего  осуждения? Многие бы махнули 
рукой: «На что мне эта праведность? Что я от неё  имею, кроме позора? Не
 лучше ли грешить, как люди, - без греха ничего в этом  мире не 
добьёшься!..»
  А святые терпели. Терпели, и более того: прощали окружающим их злобу, -
  потому, что какой это святой, если в нём нет любви к ближнему? Мы 
смогли бы  простить безконечные, многолетние унижения? Терпели и верили 
Богу, хотя все  сроки давно прошли, хотя история Авраама и Сарры уже в 
те годы казалась  баснословной древностью, в которую только дети верят... 
Они верили. И за эту  вышеестественную веру, вышеестественное терпение, 
вышеестественную любовь Господь  послал им вышеестественный дар: 
Пресвятую Дочь, Мать Спасителя мира, нашу  Заступницу и Ходатаицу...
  Вот и вся моя проповедь.
  
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                

 
     
   
   
   
   
   
   
  /Митрополит Тихон РИА Новости_1.jpg) 
   
   
  