МОЛИТВА |
Если бы мне поручили произнести проповедь... Между прочим,
был в древности такой обычай в египетских монастырях: собиралась
изредка братия, приглашала какого-нибудь мирянина и просила его
произнести слово поучения. Кем были древние египетские монахи?
Подвижниками, суровыми аскетами, основателями всего православного
монашества. Но вот собирались иногда и внимали простым словам простого
мирянина, потому что знали: взгляд со стороны бывает порою очень
полезен.
Так вот, если бы мне поручили произнести проповедь, я стал бы говорить
о Рождестве Пресвятой Богородицы. Праздник не самый громкий в череде
двунадесятых праздников, но есть в нём нечто, что безконечно удивляет
меня. Что же именно?
Вы все знаете: долгие годы праведные Иоаким и Анна оставались
бездетными. Давайте посмотрим вокруг: не так уж мало сегодня бездетных
семей, и вовсе не все они выбрали такую участь по доброй воле.
Приглядитесь к этим семьям: они, конечно, своё горе напоказ не
выставляют, но живёт оно в них, живёт... И даже не горе, а чувство вины.
Именно вины, - хотя, казалось бы, в чём люди провинились?..
Но было некогда сказано роду человеческому: «Плодитесь и
размножайтесь!» - и этот завет остался в генах наших как непреложный
закон. И если человек хоть немного, да старается жить по-Божески, то и к
голосу этого закона он не может не прислушиваться. Надо иметь детей -
это не только радость, но и долг.
И вот ощущение неисполненного долга и порождает в таких людях смутное
чувство вины. Рождая детей, мы уподобляемся Богу, породившему весь мир.
Как Бог возлюбил мир прежде его создания, - мир, ещё не существующий, -
так и мы любим своих детей ещё до их появления. Деторождение - это не
только грубая биология, - это ещё и самая возвышенная любовь.
Что я говорю? Вы все сами это знаете.
И
вот - бездетная семья. В наше время таких людей жалеют, пытаются
лечить, дают возможность усыновления... И всё-таки они подсознательно
чувствуют вину. В древнем же Израиле таких отнюдь не жалели. Не жалели
их, не сочувствовали им, подозревали во всех возможных грехах... А
поскольку все люди грешны, то подозрения, как правило, имели почву, - и
никто не задумывался, почему одним грешникам Бог даёт детей, а другим
не даёт.
Но Иоаким и Анна были праведниками, а это значит по крайней мере то,
что перед ветхозаветным законом они оставались чистыми. Окружающие,
несомненно, видели их праведность, и что же? Сдерживали люди свою
страсть к осуждению? Вовсе нет, - страсть эта только больше
разгоралась: «Если с виду они праведны, так уж, верно, втайне -
страшные грешники! Хороши праведники, если Бог им детей не даёт!..
Небось втихомолку такие дела творят, что только держись!..» И такое
осуждение никто не считал нужным скрывать: а зачем?.. Всем известно, что
бездетным может быть только беззаконник, - надо ли на это глаза
закрывать? Каждый знал о себе: «Уж какой я ни есть грешный, а мне-то
Господь детей дал, стало быть, я этим людям не ровня!» Наверняка Иоаким
и Анна по нескольку раз на дню слышали что-то подобное - и за спиной, и
в лицо.
Теперь оцените же верность и силу праведных!.. Мало того, что они
терпели поношение от внешних, - это полбеды... Им и внутренний голос
совести не давал спать спокойно. Каждый день они строго, даже жестоко
судили себя: «В чём мы провинились перед Господом? Не может быть, чтобы
Бог так наказывал нас без всякой причины!..» Оцените терпение Иоакима и
Анны!.. У кого из нас достало бы сил год за годом, день за днём
хранить свою праведность среди всеобщего осуждения? Многие бы махнули
рукой: «На что мне эта праведность? Что я от неё имею, кроме позора? Не
лучше ли грешить, как люди, - без греха ничего в этом мире не
добьёшься!..»
А святые терпели. Терпели, и более того: прощали окружающим их злобу, -
потому, что какой это святой, если в нём нет любви к ближнему? Мы
смогли бы простить безконечные, многолетние унижения? Терпели и верили
Богу, хотя все сроки давно прошли, хотя история Авраама и Сарры уже в
те годы казалась баснословной древностью, в которую только дети верят...
Они верили. И за эту вышеестественную веру, вышеестественное терпение,
вышеестественную любовь Господь послал им вышеестественный дар:
Пресвятую Дочь, Мать Спасителя мира, нашу Заступницу и Ходатаицу...
Вот и вся моя проповедь.