...Отягощённый многими болезнями, полуслепой, он находит силы для того, чтобы проповедовать Слово Божие не только в крупных городах епархии, но и в затерянных глухих посёлках.
Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в г. Вятка, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение св. праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля этого же года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестора. А уже в мае возводится в сан иеродиакона, спустя три дня посвящается в иеромонахи.
2 июня 1907 г. о. Нестор выезжает на место миссионерского служения на Камчатку. Здесь он в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдалённых уголках огромного края.
Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности, понимая, что своими малыми силами ему никогда не решить проблемы всеми забытой Камчатки. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, о. Нестор отправляется в Санкт-Петербург, чтобы привлечь внимание власти и православного общества к идее создания Благотворительного Православного Камчатского Братства.
В результате этих усилий 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Камчатское Братство во имя Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса с его отделениями в крупных городах России. Официальным покровителем Братства стал св. цесаревич Алексей Николаевич.
В 1910-1917 гг. на средства Братства на Камчатке массово строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории.
Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу о. Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть апостолом Камчатки.
В годы Первой мировой войны о. Нестор возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он, верхом на коне, сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За пастырское милосердие, исключительное безстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства - наперсного креста на Георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов с мечами и бантами (Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Владимира 4-й степени).
В конце 1915 года о. Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке.
16 октября 1916 года о. Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведённые на Камчатке, владыка называл самыми счастливыми в своей жизни.
После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, епископ Нестор ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками епископ Нестор издаёт обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению, неудачной) спасения царской семьи. В марте 1918 года владыка впервые аре-стовывается большевиками и около месяца находится в заключении. На свободу он был выпущен только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся православная Москва.
После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает своё епископское служение. Вскоре, однако, владыка изгоняется большевиками с Камчатки.
Находясь в вынужденной эмиграции в г. Харбин (Маньчжурия), с удвоенной энергией он продолжает свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре становится одним из признанных духовных лидеров дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 году епископ Нестор основывает в Харбине Камчатское подворье, а позже «Дом Милосердия и трудолюбия», благодаря деятельности которого удалось сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами владыки на территории «Дома Милосердия» построены церковь и часовня-памятник Венценосным мученикам.
В 1938-1939 гг. владыка занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). В 1933 году он возводится в сан архиепископа, а в 1941-м удостаивается права ношения креста на клобуке.
Последовательный в своих взглядах владыка Нестор всегда открыто выражал негативное отношение к большевистскому режиму - устно и в многочисленных книгах, брошюрах и статьях. Эта убеждённость в неизбежности падения богоборческой власти не покидала владыку до конца его дней.
Вместе с тем он всегда оставался горячим патриотом Родины и непоколебимым поборником единства Русской Православной Церкви. В 1943 году, в самое трудное для страны время, когда исход войны ещё никто не мог предвидеть, он тайно устанавливает связь с Московской Патриархией. Эти контакты представляли смертельную угрозу как для самого владыки, так и для его паствы.
В июне 1945 года, ещё до начала военных действий СССР против Японии, владыка Нестор предпринимает героический шаг - открытое богослужебное поминовение имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По его инициативе все харбинские архиереи подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой принять их и паству под свой омофор.
В 1946 году Святейшим Патриархом Алексием I владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом по Восточной Азии.
4 июня 1948 года, в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, владыка неожиданно арестовывается китайскими властями и депортируется в СССР. Особым Совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В вину владыке ставятся книга «Расстрел Московского Кремля», а также его церковная и общественная деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывает в мордовских лагерях для содержания особо важных государственных преступников. Тяжкие годы заключения, сопровождавшиеся изощрёнными пытками, издевательствами и унижением, не сломили воли архипастыря.
После освобождения в 1956 году владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Это была крупнейшая в Русской Православной Церкви епархия, включавшая в то время Новосибирскую, Томскую и Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, а также Тувинскую АССР (почти 20 % территории СССР).
Отягощённый многими болезнями, полуслепой, он находит силы для того, чтобы проповедовать Слово Божие не только в крупных городах епархии, но и в затерянных глухих посёлках. Это привело к заметному оживлению церковной жизни епархии.
В декабре 1958 года митрополит Нестор назначается управляющим Кировоградской и Николаевской епархией. Владыка, несмотря на продолжавшиеся гонения, много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. В трудное время, предшествовавшее закрытию Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, владыка посещает обитель, чтобы утешить её наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы Веры Христовой.
Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 года в Москве, в день празднования Казанской иконы Божией Матери. Похоронили владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино.
Православный народ хранит благодарную память о великом миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике и выдающемся церковном писателе.
Александр Кириллович КАРАУЛОВ,
Валерий Валентинович КОРОСТЕЛЁВ