«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»

0
3528
Время на чтение 9 минут
post thumbnail

Исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского, имя которого стоит особняком в истории русской музыки. Певец «маленького человека», он никогда не шел «проторенными дорожками», а выбирал пути неизведанные, но, на его взгляд, ведущие к единственно возможному правдивому отображению действительности. И его путь явился отправной точкой для последовавших за ним «искателей правды».

Известный музыкальный критик Б.В. Асафьев создал выпуклый творческий портрет композитора: «Даргомыжский весь в нестройности. Он предпочитает яркие характерные и подчёркнутые свойства. Он стремится ухватить моменты решительные: напряжение страсти, драматический конфликт, острый миг горя, ужаса и боли. Устойчивость и покой в чём бы то ни было ему чужды. Он умеет не только метко схватить характерное, но и высмеять то, что его взор карикатуриста успел выделить. Ирония - и горькая, и шутливая - его сфера. Гротеск - тоже. В плане обогащения и освежения музыкального языка и в создании своего рода музыкальной характерологии Даргомыжский оказался смелее и разностороннее Глинки, потому что был композитором, заставшим другую эпоху и инстинктивно ее отразившим в своих изумительных романсах».

А.С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 г. в с. Троицком Тульской губернии. Получил исключительно домашнее воспитание. Мать будущего композитора была хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в альманахах и журналах в 1820-1830-е годы, живо интересовалась французской культурой. В семье Даргомыжских было шестеро детей. Большое место в их воспитании занимало искусство. Музыке придавали большое значение как началу, смягчающему нравы, действующему на чувства, воспитывающему сердце.

В 1817 г. семья переселилась в Петербург, где глава семьи получил место правителя канцелярии в коммерческом банке. Александр брал частные уроки игры на фортепиано, теории музыки, вокала и даже игры на скрипке. В автобиографии композитор вспоминал: «Страсть и прилежание мое к музыке были так сильны, что я, несмотря на многочисленные уроки, которые должен был приготовлять для приходящих русских и иностранных учителей, на 11 и 12-м году моего возраста уже сочинял сам разные фортепианные пьески и даже романсы. Забавно, что Данилевский (один из учителей. - М.З.) не любил поощрять меня к сочинениям и уничтожал мои рукописи».

Современник Даргомыжского музыкальный теоретик Ю. Арнольд так описывал внешность композитора уже в зрелом возрасте: «Ростом он был не выше Глинки, но не так строен, а голова его казалась еще более превышавшею общую пропорцию, так как верхняя часть ее расходилась в ширину. Выступающие скулы, немного вздернутый и притом слегка приплюснутый нос, довольно толстые губы, небольшие, как бы несколько прищуренные глаза, курчавые, но тщательно слева направо причесанные темно-русые волосы и весьма реденькие, маленькие усики придавали желто-матовому как бы болезненному лицу какой-то особенный, весьма оригинальный характер; тем более что в чертах этого лица нельзя было не заметить сразу выражения как глубокого мышления, так и твердой воли. Манера держать себя обличала человека хорошего тона; движения были естественны и свободны».

В 1834 г. состоялось историческое знакомство А.С. Даргомыжского с М.И. Глинкой. Александр Сергеевич вспоминал: «Много играли мы с ним в четыре руки, разбирали симфонии Бетховена и увертюры Мендельсона в партитурах. Одинаковое воспитание, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас, и мы скоро сошлись и искренне подружились... Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких дружеских отношениях».

Известно, что композитор давал уроки пения исключительно женщинам, притом он не брал с них платы. Среди учениц Даргомыжского была Любовь Кармалина, которую композитор считал одним из лучших интерпретаторов его музыки. В одном из писем к певице А. Даргомыжский признавался: «Видеть и слушать таких дивных исполнительниц моей музыки, как вы, было для меня необходимостью, давало новую силу моему творчеству». Ей были посвящены романсы «Любил и люблю я, век буду любить» и «Что в имени тебе моем».

Вокальное творчество - та сфера, в которой Даргомыжскому в наибольшей мере удалось соответствовать своему творческому кредо - «хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Именно в этой области им созданы шедевры. Значительное место среди романсов Даргомыжского занимают сочинения на слова М. Лермонтова, в том числе романсы-монологи «Мне грустно» и «И скучно, и грустно». Музыковеды отмечают интересные параллели между русскими величайшими поэтами и композиторами: Глинка-Пушкин и Даргомыжский-Лермонтов (они и по возрасту - почти ровесники, Даргомыжский всего на год старше Лермонтова).

Кандидат искусствоведения В.В. Чайкина считает: «...это обусловлено созвучностью мироощущений Даргомыжского и Лермонтова, так и не обретших душевной гармонии. Однако музыке Даргомыжского не свойственно воплощение состояния романтической одухотворенности, приподнятости над обыденностью, свойственна этакая реалистическая трезвость ума». Помимо романсов-монологов на стихи Лермонтова Даргомыжский написал романсы также на пушкинские стихи «Юноша и дева», «Я вас любил» и «Ночной зефир». Интересно, что и обе «главные» оперы («Русалку» и «Каменного гостя») он создал, основываясь на текстах своего великого тезки Александра Сергеевича Пушкина.

В 1843 г. Даргомыжский уходит в отставку в чине титулярного советника. К слову, один из романсов композитора, написанных впоследствии, так и называется - «Титулярный советник». Если продолжать литературные параллели, впору вспомнить Н. Гоголя и Ф. Достоевского, ярко воплотивших в своем творчестве образ «маленького», обиженного обществом человека. Даргомыжский первым из композиторов решился затронуть эту весьма актуальную тему.

В ходе предпринятого им заграничного путешествия Даргомыжский посетил Берлин, Брюссель, Париж и Вену, где познакомился с ведущими европейскими композиторами того времени - Обером, Доницетти, Мейербером. Не меньший интерес вызывали у композитора, на первый взгляд, немузыкальные явления: он внимательно наблюдал за нравами и бытом местных жителей. В письме к отцу из Парижа композитор писал: «Но что меня более всего интересовало - это la cour d'assisis (зал заседаний), где судят преступников уголовных. Я присутствовал при шести судоговорениях, и если бы оставался в Париже, то часто бы ходил туда... Быть свидетелем живого рассказа-происшествия, где действуют страсти человеческие, видеть самые действующие лица и следить за развитием и раскрытием дела для меня занимательнее всего на свете».

Вернувшись в 1845 г. в Россию, композитор увлекся изучением русской народной песни, что немедленно нашло отражение в творчестве. Из-под пера Даргомыжского выходят песни «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник». Влияние народной песни также отчетливо ощущается в опере «Русалка» (на сюжет одноименной трагедии в стихах А.С. Пушкина), которую композитор начал писать в 1848 г. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено).

Сестра Глинки, Людмила Ивановна Шестакова, вспоминала: «А.С. Даргомыжский бывал у брата довольно часто, и обыкновенно брат бывал ему очень рад, но не обходилось дело без разных выходок со стороны брата. В то время Даргомыжский писал свою «Русалку» и приносил брату послушать написанное. Брат восхищался многим в этой опере, но когда Даргомыжский пропел ему арию княгини в 3-м акте «Дней минувших наслаждения», брат сказал: «Это что-то очень смахивает на арию Гориславы из «Руслана» в третьем акте». Даргомыжский не захотел, верно, спорить с братом и отшутился очень мило: «Э, брат, - сказал он, - тебя все чужие обкрадывают, отчего же своему не пощипать немножко?»»

Премьера «Русалки» состоялась 4 мая 1856 г. в Петербурге. Высоко оценил оперу П.И. Чайковский: «По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива «Русалка» в ряду русских опер занимает, бесспорно, первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки». Правда, сам композитор остался недоволен постановкой.

Знакомство с демократическим кружком писателей, и, в частности, с одним из главных его членов поэтом Василем Курочкиным способствовало ряду больших творческих удач композитора. Одна из них - песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе В. Курочкина. Сам композитор определял жанр этого сочинения как «драматическая песня». С помощью аскетичной фактуры А. Даргомыжский воссоздает образ твердого, мужественного человека, в трагическую минуту не только не потерявшего самообладание, но и командующего собственной казнью. О «Старом капрале» Ц. Кюи говорил: «В этом романсе больше содержания, оригинальности и глубины, чем в целых актах знаменитых опер».

Певец Ф. Шаляпин вспоминал о сильнейшем впечатлении, которое это произведение произвело на Л. Толстого, когда он и С. Рахманинов гостили у писателя в Хамовниках 9 января 1900 г. и, кроме прочего, исполнили «Старого капрала».

В 1859 г. Даргомыжский был избран в руководство только что основанного Русского музыкального общества, вскоре познакомился с группой молодых композиторов, которые впоследствии назовутся «Могучей кучкой». «Кучкисты» тепло отнеслись к старшему товарищу и нередко его посещали, показывали свои новые сочинения, советовались.

С наибольшим интересом Даргомыжский следил за работой М.П. Мусоргского, который, в свою очередь, многому учился у старшего коллеги. Весной 1868 г. Мусоргский преподнес рукописи своих песен «Колыбельная Еремушке» и «С няней» больному композитору с таким посвящением: «Великому учителю музыкальной правды - Александру Сергеевичу Даргомыжскому».

В 1964 г. композитор вновь отправился в Европу, посетил Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполнялись его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Вернувшись в Россию, вдохновленный успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский взялся за сочинение «Каменного гостя». Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку. Даргомыжский пытался воспроизвести с помощью музыки тончайшие оттенки и изгибы человеческой речи.

Композитор делился со своей постоянной корреспонденткой Л. Кармалиной: «Несмотря на тяжкое мое состояние, я затянул лебединую песнь. Пишу «Каменного гостя». Странное дело. Нервическое настроение мое вызывает мысли одну за другой. Усилия почти нет. Я в два месяца написал столько, насколько в прежние времена потребовалось бы мне целый год. Вы, может быть, подумаете, что я, под старость лет, пишу что-нибудь пустенькое, вяленькое... В том то и дело, что нет. Пишу не я, а какая-то сила, мне неведомая. «Каменный гость» обратил моё внимание еще 5 лет назад, когда я был совершенно здоров, и я отшатнулся перед колоссальностью этой работы. А теперь, больной, в течение двух с половиной месяцев написал 3/4 всей оперы. Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова».

...Рано утром 5 января 1869 г. композитора не стало. Его похоронили в некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры, неподалеку от могилы Глинки.

Композитор не раз говорил своим молодым друзьям: «Если я умру, то Кюи докончит «Каменного гостя», а Римский-Корсаков инструментует». Так и произошло. Примечательно, что Н.А. Римский-Корсаков, редактируя оперу Даргомыжского в 1890-е годы, решил сам сочинить оперу на сюжет из пушкинских «Маленьких трагедий». И в 1897 г. им была написана дуоопера «Моцарт и Сальери». Так «Каменный гость» открыл череду музыкальных воплощений «Маленьких трагедий» Пушкина. Вслед за Даргомыжским и Римским-Корсаковым оперы по пушкинским пьесам создали Ц. Кюи («Пир во время чумы») и Рахманинов («Скупой рыцарь»).

Смелый опыт Даргомыжского послужил отправной точкой для дальнейшей работы композиторов над музыкальным претворением речевой интонации - мощным средством создания реалистических музыкальных образов.

Однажды Л. Кармалина высказала Даргомыжскому сожаление по поводу того, что Россия недостаточно его ценит. Композитор ответил со свойственной ему прямотой: «Когда Вы пишете, что Россия меня не оценила, меня, которому следует воздвигнуть храм, то я могу доказать Вам, что, с моей точки зрения, Россия оценила меня, может быть, выше моего достоинства. Правда, что театральная дирекция всю жизнь поступала со мною отвратительно; что высшее и чиновное общество не ездили в мои оперы; что несколько газетных писак относились ко мне неблагонамеренно, стыдясь, однако же, подписывать имена свои. Но все это должно отнести к случайному, временному порядку вещей. Вы спросите: в чем же я полагаю вознаграждение себе, в чем? А в сочувствии некоторых призванных понимать и любить все доброе, изящное, благородное. В этих непритворных слезах, которые видел я на глазах многих милых слушательниц моих, слезах, которым не воспрепятствовали ни отсутствие аристократии, ни гнусная постановка оперы, ни глупые рассуждения полузнатоков».

__________

Фото - http://theatre.vzh.ru/index.php?screen=rusalka; http://www.narodrusi.ru/photo/41-0-1091

http://rusedin.ru/2013/02/16/xochu-chtoby-zvuk-pryamo-vyrazhal-slovo-xochu-pravdy/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Закорецкая
«“Вино с печалью пополам”. Статьи о русской поэзии»
«Любите русскую поэзию, зачтется вам!»
24.05.2023
Художник света Архип Куинджи
К 180-летию со дня рождения
27.01.2022
Вдохновляющий воздух Абрамцева
К100-летию музея-заповедника
12.08.2020
Третий Васнецов
Этот художник согрел наше детство своим удивительным даром
06.04.2020
Все статьи Мария Закорецкая
Последние комментарии
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 20:00
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 19:00
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от С. Югов
18.05.2024 18:55
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54