Протоиерей Сергий Звонарев: Необходимо бороться за то, чтобы люди из номинальных православных превратились в живущих верой

Новости Москвы 
0
510
Время на чтение 9 минут

Протоиерей Сергий Звонарев, секретарь по делам дальнего зарубежья, рассказал «Татьянину дню» о работе Секретариата по делам дальнего зарубежья, о проблемах, с которыми сталкиваются наши соотечественники за рубежом и о том, какие пути можно наметить для их решения.

- Отец Сергий, как и зачем создавался Секретариат по делам дальнего зарубежья?

- В 2009 году, после избрания на московский Патриарший престол Святейшего Патриарха Кирилла, возникла необходимость оптимизировать работу ОВЦС и дать развитие направлениям, которые раньше существовали в недрах Отдела, а теперь могли обрести самостоятельность. Например, раньше в ОВЦС существовал секретариат по взаимоотношениям Церкви и общества, на основе которого был создан одноименный синодальный Отдел, председателем которого стал протоиерей Всеволод Чаплин, ранее занимавший должность заместителя председателя ОВЦС. В ходе преобразований также было выделено Управление по зарубежным учреждениям, которое было включено в структуру Московской Патриархии, которое возглавил архиепископ Егорьевский Марк.

В это же время стало очевидно, что необходимо собрать воедино и осмыслить работу, которая была связана с разнообразной деятельностью Русской Православной Церкви за рубежом - сотрудничество с международными организациями, работа с дипломатическим корпусом, помощь соотечественникам, которые проживают за рубежом, участие Русской Церкви в диалогах по линии гражданских обществ зарубежных стран и прочее. И поэтому в структуре ОВЦС создали наш Секретариат по делам дальнего зарубежья.

- В чем состоит его работа?

- В числе перечисленных направлений работы Секретариата нужно выделить как одно из важных - работу с соотечественниками, о значении которой сказал Святейший Патриарх Кирилл во время визита в ОВЦС после своей интронизации.

Слова Предстоятеля Русской Церкви были восприняты как руководство к действию, а потому церковная поддержка зарубежных братьев и сестёр была оформлена как отдельное направление в рамках Секретариата по делам дальнего зарубежья.

- Ваш Секретариат находится в Москве. Как можно работать с соотечественниками, находясь здесь, а не рядом с ними?

- Дело в том, что Секретариат занимает своё место в системе церковных структур, связанных работой с соотечественниками. Мы не осуществляем конкретной пастырской работы в отношении соотечественников, поскольку загранучреждения Русской Церкви относятся к компетенции уже упомянутого мной Управления по зарубежным учреждениям. Зарубежные приходы и монастыри занимаются практической деятельностью, обращённой к нуждам наших соотечественников, которая очень разнообразна. В каждой стране, где существуют приходы Московского Патриархата, накоплен свой уникальный опыт, который можно аккумулировать, анализировать и обмениваться им с другими общинами, тем самым обогащая друг друга.

Осмысление такого опыта - обязанность нашего Секретариата. Именно для этих целей на протяжении ряда лет реализуется проект круглых столов, посвящённых опыту взаимодействия Русской Православной Церкви и соотечественников в различных регионах мира. Указанный проект осуществляется совместно Отделом внешних церковных связей и департаментом по работе с соотечественниками Министерства иностранных дел России. Мы провели встречи в Брюсселе, Буэнос-Айресе, Пекине и Сан-Франциско. В них приняли участие священники и миряне соответствующего региона мира (европейского, латиноамериканского, азиатского и североамериканского), представители ОВЦС и МИД России, Фонда «Русский мир». Такие мероприятия позволяют нам узнать специфику церковной работы с соотечественниками на различных континентах, обменяться мнениями, донести до их участников возможности российских государственных органов и учреждений по поддержке церковных проектов в области духовного и культурного просвещения, преподавания русского языка и проч.

В этом году мы планируем продолжить подобные встречи и провести круглый стол на африканском континенте.

второй год подряд Секретариат организует в рамках Международных Рождественских образовательных чтений круглый стол, который собирает зарубежных участников чтений, представителей церковных, государственных и общественных структур, связанных работой с соотечественниками, проживающими за рубежом. В прошлом году темой встречи стали вопросы укрепления диаспор соотечественников. В текущем году заседание круглого стола будет посвящено опыту преподавания православной духовной культуры и русского языка в среде соотечественников.

Кроме того, наш Секретариат, а, следовательно, и Отдел в целом, осуществляет роль посредника во взаимоотношении зарубежных церковных структур с государственными учреждениями, которые ответственны за работу с соотечественниками. Например, Отдел внешних церковных связей даёт экспертные заключения по церковным заявкам, поступающим на гранты в Фонд «Русский мир». Для этих целей мы оцениваем состоятельность предлагаемых проектов, проводим необходимые консультации и даем отзыв.

- Много просьб к вам поступает, скажем, в месяц?

- Трудно назвать какие-то конкретные цифры. В случае с Фондом «Русский мир» речь всегда идёт об индивидуальных проектах, особой массовости не наблюдается.

- Любой приход или любой человек, проживающий за рубежом, может написать письмо или позвонить в Отдел внешних церковных связей и попросить о помощи?

- Да. Однако прежде чем реагировать, наши сотрудники изучают ситуацию, описанную в письме, обоснованность просьбы, и в случае отсутствия возможных осложняющих обстоятельств Отдел вступает в письменный контакт с профильными органами государственной власти, государственными фондами или общественными структурами, ходатайствуя о помощи и поддержке просителям.

Осложняющие обстоятельства, в свою очередь, могут быть вызваны самыми разными причинами. Например, в последние годы возросло число случаев лишения родительских прав или изъятия детей из семей наших соотечественников. Утверждая право детей воспитываться в семье при участии родителей, а также отмечая чрезмерную строгость семейного законодательства ряда зарубежных стран, ориентированного в первую очередь на внешнее благополучие детей, в то же время приходится констатировать очевидные проблемы в поведении самих родителей. Оно-то порой и провоцирует изъятие детей властями и передачу их в опекунские семьи. В этих условиях нам приходится быть сдержанными и осмотрительными, руководствоваться не эмоциями, а пониманием реального блага в первую очередь детей, а потом и родителей.

Порой возникают ситуации, связанные с разлучением детей и родителей, в которых мы оказываемся бессильны оказать действенную помощь. Речь идёт о смешанных семьях. В случае развода решение национального суда о передаче ребёнка супругу-иностранцу сводит к минимуму возможность повлиять на ситуацию. Церковные обращения и ходатайства (как напрямую, так и опосредованно через отечественные дипломатические структуры) остаются без видимого результата. В обоснование приводится невозможность вмешательства во внутренние дела иностранного государства, а также указывается на независимость его судебной системы. Однако и в таких случаях Церковь может оказать духовную помощь и моральную поддержку. Последнее касается и ситуаций, связанных с отбыванием наказания нашими соотечественниками в зарубежных тюрьмах.

- Русские люди за границей сильно разобщены, и об этом трудно говорить без горечи и боли. Может быть, в церковных сообществах это не так выражено, но тоже есть. В чем причина и как это можно изменить?

- В этом вопросе я бы выделил два момента: этнографический и этический.

Что касается первого, скажу так: проблема разобщенности свойственна большим народам. Как правило, консолидированы диаспоры относительно немногочисленных народов, к примеру, армян, евреев и так далее, у которых просто в крови стремление искать силу в единстве. Большой народ трудно объединить в диаспору, потому что в его ментальности нет понимания о том, что для выживания во внешней среде необходимо жить сообща, поскольку, по его представлениям, сила не столько в единстве, сколько в самой многочисленности. И это играет не на руку нашей отечественной диаспоре. Оказываясь за рубежом, наши соотечественники скорее пытаются сделать шаг вовне, слиться с внешней средой и местным населением, чем приблизиться к своим, и даже избегают друг друга. В этом проявляется и второй момент, о котором я упомянул - этический. Наши зарубежные соотечественники зачастую стесняются поведения, образа жизни своих собратьев и естественным образом отдаляются от них, не желая ассоциироваться с ними в глазах местных жителей.

Это наша проблема, наша слабость. И поэтому мы сталкиваемся с отсутствием крепкой диаспоры русскоязычных сограждан за рубежом: ее нет ни в одной стране мира, даже там, где проживают миллионы соотечественников.

Конечно, не все соотечественники одинаковы и многие пытаются искать формы объединения, составляя организации и клубы. Наиболее массово это проявляется в церковной сфере. Люди участвуют в жизни местной церковной общины, поддерживают друг друга, в том числе материально, исполняя заповедь Божию о любви к ближнему, стараются вместе отмечать церковные праздники и памятные даты из отечественной истории и современности.

- Что становится консолидирующим началом для соотечественников, учитывая, что не все они верующие?

- На мой взгляд, наши зарубежные братья и сёстры могли бы объединиться на площадке общих ценностей - русского языка, культуры и духовной традиции.

Разговаривать на одном языке - значит мыслить на одном языке, быть сопричастным огромному достоянию, выраженному в слове. Русский язык приобщает к замечательным произведениям и великому культурному наследию нашего народа - литературным и музыкальным произведениям - всему тому, что составляет культурное богатство нашего народа. Знать и ценить его, объединяться в принадлежности к отечественной культуре - значит быть вместе, чувствовать нашу общность и единство.

Разумеется, принадлежность к многовековой духовной традиции, ощущение себя сопричастным истории и современности своего народа также вносит объединяющее начало в среду наших соотечественников.

- Да, но вот все-таки с религиозной составляющей не так все просто: часто люди себя причисляют к Церкви не потому, что хотят следовать за Христом, а чтобы подчеркнуть национальную идентичность. Где та точка, в которой происходит расхождение между тем, что ты христианин по сути жизни, и тем, что являешься таковым номинально, потому что хочешь принадлежать к этому большому, великому культурному миру?

- Это явление, которое обусловлено всей предыдущей историей развития нашего государства и общества.

Российское государство, русская общественная мысль и культура сформировались благодаря восточному христианству, Православию, которое вошло во все сферы жизни наших далёких предков. Письменность появилась на нашей земле параллельно с принятием христианства. Основным содержанием первых письменных источников стало христианское учение, а государство развивалось, ориентируясь на пример православной Византийской империи. Так было на протяжении многих веков. Несмотря на большие потрясения, связанные с реформами императора Петра I и со временем атеистических гонений советского периода, в глубине сознания нашего народа продолжало сохраняться очень крепкое представление о связи национальности и религиозности, русскости и православности. Именно поэтому в наши дни мы сталкиваемся с явлением, которое Вы описали в своём вопросе - большое количество не церковных и даже не религиозных людей называют себя православными, поскольку они русские и считают себя принадлежащими к русской цивилизации. К сожалению, сегодня многие потеряли понимание того, что православный не обязательно должен быть русским и что религиозность шире, нежели национальность. Русская Церковь состоит из православных украинцев, белорусов, молдаван и представителей многих иных народов, составляющих её паству.

Но наиболее важным, как представляется, является борьба за то, чтобы люди из номинальных православных превратились бы в реальных. Не церковные и не религиозные люди - потенциальная среда для миссии, которая востребована в нашем обществе, и отказываться от нее было бы преступно. Именно поэтому главные миссионерские усилия Русской Православной Церкви сегодня направлены именно в этом направлении.

Как много времени займет процесс новой евангелизации общества, сказать невозможно, но есть надежда на его успешность.

- А как можно воплощать в жизнь эту новую евангелизацию?

- Было бы неверным считать, что ответственность за восстановление церковности лежит на плечах одних лишь епископов и священников: сегодня это дело каждого верующего человека и не обязательно того, кто всю свою жизнь посвящает именно миссии. Все гораздо проще. Ты стал верующим - поблагодари Бога и постарайся, чтобы и вследствие твоих слов, трудов и поведения кто-то еще стал таким же, как и ты. В какой-то момент жизненный путь не церковного человека непременно пересечется с путем человека верующего, и от христианина зависит, каковы будут плоды у этой встречи. Это - миссия апостольского служения мирян. А проповедником в меру своих сил может быть каждый. И это не пустые слова.

Любая жизненная ситуация или встреча - проверка того, насколько ты являешься человеком, разделяющим евангельские ценности по их смыслу и призыву, а не являешься только лишь следователем, часто формальным, внешних обрядовых норм и правил, которыми, к сожалению, мы порой слишком уж увлекаемся. Посты чередуются с периодами разговения и мясоедом, церковные праздники сменяют друг друга, в воскресный день мы ходим в храм, после традиционно пьем чай и расходимся по домам. Все это красиво и благочестиво, но есть в этом и опасность формализации церковной жизни, когда стремление следовать правилам закрывает собой глубинные, коренные основы христианской веры, то, что заставляло апостолов идти в далекие страны и проповедовать, а христиан жертвовать жизнью во имя утверждения веры и их смерть была проповедью для других. Прав был христианский писатель Тертуллиан, который свидетельствовал о том, что кровь мучеников есть семя христианства.

Сегодня никто, слава Богу, в нашей стране не заставляет нас проливать кровь и тем самым утверждать христианство, но подлинная вера, горение сердца, проявляющиеся в делах милосердия, тоже являются семенем христианства. Не горим - значит, никого не сможем обогреть, помочь найти Бога и правильный путь для вечного спасения. А ведь это едва ли не самое важное, что мы могли бы сделать.

http://www.taday.ru/text/2019630.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Протоиерей Сергий Звонарев
Все статьи Протоиерей Сергий Звонарев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32