Вам это ничего не
напоминает? Правильно, хорошо известные из истории Европы и России
религиозные противостояния - пока, к счастью, холодные.
Неужели грядёт новое Средневековье? И надо ли его бояться?
Миф о «тёмных веках»
При
слове «средневековье» крутым либералам и не менее крутым
марксистам-ленинцам (по части воинствующего безбожия они трогательно
едины) мерещатся костры инквизиции, «испанский сапожок» и прочие
негуманные атрибуты. Как правило, люди мыслят стереотипами,
коллективными представлениями, и миф о «тёмных веках» - один из штампов,
наиболее крепко вбитых в головы «широких масс трудящихся» периода
европейского модерна.
При этом как-то забывают, что, любуясь замками
Луары или собором Парижской Богоматери, восхищаются французским
католическим Средневековьем. Великая православная икона - «Троица»
Андрея Рублёва, храмы Покрова на Нерли и Спаса на Нередице - это наше
отечественное Средневековье, так же как, например, «Слово о полку
Игореве», «Повесть временных лет» или «Слово о законе и благодати». Всё
это - гениальные создания средневековой культуры, сотворённые верующими в
Бога людьми.
Средние века - это христианская классика, когда люди
соборно отличали красоту от безобразия и добро от зла. Одна «пламенеющая
готика» чего стоит! Что же касается религиозных войн и костров
инквизиции, то их расцвет приходится как раз на эпохи Ренессанса и
Реформации, когда христианское единство Европы было нарушено. В России
же инквизиции вообще не было.
Один их крупнейших русских мыслителей
ХХ века Н.А. Бердяев написал книгу «Новое Средневековье», где прямо
утверждал, что «личность была сильнее и ярче в Средние века». Более
того, он пророчил скорое наступление Нового Средневековья: «Конец
капитализма есть конец новой истории и начало нового Средневековья.
Грандиозное предприятие новой истории нужно ликвидировать, оно не
удалось. Но до этого, быть может, ещё сделает попытку развиваться
техническая цивилизация - до последних пределов, до чёрной магии...»

Тайна
Нового времени - это тайна гуманизма. Проект модерна поставил в центр
вселенной вместо Бога человека, возложив тем самым на его грешные и
смертные плечи всю ответственность за жизнь. Святости гуманисты
предпочли гениальность. Мона Лиза на знаменитом портрете Леонардо
улыбается своей загадочной полуулыбкой - вот начало Возрождения. Я не
говорю уже о жутковатых персонажах Брейгеля и Босха.
Освободившийся
от церковной опеки гуманистический человек быстро обнаружил оборотную
сторону своей новой свободы - в дело пошла насмешка над всем прекрасным и
высоким. «Делай, что хочешь» - такова была модернистская мораль,
занявшая место развенчанного христианского идеала.
Главная судьбоносная мечта модернизма - миф о самодостаточном человеке, который всё понимает и сам всё устроит.
Оформившись
в эпоху Просвещения, эта идеология перенесла ценностный центр
цивилизации с Бога на человека. Под пером просветителей и их
последователей-модернистов (Гегеля, Маркса и других) история
превратилась в торжественный марш прогресса во всех отношениях -
непрерывное восхождение человечества ко всё более совершенному обществу,
свободе и правам человека.
Были выделены и свои передовики на этом
пути, прежде всего Англия, Франция, а затем и США. Царская Россия,
естественно, при этом рассматривалась как тормоз на дороге европейской
модернизации - именно в таком духе о ней писали, в частности, и авторы
коммунистической доктрины.
Когда мы восхищаемся западными изобилием и
порядком, мы часто забываем, что они куплены ценой превращения человека
в «одномерное» существо, в заложника его собственной экономической
активности. При виде сияющих огней витрин и иномарок наше сознание
отодвигает куда-то в тайники подсознания факт, что эта роскошь
практически означает не что иное, как красивую оболочку небытия.
Изобилие и довольство рыночной цивилизации подобны сытой улыбке
чревоугодника, который уже съел всё, что мог, и теперь может себе
позволить щедрость и благотворительность, содержание театров и
университетов, высокое жалованье своих слуг.
Создав общество, где всё
продаётся и покупается (святость и грех, гений и бездарность социально
уравниваются посредством всеобщего рыночного эквивалента), Европа
произвела на свет и соответствующую такому обществу служебную
государственность, единственная задача которой - поддержание рыночного
status quo. При этом где-то к середине ХIХ столетия европейский буржуа
обрёл железную уверенность, что наконец-то он достиг высшей ступени
истории, - ничего лучшего и желать нельзя! Две чудовищные мировые войны,
затеянные самыми цивилизованными странами Европы и Америки,
продемонстрировали миру последствия.
Прав был Ницше: для новой Европы
Бог умер. В культуре это ведёт к ликвидации граней между действительным
и возможным, то есть к господству чистой мнимости (знаки без предметов,
спекулятивная экономика, «общество спектакля»). Культура вырождается в
старческую постмодернистскую «игру в бисер».
В области
социально-политической современный атеистический мир гордится «открытым
обществом», плюрализмом мнений и оценок. Однако на самом деле под флагом
гуманистической свободы идёт бегство от единой мировоззренческой (и тем
более религиозной) истины - как слишком принудительной, «тоталитарной».
Истина
в том, что истин много, - вот последнее слово индивидуалистического
либерализма. Его стратегии в ХХI веке направлены на обожествление прав
человека и достижение им успеха (наслаждения, богатства, власти) на этой
земле, то есть обеспечение элитарного «грешного рая».
Такой проект
является - и не может не являться - великой утопией. Экологический
предел природы (ресурсов на всех не хватит) и нравственный коллапс
культуры, не различающей больше правду и кривду, серьёзное и смешное,
мужское и женское, полёт и падение. Эти тенденции, будучи продолжены в
будущее хотя бы ещё на сто лет, грозят смертью всему человечеству.
Русский момент
Надо
прямо сказать, что общий товарно-денежный знаменатель человеческих
ценностей уже давно бы овладел планетой, если бы не русская революция
1917 года. Речь идёт, разумеется, не о либеральной интерпретации этого
события. Либерально-индивидуалистическая концепция прогресса в принципе
не может объяснить очевидный исторический факт - решительное
сопротивление, оказанное православно-русской цивилизацией тотальному
наступлению демократии собственников.
Бердяев писал, что Третий Рим
стал Третьим интернационалом. Произошло то, чего не предвидели ни
социалисты, ни либералы. В дело вмешалась русская идея - живи не так,
как хочется, а так, как Бог велит. Ею - вопреки собственной идеологии - и
воспользовались большевики, создав на православно-русской почве
крупнейшую державу, спасшую человечество от гитлеровского оккультного
рейха и первой вышедшую в космос.
Но самое главное - советская Россия
сохранила тот тип человека, для которого денежная (и вообще
материальная) мотивация поведения является вторичной, вспомогательной.
Ни любви, ни вдохновения за деньги не купишь. И парламент никакой не
поможет.
Вторая попытка слома цивилизационной идентичности России
была предпринята переродившейся партноменклатурой в начале 90-х годов ХХ
века, которая решила конвертировать политическую власть в собственность
под лозунгом «возврата в Европу». Иными словами, России предложили
отказаться от самой себя и принять правила игры иной истории и культуры.
Естественно, что из этого ничего не вышло. Вышел развал великой
самодостаточной державы, способной идти по собственному пути и служить
своего рода посредником между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Геополитические
последствия этой либеральной революции налицо - от военных баз США на
бывшей территории СССР-России до свежих гуманитарных катастроф на
Ближнем и Среднем Востоке. Если после 1917 года народ лишили веры
(заменённой религией «общего дела»), то после 1991 года его попытались
лишить и нравственно-интеллектуальной жизни, заменив её футболом и
попсой.
Однако у нас создание «нового человека» американского разлива
никак не удаётся, как не удаётся и построение капитализма американского
образца. Вопреки мощному - прежде всего телевизионно-рекламному -
культу потребительства у русского человека продолжает сохраняться
чувство бессмысленности существования в роли «экономического персонажа»,
навязываемой ему практиками и теоретиками рыночной демократии.
Фундаментальная
ошибка современного либерализма заключается в настойчивом стремлении
отменить нравственно-духовные мотивации человеческих отношений,
расчистив место для тотального господства материальных ценностей.
Если
так пойдёт дальше, бабушки перестанут воспитывать своих внуков, пока
родители не подпишут с ними соответствующего контракта. Контрактная
семья, контрактная школа, контрактная армия, контрактное государство -
что ещё?
Неясность избранного курса прекрасно чувствует народ,
ответивший на введённый в России культ денег всеобщим воровством и
всеобщим пьянством. И это при том, что определённая часть нашего
населения действительно никогда не жила так хорошо в материальном смысле
- во всяком случае, в крупных городах. Я уже не говорю о полной свободе
самовыражения, слова, эротики, тусовок, путешествий - всего того, чего
так не хватало нашей богемной элите при советской власти.
В сущности,
нынешнее Российское государство превратилось в увлечённого игрока на
глобальном финансовом рынке, махнув рукой на идеологию, мораль и
культуру. Оно становится всё более «экономикоцентричным». Между тем
государственность не может и не должна сводиться к экономике, подобно
тому, как незавидна судьба человека, целиком подчинившего свою веру и
мораль интересам собственного кошелька.
Выбор будущего
Нынешний
мировой финансово-экономический кризис - только одно из проявлений
кризиса общецивилизационного. Культура, утратившая различие между Богом и
мамоной, между истиной и выгодой, между безобразием и красотой, не
имеет будущего.
Единственной реальной (хотя и прикрываемой
разговорами о демократии) мировоззренческой и социальной истиной
современного Запада является сохранение достигнутого максимального
комфорта существования. Запад («золотой миллиард») построил для себя
совершенный «капитало-социализм», закончил в этом плане свою историю и
сегодня делает всё, чтобы затормозить, заморозить её в нынешнем -
идеальном для себя - социокультурном состоянии. Вся внутренняя и внешняя
политика Запада, включая регулярные ракетно-бомбовые «гуманитарные»
акции, направлена исключительно на это.
Технический прогресс Запада
происходит по инерции, моделируя компьютерными средствами глобальный
масштаб греха как нормы жизни. Торжествует всемирная
информационно-пропагандистская псевдокультура. На гей-парады в столицах
Европы выходит до миллиона человек, что свидетельствует о полной утрате
массовым сознанием границы между добром и злом.
Это утопия мира без
страдания, без греха и Воскресения. В сущности, это насмешка над
творением Божиим, и самое печальное состоит в том, что этот смех уже
прозвучал.
Выбор возможного будущего для России и для всего мира,
вообще говоря, прост. Либо продолжение движения в тупик
рационально-технологической, потребительской и безбожной цивилизации - и
тогда всеобщее разложение и гибель. Либо возврат к христианскому
пониманию Бога и человека как его образа и подобия, со всеми вытекающими
отсюда ценностями, нормами и обязательствами - и тогда сохранение жизни
и культуры.
На языке теории цивилизации это можно назвать движением к
Средневековью, но именно к Новому Средневековью, обогащённому опытом
крушения гуманизма, принёсшего свои завершающие плоды в ХХ - начале ХХI
века.
Культура, утратившая различие между Богом и мамоной, между
истиной и выгодой, между безобразием и красотой, не имеет будущего. Ныне
матерящихся со сцены певичек называют звёздами эстрады, публичные
половые акты - перформансами, нарисованный на Литейном мосту фаллос -
арт-проектами (и даже получают за них премии от Министерства культуры).
Транснациональный
посткапитализм заинтересован в человеке как в идеально управляемом
потребителе - ни вера, ни нация, ни культура, ни история его не
интересуют.
Подобное царство долго не продержится. Никакой
электронный «большой брат» не спасёт человечество от вырождения, если
оно пройдёт по этому пути до конца. К несчастью, похоже, что Запад уже
решился двигаться по этой дороге, несмотря ни на что. Собственно, и
выбора у него почти не осталось - посткапитализм может существовать
только за счёт спекуляций дензнаками, брендами и мировыми ресурсами.
«Золотой миллиард» во главе с США не потерпит никаких ограничений - ни
духовных, ни материальных.
Единственный шанс на спасение - восстановление образа божия в человеке. Разумеется, если мы хотим выжить. В таком случае Новое Средневековье - это только вопрос времени.
доктор философских наук,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/58776.htm