Летне-осенний период текущего года показал, что на ситуацию в Крыму влияет не только состояние российско-украинских отношений, но и процессы, происходящие в исламском мире. Последствия «арабской весны», продолжающееся вооруженное противостояние в Сирии и исламофобский американский фильм «Невинность мусульман» получили бурный отклик в Крыму, в первую очередь среди членов исламской организации «Хизб ут-Тахрир» (ХТ, хизбы, тахрировцы), приверженцы которой провели в Крыму серию резонансных массовых акций.
● Пробуждение крымских адептов «Хизб ут-Тахрир» ознаменовалось многочисленным, по крымским меркам, митингом против режима Башара Асада в поддержку сирийских мятежников, прошедшим 5 августа в Симферополе. По данным организаторов, на нём присутствовало более 3 тысяч человек. Впрочем, это событие осталось «незамеченным» украинскими СМИ и в политической среде Крыма.
● Вторым событием стал массовый митинг сторонников «Хизб ут-Тахрир» против американского фильма «Невинность мусульман», состоявшийся в крымской столице 27 сентября. Данная акция, в отличие от предыдущей, получила широкую информационную огласку на всём постсоветском пространстве и сделала «Хизб ут-Тахрир» одной из популярных тем обсуждения в крымских экспертных и политических кругах.
● Третьей и, пожалуй, самой резонансной акцией исламистов стал пикет Генерального консульства Российской Федерации в Симферополе, поводом для которого послужила недавняя серия арестов активистов «Хизб ут-Тахрир» в Москве и области. Всего за первую половину ноября было задержано 18 подозреваемых в принадлежности к этой запрещенной в России организации. У них изъяли взрывчатку, огнестрельное оружие, экстремистскую литературу и поддельную валюту. Девятерым из них предъявили обвинения в организации деятельности «Хизб ут-Тахрир», хранении взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и взрывных устройств. Крымские хизбы, естественно, уверены в невиновности своих российских единомышленников.
Как бы там ни было, акция исламских радикалов под стенами российского дипломатического представительства вызвала соответствующую реакцию генерального консула РФ в Крыму Владимира Андреева. «Настораживает не какая-то беспомощность правоохранительных органов, а невнимание и к защите Генконсульства, и хуже - невнимание к данной проблеме - к проблеме деятельности на территории Украины организации с явными признаками не только экстремистской, но и террористической деятельности», - заявил дипломат (1).
Неожиданным оказался ответ хизбов на негодование консула, которого они обвинили ни много ни мало в попытках вовлечь Украину в войну с исламом (2). Это со всей наглядностью продемонстрировало, как ловко «Хизб ут-Тахрир» прикрывает свою политическую активность исламской религией, а на недовольных своими действиями вешает ярлык врагов ислама. Что ж, удобный способ для шантажа власти, устрашения оппонентов и мобилизации мусульман под своими знамёнами. И как мы смогли убедиться, мобилизационные возможности у хизбов выше, чем практически у любой из политических сил в Крыму.
Чёткое оформление антироссийского вектора в деятельности «Хизб ут-Тахрир» в Крыму позволяет допустить, что следующая акция протеста исламистов может пройти уже где-нибудь возле штаба российского Черноморского флота в Севастополе. Вероятность такого сценария возрастает с учётом того, что Россия имеет пункт материально-технического обеспечения военных кораблей в сирийском порту Тартус и гипотетически может с помощью Черноморского флота оказывать поддержку легитимному режиму Башара Асада. Это, в свою очередь, подтолкнёт хизбов объявить флот инструментом агрессии против ислама и устроить провокации в главном пункте его базирования - Севастополе. К слову, во время пикета российского консульства в Симферополе уже звучали обвинения российской власти в поддержке режима Башара Асада оружием.
В этой связи нельзя забывать, что именно Черноморский флот является главным сдерживающим фактором дестабилизации обстановки в Крыму и реализации на его территории всевозможных «горячих» сценариев.
Особо стоит подчеркнуть, что две последних акции - митинг против фильма «Невинность мусульман» и пикет генконсульства России - не были санкционированы соответствующими государственными органами, но все равно состоялись без существенных препятствий и каких-либо последствий для нарушителей закона. Правоохранители ограничивались составлением протоколов на организаторов митингов об административных правонарушениях, а крымская власть и вовсе предпочла отмолчаться.
Показательно, что ни одно из мероприятий хизбов не поддержал крымский муфтият - Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). Напротив, в ДУМК даже критиковали «самодеятельность» исламистов.
Без сомнения, публичные акции «Хизб ут-Тахрир» продемонстрировали её заметно возросшую активность и обозначили в качестве серьёзного игрока на общественно-политической и этноконфессиональной арене Крыма.
Такой всплеск активности исламистской организации объясняется не только локальными процессами, но и общей тенденцией распространения радикальных политических настроений в Европе и на постсоветском пространстве в условиях глобального экономического кризиса. В общеукраинском масштабе это обернулось успехом неонацистской партии «Свобода» на парламентских выборах, а в Крыму усилило позиции исламистов, в частности «Хизб ут-Тахрир». Симптоматично, что общей чертой «свободовцев» и хизбов является их ярко выраженный агрессивный антисемитизм, пусть даже имеющий совершенно разные корни.
Who is «Хизб ут-Тахрир»?
Итак, «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (в переводе с арабского «Партия исламского освобождения») была создана в 1953 году в Иерусалиме судьей местного шариатского апелляционного суда, шейхом Такиюддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 года звание амира (верховного лидера партии) получил палестинский шейх Абдул Кадим Заллум. В некоторых источниках указано, что организация создана при содействии британских спецслужб, пытавшихся распространять «новые течения» в исламе с целью внутреннего дробления и ослабления позиций религии на Ближнем Востоке. К слову, главная штаб-квартира «Хизб ут-Тахрир» располагается не где-нибудь в Абу-Даби или Эр-Рияде, а именно Лондоне.
Немаловажно отметить, что «Партия исламского освобождения» по разным причинам запрещена в 29 государствах мира, среди которых государства Центральной Азии и Ближнего Востока, а также Россия и Германия. По неподтвержденной информации, «Хизб ут-Тахрир» является умеренным крылом всемирно известной исламистской организации «Братья-мусульмане». В то же время сами хизбы отрицают версии о своем сотрудничестве с какими бы то ни было международными организациями (3).
Отдельный интерес представляет программная основа Партии исламского освобождения. В ней отмечается, что конечной целью «Хизб ут-Тахрир» является возрождение исламского образа жизни посредством ведения уммы к восстановлению исламского государства - халифата, управляемого на основе законов шариата. Методом достижения этой цели хизбы определили политическую и идеологическую борьбу. Идеологическая борьба им видится как низвержение системы ценностей и мировоззрения немусульман и «запутавшихся» мусульман с помощью исламского учения. Политическая борьба должна быть обращена против правителей, их политических решений и созданных ими политических систем. При этом саму политическую борьбу исламисты понимают весьма специфически. Например, члены партии не приемлют участия в выборах, считая это греховным для мусульман.
Представителей «Хизб ут-Тахрир» как только не называют: исламистами, фундаменталистами, радикалами, экстремистами, условной исламской оппозицией и т.д. и т.п. Внести ясность в вопрос корректности использования тех или иных терминов применительно к тахрировцам поможет трехступенчатая система политико-религиозного сознания «фундаментализм-радикализм-экстремизм», предложенная российским исламоведом А.В. Малашенко. Согласно этой классификации, фундаменталисты теоретически допускают перспективу своего участия в создании исламского государства, радикалы используют «чрезвычайную» политическую идеологию для достижения своих целей, а экстремисты добиваются поставленных целей вооруженным путём. Исходя из этого, вполне корректно называть хизбов исламскими радикалами или же исламистами, где под исламизмом подразумевается политический ислам (использование религии в политических целях). А учитывая несоответствие проповедуемого «Хизб ут-Тахрир» толка в исламе (мазхаба) традиционному крымско-татарскому, организацию можно считать сектой.
Хизбы в структуре мусульманской уммы Крыма
Крым славится своим удивительным этническим и конфессиональным разнообразием. Не секрет, что внутри конфессий тоже часто происходят сложные процессы дробления и ожесточённой конкуренции отколовшихся течений за паству. Всё это свойственно и мусульманскому сообществу (умме) Крыма.
Немаловажным обстоятельством является то, что ислам в Крыму исповедует по большому счёту одна этническая группа - крымские татары, причем внутри этой группы идёт борьба двух идентичностей - исламской и светско-национальной. Кроме того, ислам в Крыму принято подразделять на традиционный и нетрадиционный, где критерием традиционности служит соответствие суннитской ветви ислама ханафитского толка, который исторически исповедуют крымские татары.
На монопольное право «владеть душами» крымских мусульман претендует Духовное управление мусульман Крыма, позиционирующее себя как носителя крымско-татарской версии ислама, как высшую церковную институцию мусульман в Крыму. Но помимо традиционной для крымских татар формы ислама и работающего на этом поле муфтията на полуострове активно распространяются исламские течения нетрадиционного толка. В нетрадиционном исламе на территории Крыма выделяют турецкое и арабское ответвления. Естественно, разочаровавшиеся в муфтияте крымские татары больше тяготели к турецкому варианту, потому как пантюркистская идея близка этому народу. Но благодаря солидным финансовым ресурсам, теологически подкованным эмиссарам, неуклюжим шагам крымского муфтията и невниманию к проблеме со стороны украинской власти в Крым проник ислам арабского толка и стал активно наращивать своё влияние в местной умме.
В свою очередь, нетрадиционный ислам арабского толка в Крыму представлен тремя основными течениями: хабашитами («Аль-Ахбаш»), салафитами (которых чаще называют ваххабитами) и хизбами. Первые не выступают фигурантами острых социально-политических и религиозных инцидентов в Крыму, а их активность в последнее время ограничивается оживлённой регистрацией мусульманских общин в противовес ДУМК. Частично такие действия объясняются полной независимостью крымского муфтията от контролируемого хабашитами Духовного управления мусульман Украины, которое два года назад учредило Духовный центр мусульман Крыма как некую альтернативу ДУМК.
О политическом весе ваххабитов и примыкающих к ним течений тоже говорить не приходится, хотя порой их действия вызывают нешуточный резонанс в информационном пространстве.
Достаточно вспомнить события 2009 года, происходившие в Крыму. Тогда министр внутренних дел Украины отрапортовал о задержании членов террористической исламистской организации «Ат Такфир валь-Хиджра» (в переводе с арабского «Обвинение в неверии»), готовивших покушение на лидера крымско-татарского меджлиса Мустафу Джемилева и его ближайшее окружение (4). Парадоксальность ситуации заключалась в том, что «такфириты», по некоторой информации, представляли собой отколовшуюся от «Хизб ут-Тахрир» группу.
Наиболее многочисленными и влиятельными распространителями арабской версии ислама в масштабах Крыма являются вовсе не хабашиты и даже не ваххабиты с такфиритами, а именно представители партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Эта группа действительно стала авангардом такого направления, как политический ислам в Крыму.
Со своей стороны, Духовное управление мусульман Крыма крайне негативно относится ко всем трём течениям ислама арабского толка - хабашитам, ваххабитам и хизбам. В их адрес звучат обвинения в расколе крымских мусульман, дестабилизации обстановки в автономии, попытках свержения государственного строя и подрыва национальной безопасности Украины. При этом наибольшая обеспокоенность крымского муфтията связана с деятельностью «Хизб ут-Тахрир», что ничуть не удивляет.
Причины появления и пики активности хизбов в Крыму
Очевидно, что проникновение и последующее распространение идеологии Партии исламского освобождения на полуострове было не случайным, а имело свои причины. Кратко перечислим основные из этих причин.
Первая причина - это сам факт появления в Крыму мусульманского населения в виде вернувшихся с мест депортации крымских татар. Во-вторых, усилению позиций чуждой крымским татарам версии ислама способствовали знаки солидарности и связи меджлиса с чеченскими сепаратистами в моменты их наиболее острого противостояния с российскими федеральными властями. Третьей причиной стал низкий уровень богословских знаний в среде крымских татар и практически полное отсутствие кадров для подготовки мусульманских теологов на первых порах обустройства крымских татар на полуострове. Отсюда вытекает следующая причина - отправка тысяч молодых крымских татар на обучение в духовные учебные заведения Турции и арабских стран, откуда они зачастую возвращались «подготовленными» соответствующим образом. Ещё одна причина - чрезмерно либеральное законодательство Украины, способствующее передислокации исламистов из других стран (в том числе и из ближнего зарубежья) в Крым, где в сравнении с другими регионами Украины проживает наибольшая доля мусульманского населения.
И наконец, была ещё финансовая причина. Крымские татары нуждались в новых мечетях, но в умме не было средств на их строительство, тогда как арабские страны наряду с Турцией были готовы эту помощь предоставить. Естественно, вместе с финансами в Крым шли и идеи нетрадиционных исламских течений. К слову, именно меджлис подтолкнул ДУМК к установлению тесных связей с зарубежными спонсорами. Вероятно, часть зарубежной финансовой помощи в меджлисе рассчитывали тратить на свои политические нужды. Впрочем, тактически включение ДУМК в схему было правильным, так как на просьбу о предоставлении помощи единоверцам арабские страны откликнутся куда охотнее, чем на призыв помочь конкретной национальной группе. Любопытно, что если раньше меджлис частенько взывал к исламской солидарности в интересах сплочения крымских татар вокруг себя, то теперь опасается непредсказуемого и неподконтрольного ему нетрадиционного ислама и его самого могущественного носителя - «Хизб ут-Тахрир» (5).
Кстати, один из самых таинственных вопросов касается численности тахрировцев в Крыму. Ввиду высокой степени конспиративности группировки оценки её «штыков» сильно варьируются. В 2008 году, по разным данным, число приверженцев «Хизб ут-Тахрир» определяли в диапазоне от 7 до 10 тысяч человек. В свою очередь, президент киевского Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов по состоянию на 2009 год оценил число реальных активистов вместе с сочувствующими всего в тысячу человек (6). Тем не менее по распространённой точке зрения число сторонников хизбов в Крыму неуклонно растёт, причем быстрыми темпами. Наверняка известно только то, что реальную численность своих активистов «Хизб ут-Тахрир» принципиально держит в секрете, как и личности региональных координаторов. 1. http://rus.ruvr.ru/2012_11_20/Storonniki-Hizb-ut-Tahrir-piketirujut-genkonsulstvo-RF-v-Krimu/ 2. http://www.sobytiya.info/news/12/27207?utm_source=twitterfeed&utm_medium=facebook 3. http://www.qirimtatar.narod.ru/intervyu_7.htm 4. http://korrespondent.net/ukraine/events/1011596-lucenko-v-krymu-gotovili-ryad-teraktov 5. http://www.regnum.ru/news/903572.html 6. http://old.sobytiya.com.ua/public/09/3180Фото: segodnya.ua
http://odnarodyna.com.ua/node/11286