Новый закон об образовании: совершенствование или развал? (+Опрос экспертов)

Закон об Образовании в РФ 
0
1044
Время на чтение 11 минут

Правительственный законопроект «Об образовании в РФ» в среду прошел первое чтение в Госдуме. Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, а вступит в силу 1 января 2013 года, сообщает РИА Новости. Что это за закон? Какими будут последствия его принятия?

Документ предусматривает четкую систему уровней образования от дошкольного общего до послевузовского. По замыслу его создателей это позволит реализовать в России принцип непрерывного образования в соответствии с международной практикой.

Члены думского комитета по образованию в своем экспертном заключении отметили, что законопроект соответствует современным потребностям общества и перспективным направлениям его развития. По их мнению, документ учитывает накопленный за последние 20 лет позитивный опыт. В частности, речь идет о системе Единого госэкзамена (ЕГЭ), которая показала свою эффективность и востребованность, хотя еще находится в стадии развития и далека от совершенства.

Кроме того, документ закрепляет введение федеральных образовательных стандартов и новой системы образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным общеобразовательным и профессиональным программам также устанавливаются госстандарты.

Законопроект дает учащимся возможность выбора различных учебных курсов в своем учебном заведении или вне его с использовании электронного обучения. После вступления документа в силу все образовательные учреждения должны будут иметь сайт в интернете с доступной для потребителей информацией.

Впервые в законе появится норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

В соответствии с проектом, гражданам должны быть созданы возможности для различных форм получения образования: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования.

Фото: Татьяна Лютая, photosight.ru

Фото: Татьяна Лютая, photosight.ru

По словам члена комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, впервые в законодательстве нашли четкое законодательное оформление вопросы, касающиеся правового статуса педагогических работников и руководителей образовательных организаций, введены обязательства государства по созданию условий для полноценной профессиональной деятельности. Впервые закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию детей остается за семьей.

Кроме того, документ устанавливает, что обязательными в школе будут 16 предметов (все основные дисциплины, которые изучают школьники в настоящее время).

Проект закона запрещает конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при приеме в детсады и в школы. Он устанавливает общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального и среднего профобразования, повышает число бюджетных мест в вузах, вводит доступные образовательные кредиты. Отдельный блок законопроекта посвящен социальному положению педагогов.

Думское большинство высказалось в поддержку проекта правительства, пообещав ко второму чтению учесть отдельные предложения коммунистов.

Эксперты в области образования прокомментировали порталу «Православие и мир» положительные и отрицательные стороны законопроекта.

Директор Центра образования № 548 «Царицыно»,

член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский:

Заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе

- Ефим Лазаревич, будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

- Дело в том, что и старый закон «Об образовании» 92-го года позволял делать то же самое. В рамках программы профильного обучения старшеклассники индивидуализировали свои образовательные программы. Единственное дополнение сейчас - это новые образовательные стандарты, которые уже приняты и утверждены Министерством образования, и в 2020-м году вступят в силу. Лично я здесь не вижу никаких угроз, потому что всё это делается в русле современной образовательной цивилизации.

-То есть вы считаете данную инновацию скорее положительной?

- Абсолютно положительной. К тому возрасту, когда дети переходят в старшую школу, они уже делают достаточно серьёзный выбор своей образовательной карьеры: пойдут ли они в гуманитарную сферу или предпочтут техническую. Естественно, что вобрать в себя всё безумное многообразие российской многопредметной школы невозможно. В старших классах у нас встречается от 12 до 19 предметов. Такого нет уже нигде в мире. Новые стандарты, о которых и идёт речь в новом законе, позволят детям сконцентрировать свои усилия и внимание на том, что им полезно, приятно и увлекательно.

- А если ребёнок ошибся в своём выборе, и затем передумает?

- Если школьник передумает, то нельзя забывать, что в составе его образовательной программы есть так называемая базовая часть, одинаковая для всех детей России. Самое главное достоинство этой базовой части - это возможность коммуникативной включённости, то есть наличие в ней русского, иностранного языков, математики и информационных технологий. Если ребёнок передумает, его же научили читать, писать, пользоваться поисковыми системами. Я думаю, он сможет наверстать упущенное с помощью самообразования.

- А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

- Новый закон об образовании расширяет и более чётко формулирует права участников образовательного процесса, в первую очередь учителей. Кроме этого, что очень существенно, закон провозглашает, что заработная плата учителя должна быть не ниже, чем средняя зарплата в регионе. В предыдущем законе такой нормы не было. Теперь же, если это условие не будет соблюдаться, об этом можно будет пожаловаться в прокуратуру и в следственный комитет.

Кроме этого, в законопроекте зафиксировано право учителя на самостоятельный выбор методики и технологии. Это тоже чрезвычайно важно. Никто не вправе диктовать учителю, по какой программе ему работать. Также закон закрепляет такие социальные гарантии педагогов, как ранняя пенсия по выслуге лет, удлинённый оплачиваемый отпуск в два месяца и другие.

- Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона?

- Это первый закон в России, который фиксирует, что дошкольное образование является ступенью общего образования, а не только системой, в которой организован присмотр и уход за детьми. То есть сюда входит не только кормление, забота о здоровье и т. д., но и образование как таковое, что вполне соответствует социальным ожиданиям народа по принципу: чем раньше, тем лучше. Законопроект разграничивает эти две вещи в системе дошкольного образования: собственно образование, включающее в себя обучение, воспитание и развитие, и присмотр.

Также в проекте предусматривается обязательность дошкольного образования. Она вовсе не означает обязанность родителей отдавать детей в садик. Здесь имеется в виду обязанность государства предоставлять им такую возможность. Для семьи это не обязанность, а право.

- А как быть с платностью детских садов?

- На данный момент родители, действительно, платят за пребывание детей в детских садах, притом в разных регионах по-разному. Закон сохраняет эту плату, но предусматривает, что должны появиться региональные акты, которые фиксируют, сколько и за что семья должна платить. По всей видимости, образование как таковое остаётся бесплатным, а платным будет содержание ребёнка, то есть то, что связано с его едой и т. д. Стоимость этого регламентируется регионами. Соответственно, чем богаче регион, тем меньше платят семьи. Разумеется, остаётся система льгот для многодетных семей, матерей-одиночек и т. д.

Итак, если раньше детский сад рассматривался лишь как место, где мать может оставить своего ребёнка, чтобы пойти на работу, то сейчас к этому добавляется и образовательная функция. Но если учесть критическую демографическую ситуацию в стране и то, что у нас мало работоспособного населения, очень важно и то, чтобы женщина могла где-то оставить ребёнка и пойти работать.

Эксперт Всероссийского фонда «Образование»

Олег Сергеев:

Новый закон - это набор тезисов

- Олег Леонидович, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?

- По моему мнению, этот законопроект, равно как и многие, миновал техническое сопровождение. Здесь опущен целый ряд факторов, связанных с психологией обучения. В самой концепции законопроекта было опущено понятие воспитания. По сути, новый закон - это набор тезисов. Ушинский не зря говорил, что педагогика без психологии - это набор правил. Так всё и получилось.

- И к чему это может привести?

- Во-первых, к тому, что данный закон - это ссылочный документ, постоянно отсылающий к постановлениям правительства и т. д., то есть документ не прямого действия. Наши учителя и так задавлены отчётностью. Этот же документ не говорит о том, как конкретно нужно делать, он указывает лишь, что нужно делать, чтобы отчитаться. В этом законе просматривается идеология проверки знаний, а не получения их.

Эти минусы, кстати, поняло и думское большинство. Они буквально «выворачивали руки» своим оппонентам, в частности, КПРФ, уговаривая их принять законопроект в первом чтении.

- Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

- Красной нитью через все принятые сейчас образовательные стандарты проходит тезис: «научить учиться». Как же можно говорить о вариативности, не научив человека учиться? Ведь для того, чтобы суметь выбрать, человек должен иметь какой-то жизненный опыт, а жизненного опыта наша школа не даёт, поскольку все стандарты у нас привязаны к тестовой системе. Я же убеждён, что будущее у нас - за получением знаний, а не за их оценкой. Идея сводить всё к тестовой оценке знаний порочна.

- А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

- Он никак на него не повлияет, потому что не меняет принцип подушевого финансирования, который буквально душит учителей.

- Как изменится сфера дошкольного образования после введения нового закона, и что будет с платностью детских садов?

- Дело в том, что у нас существует указ от 7 мая о дошкольном образовании, в соответствии с которым половина дошкольного образования должна быть платной. Закон не сможет миновать этого указа, поскольку тот уже подписан. 30% дополнительного образования также будет платным. А вообще и дошкольное, и школьное образование у нас сейчас оказалось в том же положении, что и в Америке.

Но интересно, что в Штатах приняли 5 лет назад закон «О соревнующейся Америке», осознав, что им, чтобы быть конкурентоспособной нацией, необходимо поднять младшую школу, поскольку младшую школу у них в итоге заканчивают люди, которые не понимают прочитанного и не знают начал алгебры. То же самое происходит у нас. Если дети не приобретают в младшей школе навыков самообразования, они не могут уже приобрести их в средней и старшей школе. Наших детей не учат учиться.

Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ, к.э.н. Ирина Абанкина:

Делать из знаний багаж - бесперспективно

- Ирина Всеволодовна, какие основные плюсы и минусы вы видите в новом законопроекте?

- Я считаю, что в целом этот закон оформляет современные тенденции, которые уже состоялись в нашей системе образования. Это, например, признание дошкольного образования отдельным образовательным уровнем со своими программами и востребованностью. Я считаю правильным перенос и распределение ответственности за финансирование этого уровня образования между регионами и муниципалитетами.

Мне кажется верным выделение разных категорий университетов, которое уже состоялось, и закрепление этого в законе. Мне представляется перспективным переход на кредитно-модульную систему образования в вузах, сохранение ответственности за социально-экономическую поддержку педагогических работников, сохранение льгот учителям.

Что касается минусов. Мне кажется, серьёзным недостатком является слабая проработанность вопроса развития образования, концентрация финансового обеспечения этого развития только на государственных и муниципальных учреждениях. В этом смысле принцип равного доступа к бюджетным ресурсам как государственных, так и негосударственных учреждений не прочерчен. В законе отсутствуют некоторые современные механизмы, в частности, выхода на рынок технологий и рынок образовательных программ.

Очень рамочно прописано всё, что касается детей с разными, в том числе с ограниченными, возможностями здоровья. Мне кажется, здесь предстоит ещё огромная работа, чтобы обеспечить пусть не равные, но всё же шансы ребятам вне зависимости от состояния своего здоровья получать образование.

Вообще, к сожалению, в процессе обсуждения закона очень много норм осталось не нормами прямого действия, а лишь принципами, и после его принятия потребуется большая нормативно-правовая работа, которая должна определить механизмы реализации этих принципов. В предыдущих версиях было намного больше норм прямого действия. Нынешний законопроект утерял эту конкретику. Это значит, что все механизмы переносятся на уровень подзаконных актов, ведомственных инструкций и т. д.

- Будущий закон «Об образовании» закрепляет вариативность выбора образовательных программ для школьников. Позволит ли эта вариативность, на ваш взгляд, выпускникам школ получить достаточно разностороннее образование, соответствующее современным мировым требованиям? Или она кажется фактическим подтверждением того, что у государства нет возможностей научить всех без исключения школьников всем предметам средней школы?

- Я очень серьёзный сторонник индивидуализации образования, права выбора образовательной программы начиная со школы. Мне кажется, что вариативная форма получения образования очень важна в современном мире. Главное - это обеспечить человеку возможность и умение строить такую образовательную программу в зависимости от своих интересов.

Если человек ощутит в чём-то дефицит, он в дальнейшем должен уметь учиться и восполнять его. Впихнуть всё, что есть в современном мире, в одного человека, и делать из знаний багаж, который тянут всю жизнь и никогда им не пользуются, мне кажется очень неперспективным. А вот умение учиться, собирать информацию, исследовать её, строить свою стратегию, углубиться в те области, которые интересны самому ребёнку, представляется очень важным.

- А как, на ваш взгляд, законопроект повлияет на положение учителей?

- Все льготы, которые сейчас есть, сохраняются. Более того, в старом законе существовал запрет на оказание индивидуальной платной образовательной деятельности педагогу с учениками своей школы. Сейчас это разрешено, если оно не ведёт к конфликту интересов.

Что касается отдельных потерь. Закон предполагает с учётом закреплённой в Конституции общедоступности образования снятие всех льгот, в том числе для педагогических работников, на приём их детей в детские сады и школы, если их родители работают там учителями, воспитателями и т. д. Льгота по оплате ЖКХ переносится на уровень субъекта РФ и муниципалитета и остаётся на их усмотрение. Это, конечно, вызывает опасения педагогического сообщества.

Что касается регуляции в области дошкольного образования, то снятие ограничения по 20% платы за присмотр и уход за детьми тоже, конечно, может сказаться негативно. Платность детских садов у нас сохраняется.

http://www.pravmir.ru/novyj-zakon-ob-obrazovanii-sovershenstvovanie-ili-razval-opros-ekspertov/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Кириллова
Все статьи Ксения Кириллова
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18