Богоявленский мужской монастырь на Никольской ул. В нем находилась часовня вмч. Пантелеимона. Фото 1883 года. |
Святой великомученик Пантелеимон жил в конце III - начале IV вв. от Рождества Христова. Он родился в малоазийском г. Вифания, в богатой и знатной семье: младенца назвали Пантолеон, что означало «по всему лев». Отец его был язычником, а мать, святая Еввула, христианкой и воспитывала сына в истинной вере, но рано умерла. Отец отдал мальчика в языческую школу, а потом отправил в Никомидию учиться медицинскому искусству. В этом городе святому Пантелеимону и предстояло принять мученический венец за Христа.
Вскоре после завершения учебы талантливого юношу представили императору-язычнику Максимиану, который захотел, чтобы он остался придворным врачом. В это же время святой Пантелеимон тайно познакомился с пресвитером Ермолаем, и каждый вечер слушая его слово о Христе, уверовал сам. Однажды, возвращаясь после беседы домой, он увидел на дороге мертвого ребенка, умершего от укуса ехидны, которая корчилась рядом. Святой Пантелеимон стал просить Господа воскресить чадо и умертвить ехидну, решив, что если его молитва исполнится, он сам станет христианином. Просьба его исполнилась у него на глазах, и он принял у пресвитера Ермолая Святое Крещение. А потом, после бесед с уверовавшим сыном, в христианство перешел и отец святого Пантелеимона.
Став христианином, святой Пантелеимон продолжал лечить больных, сочетая молитву с даром врачебного искусства. Он безвозмездно исцелял по молитве Господу страждущих, убогих, нищих, узников. Из зависти другие врачи донесли на него императору, что святой Пантелеимон - христианин и лечит христиан - то было время страшных языческих гонений. Максимиан потребовал от святого принести языческую жертву, но вместо этого своими глазами увидел, как святой Пантелеимон по молитве исцелил расслабленного. Нечестивый правитель в ярости повелел казнить исцеленного, а святого Пантелеимона пытать. Мученик просил Господа укрепить его и услышал ободряющий глас: «Не бойся, Я с тобой!» Не добившись отречения, император приказал убить святого Пантелеимона, но меч вдруг стал мягким, как воск, и пораженные воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» В это время Господь вновь открылся мученику и его палачам: голос с неба во всеуслышание назвал его «Пантелеимоном», что значит «многомилостивый». Так незадолго до смерти мученику Пантолеону было даровано новое, истинное христианское имя.
Воины отказались казнить святого, но он сам повелел им исполнить приказ императора - смерть постигла его в 305 году. Когда ему отсекли голову, кровь окропила масличное дерево, которое зацвело и принесло целебные плоды. Тело святого было брошено в огонь, но оказалось неповрежденным, и похоронили его в Никомидии.
Первые храмы во имя святого Пантелеимона появились уже в IV веке в Константинополе и Севастии Армянской. На Руси великомученик почитался уже в XII веке. Великий князь Изяслав принял христианское крещение под именем Пантелеимона и носил образ святого на своем шлеме - это однажды спасло ему жизнь в битве. При Петре I в праздник святого великомученика русская армия дважды одерживала победы в Северной войне- при Гангуте в 1714 году, что стало первой победой русского флота над шведами, и Гренгаме в 1720 году. Через два года император приказал устроить храм во имя святого Пантелеимона в Санкт-Петербурге.
Ныне честная глава святого почивает в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и его подворье открыто в Никитской церкви в Котельниках близ Таганки. Не столь давно честные мощи святого Пантелеимона были привезены в Москву и на несколько дней выставлены на поклонение в Новоспасском монастыре. В Православной Церкви святой Пантелеимон призывается в помощь при Таинстве Елеосвящения.
Основание московской часовни было связано с тем, что в 1866 году в Москву из русского Пантелеимонского монастыря на Афоне была привезена икона Богоматери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, святой крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился по прибытии в мужском Богоявленском монастыре, и в его соборном храме святыни были выставлены для поклонения. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так, что храм с утра до вечера был переполнен молящимися: совершались и совершались исцеления, благая весть о них облетала город, и народу все прибывало.
В связи с огромным количеством паломников в 1873 году при Богоявленском монастыре по благословению афонских старцев выстроили Афонскую часовню для этих святынь, на той же Никольской улице. (Теперь на ее месте - угловой сквер на пересечении Никольской и Богоявленского проезда, поскольку здание было сломано в 1929 году.) Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Уже в 1879 году стали думать о построении новой.
И в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее монастырю участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Спустя год началось строительство новой часовни во имя святого Пантелеимона, на многочисленные пожертвования москвичей. Возводил ее знаменитый архитектор А. Каминский, зять братьев Третьяковых, автор соседней арки Третьяковского проезда. В ознаменование продолжения традиции он оригинально воспроизвел на фасаде своего здания облик фасада старой Афонской часовни.
Сооружение оказалось очень необычным для Москвы, поскольку часовня снаружи имела вид огромного, величественного храма, большой высоты и внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпящихся в очереди у часовни. Было и другое, сугубо архитектурное решение зодчего создать на Никольской улице новую высотную доминанту, образованную церковным зданием: в продолжение исторической традиции застройки этой местности, где возвышались колокольни и церкви Богоявленского, Заиконоспасского и Никольского монастырей. Теперь и новая грандиозная часовня довлела не только над одной Никольской, но и над всем Китай-городом, крупнейшим деловым центром Москвы, в котором уже строились высокие «светские» здания коммерческих банков, страховых компаний, акционерных обществ.
В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами.
Праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 27 июля (9 августа) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю. Богомольцами была запружена Никольская, и чтобы все молящиеся могли поклониться и приложиться к чудотворным иконам, образы выносили в этот день на улицу и ставили под особый шатер.
В обычные же дни православные москвичи ходили в Пантелеимоновскую часовню за освященным, целебным лампадным маслом.
«На каторжные клейма,
На всякую болесть
Младенец Пантелеймон
У нас целитель есть», -
писала о часовне Марина Цветаева. Ходили сюда и за благодатной духовной помощью к знаменитому пастырю, настоятелю часовни, иеросхимонаху Аристоклию Афонскому, который служил здесь очень много лет. В детстве он сам перенес тяжелую болезнь - паралич ног, пока его мать не дала обет уйти в монастырь, если сын исцелится. Став настоятелем Пантелеимоновской часовни, он не только духовно окормлял свою паству, но и помогал неимущим материально, доставал средства на обучение детей из бедных семей, выдавал невест замуж, принимая пожертвования, тут же передавал их беднякам. По свидетельству его духовной дочери, он предсказал Великую Отечественную войну и грядущее спасение России Милостью Божией. По своему предвидению, отец Аристоклий был похоронен на Даниловском кладбище. И после смерти пастыря было явлено чудесное знамение: когда гроб везли на погост, слетелась огромная стая голубей, которых очень любил отец Аристоклий, и, кружась, птицы образовали в небе живой крест. Так они провожали священника до самой могилы.
Со всей России собирались паломники в Пантелеимоновскую часовню. Больные слепотой, эпилепсией, одержимостью, психическими расстройствами, телесными немощами и увечьями чаяли найти себе здесь исцеления и находили его. И после революции икона святого Пантелеимона источала особенную благодатную силу, словно утверждая веру истинную в безбожные времена. В 1927 году незадолго до закрытия часовни здесь совершилось чудесное исцеление от рака больного иудея Григория Кальмановича, и это чудо привело его к уверованию во Христа и принятию Святого Крещения. Болезнь находилась уже в той стадии, что врачи сочли лечение бесполезным, и определили срок оставшейся ему жизни в две недели. По пути из клиники Кальманович ехал мимо часовни и вдруг испытал неимоверное желание зайти в нее. Жена отговаривала, что это христианский храм, но он все же зашел в часовню. Там шел молебен. Больной опустился на колени перед образом целителя и в слезах простоял всю службу, а потом с трепетом приложился к иконе и испытал неимоверно облегчение - его отпустила боль, и он почувствовал себя здоровым. Когда его вновь осмотрели врачи, то не нашли никаких следов заболевания. Не сказав ни слова о своей молитве, исцелившийся вернулся домой и немедленно отправился в местный храм, где поведал эту историю священнику - и с радостью принял христианскую веру.
Воскресенский храм в Сокольниках |
Домовые больничные церкви с престолами во имя великомученика Пантелеимона находились при Бахрушинской больнице на Стромынке (ныне им. Остроумова), в Мариинском приюте на Донской улице, устроенном для призрения престарелых больных женщин дворянского происхождения, и в Медведниковском лазарете за Серпуховской заставой. Все они были закрыты после революции.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/168.htm