Contemporary art – не искусство, а провокационная акция

Священник Борис Михайлов 
Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов 
0
17.05.2012 387

По итогам Краснодарской выставки, за событиями вокруг которой «Нескучный сад» следил в течение недели, мы обратились за комментарием к известному православному искусствоведу и оппоненту современного искусства протоиерею Борису Михайлову, он убежден, что современное искусство нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова.

Прот. Борис Михайлов, искусствовед, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:

Современное искусство вообще нельзя назвать искусством в традиционном смысле этого слова. Здесь не идет речи о действии художественного произведения, потому что нет такого произведения. Contemporary art, его формообразующее начало - провокационная акция, направленная на сознание зрителя, с тем чтобы привести это сознание в определенное состояние в зависимости от контекста. Свежий пример - панк-«молебен» в Храме Христа Спасителя.

Гельман и подобные ему активисты contemporary art (современного искусства) представляют из себя арьергард культуры, разразившейся в начале XX века. Почин принадлежит Пабло Пикассо. В 1907 году он показал приятелям «Авиньонских девиц». Впервые в истории мирового искусства жрицы любви были представлены в виде воющих бестий с иссеченными телами и звероподобными ликами. Один из приглашенных признался, что зрелище подобно тому, как если бы кто-то наглотавшись бензина отрыгивал огнем.
Здесь следует сразу отметить, что первыми распознавшими природу этого огня оказались наши соотечественники философы Сергей Николаевич Булгаков и Николай Александрович Бердяев. «Женственность, - писал в 1914 г. С.Н. Булгаков, - Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе с тем и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера. Творчество Пикассо есть плод демонической одержимости. С большой напряженностью выражается в нем мироощущение злого духа, не любящего и хулящего творение Божие». Здесь сказано все самое главное о нарождавшемся антиискусстве, как и следует понимать так называемое «современное искусство» или «актуальное искусство».

Вскоре этот огонь перекинулся в другие страны. Дадаисты 1910-х годов в Цюрихе любили поигрывать в «буриме», когда участники вкруговую писали каждый слово, не видя прикрытых предыдущих и не показывая своего. При открытии целое поражало своей взрывной нелепостью. Эффект они называли «заварушкой». Возмущение сознания, действенное возмущение его было их главной целью. Искры революционной заварушки разлетались по всему свету. Известный дадаист Марсель Дюшан в 1913 году выставил в Нью-Йорке, в респектабельном зале велосипедное колесо на табурете и позднее мужской писсуар с автографом: «Марсель Дюшан 1917 год». Это и есть так называемое «актуальное искусство». Актуальное, потому что его задача встряхнуть публику, посеять возмущение, поразить застойную мораль буржуа, род людской разить восстанием на традиционные ценности, скинуть богов и поглумиться над ними. Вспомним Маяковского и опять-таки «кошачий концерт». Все «актуальные художники» той поры так или иначе были причастны к революционному движению. Случайно, но провиденциально квартира Ленина в Цюрихе в 1916 году оказалось рядом с пристанищем дадаистов - кабаре Вольтер. Один их них вспоминает его монголовидное лицо в табачном мареве в окружении лиц, вызывавших духов революции.
Россия не отставала: в 1913г. футурист Крученых, супрематист Малевич, меценат и «композитор» Матюшин разыграли футуристическую заварушку-оперу «Победа над солнцем» в посрамление старой культуры и эстетики, в результате чего зрители сорвались с мест с требованием автора, а администратор кричал, что его увезли в сумасшедший дом.

В 1923 году молодой тогда С.М. Эйзештейн, ученик маститого В.Э. Мейерхольда, шел по Цветному бульвару в свою комнатку на Чистых Прудах, размышляя: если мы знаем, что сила тока измеряется в амперах, а напряжение в вольтах, то почему бы нам, художникам Революции, с нашим новым революционным театром и новым кино, не попытаться каким то образом определить эффективность и силу нашей работы, измерить ее полезный коэфициент. И вот, Эзейштейн вводит понятие «один аттракцион». Аттракцион - это, говорит он, всякое агрессивное действие театра и кино, направленное на сознание зрителя с целью овладения и формирования его в процессе зрелища с необходимым революции результатом. Фильм «Броненосец Потемкин» сделан ровно по этому принципу. Известно, что Эзейштейн действительно стал создателем принципиально новой теории культуры и искусства, не ограниченного лишь кинематографом. Но созданное уже не было искусством. Это была активная социальная деятельность, использовавшая средства, иногда похожие на искусство, а иногда прямо эпатирующее и уничтожающие его.

Сейчас произошла коммерциализация этой «новой культуры», особенно в американском кинематографе. Блокбастеры это детище Эзейштейна - его продукт. И хотя великие перемены уже свершились, в наше время, у новых акционистов, те же задачи по уничтожению традиционных христианских ценностей, как и в XX веке. Они так же выступают с публичным осквернением, осмеянием, уничижением великой культуры, против которой выступали большевики и вся гадаринская рать.

Теперь нам понятно, что М.А. Гельман является представителем зародившегося сто лет назад антиискусства, хорошо известного теперь в своей богоборческой природе и антигуманистических проявлениях. Деятельность захватила весь мир и сейчас мультимедийными волнами накатывает на новые поколения землян, погружая их в демонические бездны. Бороться с этим очень трудно, но необходимо. Нашим оружием должно стать слово.

Диалог с Маратом Гельманом и его сторонниками невозможен, протест общественности это то, что им надо. Остается только вести просветительскую работу среди народа, особенно в школе, рассказывать откуда что пошло. К сожалению, сознание людей, которые каждый вечер по обывательски смотрят телевизор, и так давно демонизировано. Там рыхлая почва давно готова. Но с нами Бог, не будем опускать руки.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10031&article=2277

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Борис Михайлов
Искусство за пределом
Откуда произросло современное искусство и насколько оно вредно или полезно для православного человека, мы беседуем с профессиональным искусствоведом иереем Борисом МИХАЙЛОВЫМ
24.07.2006
Все статьи Священник Борис Михайлов
Гельмантоз или, Как России избавиться от гельманов
Официозное глумление над страной под названием «новая культура»
«Современное искусство» в Никола-Ленивец и в центре Москвы, и на всю страну
26.07.2021
Воровать можно дальше и больше
Признанный виновным решением суда по «делу реставраторов» Михаил Миндлин благополучно продолжает руководить Центральным музеем имени Андрея Рублева
01.12.2017
«Дело реставраторов» - воровать можно дальше и больше?
Мягким приговором суда подается «сигнал» потенциальным расхитителям, что можно почти безнаказанно продолжать воровать миллионы бюджетных средств
10.10.2017
Приговор «современному искусству»
Так вот они еще какие, эти самые - «новая культура» и «современное искусство»! Воруют
23.09.2017
«Дело Марата Гельмана живо» или «бусы для папуасов»
О непрекращающихся попытках внедрения чужеродных кодов «новой культуры»
28.07.2017
Все статьи темы
Последние комментарии
Нашествие иноплеменных
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:58
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
15.10.2021 22:40
Хабиб Нурмагомедов распоясался
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:33
Цель – вакцинирование детей?
Новый комментарий от потомок тамбовского сапожника
15.10.2021 22:19
Видеть только хорошее…
Новый комментарий от Людмила
15.10.2021 21:39
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от Владимир Петрович
15.10.2021 21:16