Архиепископ Максим (Кроха) - исповедник православия

0
1805
Время на чтение 22 минут
    "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие,
   ивзирая на кончину их жизни, подражайте вере их"
   (Евр. 13, 7)
   
    27 февраля исполнилось десять лет со дня праведной кончины в 2002 году Высокопреосвященнейшего Максима, архиепископа Могилевского и Мстиславского (в миру - Борис Иванович Кроха). Только теперь, спустя десять лет многие из нас стали осознавать, что рядом с нами жил и служил Богу верою и правдою великой духовной силы и святой жизни человек. С юных лет отрок Борис был избран Богом для величайшего, священнического служения. Архиепископ Максим был замечательным богословом и мужественным исповедником Православия, подобно его небесному покровителю Максиму Исповеднику и представленному им к канонизации святителю Георгию Конисскому. Как и эти святые мужи, Владыка испытывал сильную неприязнь со стороны врагов Православия, еретиков, злых людей и не раз рисковал своей жизнью.
  
Он без устали восстанавливал храмы Божии, разрушенные богоборцами, и строил новые. Он обличал великую ложь экуменизма, всевозможных уний и антихристианскую, антихристову сущность глобализма. Он был благородным, высокоэрудированным человеком, хорошо знал мировую историю и ее духовный смысл. Он был истинным патриотом единой Святой Руси и внес достойный вклад в дело освобождения ее от ига богоборческого и "демократического". Он рукоположил и воспитал много священнослужителей для окормления ищущих спасения православных христиан. Он душу свою полагал за паству, без устали проповедовал, учил, вразумлял, наказывал, утешал, укреплял. Он врачевал наши души, обремененные грехами и измученные болезнями. Он уклонялся от зла и творил добро.
  
Однако почему "был", "учил", "наставлял", "врачевал"? Архиепископ Максим и после своей праведной кончины продолжает учить, наставлять, исцелять, чем убеждает нас в неоспоримости духовной истины, что у Бога все живы, что "приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2).
      
Краткие сведения из жизни Владыки Максима(1)
Высокопреосвященный архиепископ Максим родился 25.12.1928 г. в Башкирии в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии).
   
Рано лишившись отца, который мученически погиб на Беломорканале, 5-летний отрок Борис вместе с матерью и братьями были сосланы в Сибирь. Даже взять на дорогу хлеба детям сопровождающие не позволили, а когда мать    попросила разрешения взять Крест, привезенный из Иерусалима, они разбили его на части и бросили в мешок, который понесла на своих плечах страдалица-мать. Крест этот мать хранила у себя, переезжая с места на место, а в 1977 г., перед кончиной передала Крест своему сыну епископу Максиму. Владыка привёз семейную святыню в Омск, а в 1989 году и в Могилев. Крест недавно перенесен в храм Преподобного Онуфрия Великого, что в Свято-Никольском монастыре, и верующие имеют возможность приложиться к этой большой святыне.
   
В 1947 г. Борис был зачислен в Семинарию. А в ноябре того же года Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам)(2), который молился во время Великой Отечественной войны за спасение России. По окончании литургии Владыка Илия снял с себя одну из панагий (небольшую круглую икону Божией Матери - знак архиерейского достоинства), благословил ею Бориса и сказал: "Храни, она тебе пригодится".
  
В ночь с 13-го на 14-е августа 1949 г. Борис, проснувшись от страшного грома, увидел на небе Крест и трижды услышал: "Не будете как дети - не войдете в Царство Небесное". Духовник Бориса старец иеромонах Петр Сеньков и митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) расценили это знамение как повеление Божие Борису Крохе принять монашество. И 25.08.1949 г. митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) совершил постриг Бориса и назвал его Максимом в честь преподобного Максима Исповедника(3).
  
17.04.1950 г. монах Максим был рукоположен в иеродиакона за одной Божественной Литургией, когда был рукоположен в иеромонаха и Алексий Ридигер - будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а 27.09.1954 г. иеродиакон Максим был рукоположен в иеромонаха. В 1955 г. иеромонах Максим окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и продолжал служить в митрополичьей Александро-Невской Крестовой церкви. С июля 1956 года молодой иеромонах Максим - клирик Ярославской епархии, а в августе 1958 г. направлен в Белоруссию преподавателем Жировичской Семинарии. Вскоре он был возведён в сан игумена, а затем архимандрита. После закрытия Семинарии переведен в Минск - настоятелем Кафедрального собора.
  
26.03.1972 г. архимандрит Максим хиротонисан во епископа Аргентинского и Южно-Американского, и Святейший Патриарх Пимен возложил на него ту самую панагию - дар митрополита Илии.
  
На чужбине епископу Максиму навязывали сомнения в вере православной, но он был непреклонен. Тогда недоброжелатели решили избавиться от несговорчивого архиерея, подстроив автомобильную аварию. Владыка ехал в своей машине, которой управлял шофер Педро. Панагия - дар митрополита Илии - находилась, как обычно, на груди Владыки. "Чудом остались живы. Автомобиль смят полностью, панагию зацепило и это меня охранило от ранения в живот", - записал Владыка в своем дневникеiv. Господь спас своего избранника от неминуемой смерти. Это было 22.10. 1972 года. Владыка всегда в этот день своего второго рождения служил Литургию и благодарственный молебен Спасителю. Панагия, спасшая ему жизнь в 1972 г., была помещена Владыкой в киот иконы Божией Матери в Свято-Никольском соборе монастыря. После его праведной кончины панагия уже много лет находится в Белорусском Экзархате. Православные могилевчане и монашествующие молятся, чтобы эта дорогая для них реликвия вернулась в Свято-Никольский монастырь, заняла свое прежнее место в иконе Божией Матери и стала доступной для поклонения.
   

Свято-Никольский женский монастырь,
г. Могилев

Вскоре после покушения Владыка Максим был направлен в Белоруссию, в Жировичи. А через год - 26.12.1974 г. - он был назначен епископом Омским и Тюменским вместо убитого за два месяца до этого архиепископа Омского и Тюменского Мефодия. Все архиереи, которым предлагали опустевшую кафедру, отказались, а Владыка Максим дал согласие, приняв это назначение как волю Божию. Когда епископ Максим прибыл 2.01.1975 г. в Омск, он приказал провести ремонт Архиерейского дома и вскоре освятил свою Крестовую церковь, поставив престол прямо на крови мученика. Еще год Владыка Максим получал ежедневно по почте угрозы: "Уходи отсюда, иначе будет то, что с твоим предшественником". Владыка спокойно молился, а через год эта возня прекратилась.
  
Архиепископ Максим собрал сведения о подвижнической жизни сибирских святых, представил материалы по их канонизации Патриарху, составил им службу и велел написать икону. Святейший Патриарх Пимен благословил празднование Собора сибирских святых в день святителя Иоанна Тобольского 23 июня 1984 года.
  
Владыка рассказывал: "В конце 70-х, Управляющий Госкомитетом по делам религий при Совете Министров СССР в минуту откровения как-то сказал: "Архиереи РПЦ делятся на три категории. Первая - это те, которые помогают нам строить коммунизм. Вторая - те, которые не мешают строить коммунизм. Третья - которые мешают строить коммунизм". Архиепископа Максима, который тогда управлял Омско-Тюменской епархией, он отнес к третьей категории - мешающих строить коммунизм. Данная характеристика Владыки Максима особо ценна тем, что прозвучала из уст идейного противника Церкви - государственного чиновника столь высокого ранга.
  
Осенью 1984 г. Святейший Патриарх Пимен наградил Владыку Максима саном архиепископа, а в 1986 г. он был переведен в Тульскую епархию. Там Владыка подготовил материалы для канонизации Собора тульских святых, празднование которых состоялось впервые 5.10.1987 г.
  
В июле 1989 года Владыка Максим был переведен в Белоруссию восстанавливать Могилевскую епархию и уже 25 декабря начались регулярные богослужения в Трёхсвятительском Кафедральном соборе. Владыка Максим с помощью Божией и добрых людей восстановил Свято-Никольский монастырь, и в Никольском и Онуфриевском храмах начали проводиться богослужения. Владыка представил к канонизации святителя Георгия (Конисского) - архиепископа Могилевского и Белорусского (1717-1795), собрав необходимые для этого материалы, и 6.08 1993 г. осуществилось первое празднование святителю Георгию.
  
А 19 декабря 1993 года в Бресте было совершено еще одно покушение на жизнь архиепископа Максима путем отравления. Владыка три месяца болел, жаловался на головную боль, первое время не мог ни есть, ни пить, ни говорить, так как были поражены голосовые связки, а главное, не мог служить. В газете "Ратушь" вскоре после отравления появилась статья: "Святое место будет скоро пусто" (приводится по жизнеописанию архиепископа Максима, готовившемуся к изданию игуменией Евгенией).
  
В 2000 году РПЦ канонизировала святых Царственных мучеников-страстотерпцев в сонме священномучеников, мучеников и исповедников российских, в том числе священномучеников Павлина (Крошечкина) и Иоасафа (Жевахова) Могилевских. Во многом благодаря трудам Владыки Максима сегодня у православных есть Собор могилевских святых. Владыка составил также список на 37 священнослужителей, в том числе священномучеников, запросил справки с разных мест Сибири о реабилитации священномучеников и передал документы в канонизационную комиссию. Со смертью Владыки дело приостановилось.
  
Почему архиепископ Максим, где бы ни служил - в Сибири, в Туле, в Могилеве - уделял такое большое значение канонизации святых? Согласно учению Церкви, канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Она нужна не святому, а народу Божию. Канонизация, по мнению священника Константина Пархоменко, клирика Санкт-Петербургской епархии, - это своего рода подтверждение, что путь жизни данного святого - верный путь. Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда. От Бога они получили уже все. Святых канонизируют как образец для подражания христианам и для помощи им Свыше, от Церкви Небесной.
  
Владыка не боялся выражать свое мнение по ряду важных церковных вопросов, даже если оно не совпадало с мнением руководства Церкви. Вместе с церковным народом он признал святость Царя-мученика Николая II задолго до его канонизации. Мы помним, сколько было противников этой канонизации, как среди представителей высшего руководства бывшего Союза, так и среди священноначалия. Владыка Максим дважды благословил торжественную встречу в епархии чудотворной мироточивой иконы Царя-мученика.
  
В 2001 г. 24 июля архиепископ Максим во время встречи в с. Лесном сказал Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о необходимости построить в Могилеве Кафедральный собор, о необходимости защиты Отчизны от иноплеменников, о строительстве храма-памятника святым Царственным мученикам и всем новомученикам ХХ века. Президенту был показан макет храма, и он одобрил его постройку. Храм-памятник святым Царственным мученикам и всем новомученикам и исповедникам российским, невзирая на сопротивление злых людей, с Божией помощью построен (настоятель о. Сергий Белоус). В новом храме уже идут службы с ноября 2011 г., и в ближайшее время состоится его освящение.
  
Владыка был непримиримым противником экуменической ереси, которая поразила нашу Церковь. Он не братался с представителями иных конфессий, а тем более сект, тому же он учил и свою паству. В 1997 году он опубликовал в газете "Русь Православная" (№ 3) статью с весьма красноречивым названием "Баламандская уния - волк в овечьей шкуре". В этой статье Владыка Максим писал: "На мой взгляд, и не только на мой, но и на взгляд всей моей паствы, для соединения Церквей нужна не уния, а полное отрицание, отказ католической церкви от заблуждений, накопившихся за девять веков. Баламандское соглашение - это своего рода волк в овечьей шкуре, стремящийся пролезть в овчарню. Католики это уже и без Баламандской унии делают на канонической территории Московского Патриархата, двигая костел на восток. Мы надеемся, что на следующем Архиерейском Соборе эту проблему внесут в повестку дня, и Собор примет по данному вопросу соответствующее решение".
  
Владыка Максим тщательно исследовал проблему присвоения гражданам идентификационных номеров в паспортах, налоговых, пенсионных, банковских и иных документах. Он усердно молился Богу, просил у Него совета, не является ли принятие номера вместо христианского имени грехом. В ответ он получил Божие напоминание об отречении апостола Петра. Как известно, апостол Петр заверял Христа, что он ни за что не отречется от Него, что готов ради Христа даже на смерть, однако не успел петух пропеть дважды, как он трижды отрекся от Христа. "Отречение апостола Петра - предупреждение всем христианам", - говорил Владыка. Архиепископ Максим и игумения Евгения не имели паспортов нового образца. Именно по благословению Владыки Максима проблема нумерации граждан нашей республики была впервые поднята в церковной и светской печати, перед руководством республики еще в конце 1998 г. Владыка предупреждал, что подобная нумерация, совершаемая с поразительной скоростью, - это идея творцов глобализации, усиленно готовящихся к приходу антихриста.
  
В Белоруссии Владыка Максим прослужил в общей сложности около двадцати лет, из них в Могилеве - тринадцать. За двадцать семь лет архиерейского служения он дважды был членом Священного Синода РПЦ - в 1985 и 1995 г.г., участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 гг. Один протоиерей, приближенный к синодальным кругам, рассказывал, что по мнению одного из членов Священного Синода архиепископ Максим по своим заслугам достоин был звания митрополита, но не стал им потому, что "не умел ладить с начальством".
   

Крест на могилке владыки Максима


В 2002 г. Владыка последнюю службу отслужил в монастыре 24 февраля, а 26 февраля, в день преставления святителя Георгия (Конисского) не мог служить и молился в келлии святителю Георгию. Предчувствуя свою кончину, он исповедовался и причастился. Вечером Владыку увезли в больницу, где он после 12 ночи отошел ко Господу.
  
Прах Владыки Максима покоится на территории Свято-Никольского монастыря у алтарной части собора, восстановленного его попечением. Приходящие в монастырь богомольцы спешат на могилку архиепископа Максима, где на Кресте с распятием Христовым начертано завещание Владыки: "Паства моя, храни веру православную".
  
Ежедневно, когда положено по Уставу, поётся по Владыке лития. Как известно, в Православной Церкви имеет место традиция захоронения в храмах настоятелей и архиереев. В 2003 году духовенство епархии, сестры монастыря и посещающие обитель богомольцы обратились к митрополиту Филарету с просьбой перенести гроб Владыки Максима в Собор Свято-Никольского монастыря, но вопрос этот тогда не был решен. Паства архиепископа Максима надеется, что к десятой годовщине его праведной кончины священноначалие уважит ее упования.  
   

Воспоминания об Архиепископе Максиме

Архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ (из письма к игумении Евгении на кончину Владыки в 2002 г.):
  
- Таких, как был Владыка Максим, мало. Я его знал еще со скамьи семинарской. Он был добрейшей души человеком, глубоковерующим, любвеобильным ко всем воспитанникам семинарии и студентам академии. Его все любили, и он всем помогал, чем мог.
  
Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ (из письма к игумении Евгении на годовщину кончины Владыки):
  
- Владыку Максима... нельзя нам забыть. ... самым незабываемым для меня был день прославления преподобного Амвросия Оптинского, 16 октября... Владыка Максим проповедовал у святых мощей преподобного Амвросия. Он дал глубокий анализ обстановки в стране и отношения государства к проблемам Церкви... Кончина Владыки Максима положила для него уже новое время, неземного исчисления. Царство ему Небесное и вечный Покой. Не сегодня-завтра все там будем, в этой тайне вечного бытия, где неминуемы встречи для тех, кто был связан любовью.
  
Протоиерей Андрей МИЛЬТО, настоятель храма Пророка Илии г. Бобруйска:
  
- После обследования врачи диагностического центра Могилева настоятельно рекомендовали матушке безотлагательно сделать аборт, так как, по их мнению, была большая вероятность рождения ребенка-дауна. Мы приехали за советом к Владыке Максиму и игумении Евгении. Владыка не благословил делать аборт и предложил съездить и помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского, что мы и сделали. 24 сентября 1999 года у нас родилась дочь, и мы назвали ее Евгения. Сейчас Евгении 13-й год. Она отличница в школе, участница олимпиады по французскому языку, учится в музыкальной школе по классам фортепиано и гитары. Благодарение Богу, Владыке Максиму и игумении Евгении (это воспоминание и последующие приводятся по материалам статьи в газете "Вечерний Могилев" от 22.02.2012).
   
Олег ЛИТЕНКОВ:

 
 - Это был великий человек и гражданин, у которого на все, что творится в миру, была своя точка зрения и своя позиция. Я к нему испытывал колоссальное уважение. Такое, которого не бывает ни перед кем другим. Особый трепет и благоговение. Он видел человека изнутри и понимал, принимал его таким, каков он есть.
  
Виктор ДЮБАЙЛОВ, заместитель председателя - исполнительный директор Ассоциации промышленников и предпринимателей Могилевской области:
  
- О мудрости Владыки Максима говорили многие и я сам смог убедиться в этом, когда встречался с ним. Он умел слушать человека, сам был интересным собеседником. Я в 2001-2002 гг. исполнял обязанности мэра Могилева, и Владыка сказал мне: "Будешь править городом, пока я жив". В феврале он умер, а в апреле я ушел на другую работу.
   
Валерий ЧЕРТКОВ, председатель МАПП:

  
- Архиепископ Максим выделялся среди церковных иерархов. Он сумел найти контакт с властями города и области, руководителями промышленных предприятий. Это дало ход процессу восстановления разрушенных храмов и строительства новых, возрождению православной духовности в регионе. Мы чтим память Владыки Максима, вспоминаем с благодарностью его слова о жизни - он имел большой духовный и жизненный опыт.
   
Владимир ДУДАКОВ, пенсионер:

  
В конце 2001года, когда я работал директором "Вейнянского Родника", Владыка Максим пригласил меня и сказал, что отдельные деловые люди настойчиво добиваются от него разрешения по разливу воды из Святого источника в д. Полыковичи. Он сказал также, что не хочет, чтобы делали бизнес на этом. По его просьбе мы провели ряд исследований качества воды из источника. Вода соответствовала принятым в республике стандартам качества. Но когда вода из источника была набрана в цистерну, ее профильтровали и разлили по бутылкам на установке, она через два дня во всех бутылках испортилась (протухла). Мы были очень удивлены, так как при проведении анализов вода не меняла свои свойства более месяца. Когда я сообщил об этом Владыке Максиму, он вздохнул с облегчением и сказал, что Святая Параскева не желает, чтобы водой из Святого источника торговали. На этом проект был закрыт. Владыка меня успокоил и сказал, что так и должно было быть. 
   

Чудеса Архиепископа Максима, совершенные им при его жизни

Старец Николай ГУРЬЯНОВ, почитаемый в России и за ее пределами, говорил при жизни Владыки Максима паломникам из Белоруссии: "Вы счастливые потому, что владыкины (то есть паства Архиепископа Максима)".
   
Александр А., предприниматель:

  
- В 2000 году мы с женой были людьми, далекими от Церкви. По настоятельной просьбе матери мы зашли в монастырь, подошли под благословение Владыки Максима, и он благословил нас. Вскоре я поехал на рыбалку с двумя приятелями на реку Сож за Славгородом. Несмотря на то, что я был начинающим рыболовом, поймал около двадцати крупных щук и еще столько же сорвалось. Два приятеля, которые рыбачили вместе со мною, не поймали ни одной рыбы. Никогда больше у меня не было такого улова. Это чудо произвело на меня и на моих родных большое впечатление и способствовало нашему воцерковлению.
   
Мария К., пенсионерка:

  
- Однажды, это был, кажется 2001г., Владыка Максим в Свято-Никольском храме говорил проповедь на Евангельскую тему. И вдруг он замолчал. В храме установилась абсолютная тишина. Глаза Владыки были обращены как бы вниз и в сторону. Я обратила внимание на одну женщину. Мы знали, что она бесноватая, так как нередко макала свои пальцы в лампадки и растирала свою обувь этим маслом. Я ее не раз обличала за это. И вот, как только мой взгляд упал на нее (она стояла прямо перед Владыкой и вертелась), я увидела, как она резко повернулась и ушла из храма. Навсегда! Больше мы ее не видели в монастыре. Тут же Владыка Максим продолжил свою проповедь. Вот какой силой обладали его молитвы.

Сергей М., могилевчанин:

- С начала восстановления Свято-Никольского монастыря я работал на разных работах. Был у меня тогда один серьезный грех - любил выпить. Однажды я попросил Владыку Максима, чтобы он убрал из моего организма этого беса. В храме Владыка возложил свои руки на мою голову и начал молиться. Я чувствовал тепло, исходящее из его рук, и покалывание в том месте, где они касались меня. По окончании молитвы Владыка сказал: "Все, больше ты не будешь пить спиртное". Я вышел из храма с чувством большого облегчения и стал с тех пор испытывать отвращение к спиртным напиткам. С тех пор прошло больше пятнадцати лет, как я не употребляю алкоголь. Вы такого человека в Белоруссии не найдете. Он навсегда останется в моем сердце.
 
 Ульяна Т., экономист-переводчик:
  
- Однажды за год до кончины Владыки Максима я была на службе в монастыре. По окончании литургии Владыка, выходя из храма, положил свою руку мне на голову (несмотря на то, что я стояла во втором ряду) и больше никому. Я испытала потрясение всего моего существа, и слезы сами собою хлынули из глаз. Вскоре после этого у меня состоялась "генеральная исповедь". Кто прошел через это, знает, насколько это важно для спасения души.
  
Константин С., строитель:
  
- Крестился я уже взрослым, но на протяжении шести месяцев пребывал в заблуждении о том, что креститься якобы не обязательно. Одним из доказательств тому (так внушил мне враг рода человеческого) был следующий помысл: "Иоанн Креститель крестил Господа, но нигде не написано, что он сам был крещен". И вот летом 2001 года я пришел в храм - был праздник рождества Иоанна Крестителя. Служил Владыка Максим и начал говорить проповедь об Иоанне. Он подробно рассказывает о том, как Иоанн крестил Господа, затем поворачивается ко мне, глядит на меня в упор и говорит: "А потом Иоанна крестил Господь, о чем пишет святой преподобный Иоанн Дамаскин". Я понял, что Владыка знает мои мысли, и всеми силами души старался не возражать ему даже в мыслях.
   
   

Чудеса Архиепископа Максима, совершенные им после праведной кончины(5)

Посмертное завещание сестрам Свято-Никольского женского монастыря Владыки Максима, данное через игумению Евгению в сонных видениях:
  
- Со страхом Божиим жить в монастыре, иметь любовь между собою, и Бог мира и любви да будет всегда с вами.
  
- Освятить Престол левого придела Никольского собора в честь Царственных мучеников и в день их мученической кончины (4/17 июля), в среду, служить соборное акафистное пение, призывая всех приходящих в обитель приносить покаяние.
  
- В сороковой день своей кончины Владыка поделился с сестрами, что увидел всех своих предшественников - Могилевских иерархов (их 39), и попросил, чтобы на литии поминали и иерархов Могилевских в дни их кончины.
  
- В 2004 г. под четверг, когда служится у нас соборный акафист святителю Николаю, Владыка наказал сестрам поставить свечи в дикирий и трикирий (светильники на две и три свечи - принадлежности архиерейского богослужения) и выносить при чтении акафиста святителю Николаю, чтобы он благословял их.
  
- 19.12.2002 г. в день святителя Николая в связи со скорбью сестер монастыря по поводу того, что власти противились строительству храма новомученикам и исповедникам Христовым в парке им. Горького, Владыка Максим сказал: "Не плачьте, сестры. Скорее кончайте левый придел собора и освятите Престол в честь святых Царственных мучеников...". Для этого придела Владыка повелел взять все необходимое, заготовленное им для храма святых Царственных мучеников. "Документы на эти предметы лежат у меня в паспорте. Храм Царственным мученикам, несмотря на долгие препятствия, будет построен!", - сказал далее Владыка. Документы эти нашли только с помощью протоиерея Геннадия в сейфе.
   
Протоиерей Николай К.:

   
- Владыка Максим несколько раз являлся мне во сне - давал наставления, советы и однажды подсказал, как снять сильное обострение хронической болезни, которое могло окончиться помещением в больницу, а то и операцией.
   
Иерей N.:

 
- Владыка Максим во сне вразумил меня: "Вот, бороду отпустил, а ничему так и не научился".
   
Монахиня N.

  
- Около трех лет назад около могилки Владыки Максима я встретила женщину, которая пришла, чтобы возложить цветы в знак благодарности. По молитвам Владыки ей удалось быстро и успешно произвести обмен квартиры, что до этого она долго не могла сделать (у нее соседи были очень злые люди). В тот же период приезжал преподаватель из Минска со своим другом благодарить Владыку Максима за исцеление. У друга жена болела онкологическим заболеванием. Все они сильно скорбели, так как у них было двое малых детей и молились Владыке Максиму на его могилке, сами читали панихиду. Вскоре больная пошла на поправку и уже назначенную операцию врачи отложили. В благодарность за чудесное исцеление они пожертвовали большую сумму на покупку ковровой дорожки для монастыря. Еще случай. Из Минска приехали родители с девочкой, которая отказывалась от приема пищи, сильно похудела, врачи не могли помочь. Добрые люди посоветовали родителям приехать в монастырь к Владыке Максиму. После литургии и молитвы на могилке Владыки Максима девочка так набросилась на еду, что родители удерживали ее, так как знали, что после долгого голодания нельзя сразу много есть.
   
Валерий, пономарь храма Великомученика Георгия г.п. Смиловичи:

  
- фотография Владыки Максима мироточила в келье настоятеля храма в 2008 г.
  
Алла М., могилевчанка:
   
- В 2008 г. в монастыре ревнитель памяти Владыки Максима Андрей Б. дал мне его фотографию. Когда я отвезла фотографию в Москву и подарила своему брату, который знал и почитал Владыку, она замироточила, как только я вошла в его квартиру. Капельки мира текли снизу-вверх, что было необычно само по себе, а потом засохли, что и до сих пор заметно на фотографии.
   
Евгений М., могилевчанин:

  
- При жизни архиепископа Максима я имел честь в течение пяти лет прислуживать ему в качестве иподиакона. В девятый день после кончины Владыки, когда он спас меня от неминуемой смерти, мне было девятнадцать лет. Я управлял автомобилем и вдруг Владыка положил свою руку на мою, лежащую на руле и понудил меня затормозить, что я и исполнил без промедления. В тот же миг в мой автомобиль на всей скорости ударился встречный автомобиль, которого я не заметил ранее. И хотя мой автомобиль нуждался в серьезном ремонте, я благодарил Бога и Владыку Максима за чудесное спасение моей жизни. Как я узнал позже, Владыка накануне этой аварии являлся в сонном видении певчей монастырского хора Ольге и сказал: "Передай Галине (моей матери), чтобы берегла сына".
   
Мария Ц., врач:

  
- В 2003 г. я в возрасте 38 лет была беременна третьим ребенком. Рожать в таком возрасте решилась после трагической смерти в 1999 г. моего сына Максима, которому было тогда 9 лет. Владыка Максим знал о нашем горе и сильно скорбел по поводу смерти Максимки. Во второй половине беременности у меня было выявлено многоводие, и меня срочно направляли на стационарное лечение. Сердцебиение плода в два раза превышало норму, что грозило гибелью или неполноценным развитием плода. Я тихонько страдала и свою печаль несла только Богу и святым Его. К утру, наконец, заснула. И приснился мне Владыка Максим. Он положил мне руку на голову и сказал: "Все будет хорошо, я за тебя молюсь и беру тебя в духовные чада". Утром я проснулась с легкостью в сердце и большой надеждой на милость Божию. Назавтра я попала на прием к заведующей женской консультацией, которая никаких отклонений в развитии беременности не нашла. А надо сказать, что многоводие имело место, и одним из его признаков является очень длинная пуповина. Моя дочурка родилась с трижды обвитой пуповиной вокруг шеи и дважды вокруг туловища. Считаю, что такое участие в моей судьбе Владыка Максим принял не по моим заслугам. Его очень почитала моя мама. Теперь Владыку почитает вся моя семья.
   
Иван Ж., могилевчанин:

  
- Обычно я с большой радостью трудился на разных работах во славу Божию. В декабре 2005 г. во сне Владыка Максим с большой тревогой предупреждал меня о каком-то предстоящем большом испытании, связанном с деньгами. Мы с женой недоумевали, к чему этот сон. А через 4,5 года мы удостоверились в том, что слова Владыки Максима были пророческими. Его предупреждение как знак отеческой заботы о нас, грешных, до сих пор утешает и укрепляет нас.
   
Людмила О., пенсионерка:

  
- На протяжении нескольких лет я носила в душе незаслуженную обиду на Владыку Максима за сына. Многократно каялась в этом грехе на исповеди, но облегчения не было. И вот однажды вижу Владыку во сне - он мне улыбается, вручает несколько крупных рыб, выловленных тут же из Днепра, и произносит трижды: "Не обижайся на меня, я молюсь за вас". С тех пор обида моя рассеялась как дым.
   
Николай Л., врач:

 
- В 2010 году я готовил доклад на духовно-образовательных чтениях и обратился с молитвой к Божией Матери перед ее чудотворной иконой "Прибавление ума" с прошением о помощи в моих трудах. Вскоре во сне слышу голос Владыки Максима: "Посмотрите учение Святых Отцов о совести". Заключительный раздел доклада был назван: "Слушать голос совести - залог психического здоровья".
   
Десять лет пролетели незаметно. Наш дорогой Владыка Максим все эти десять лет со своего надгробного Креста непрестанно призывает свою паству хранить веру православную. Это духовное завещание архиепископа Максима мы, православные христиане Могилевщины, должны исполнить. Именно для того, чтобы у нас хватило сил сохранить православную веру в эти нелегкие, последние времена, Бог нам послал в помощь Собор могилевских святых, прославленных и собранных многими трудами Владыки Максима. Будем обращаться к ним с верой и надеждой и с любовью поминать в личных и церковных молитвах нашего дорогого Владыку Максима.
  
Вечная ему память!
   

Николай ЛАЙША

      
   

   
   Сноски
   
(1) Желающие ознакомиться с полным описанием жизни Архиепископа Максима могут найти в сети Интернет статью Игумении Евгении "Добрый пастырь" опубликованную в газете "Русский Вестник" № 15 от 20.07.2007г. (по которой и приводится здесь биография Владыки в сильном сокращении).
  
(2) Когда началась Великая Отечественная война, Митрополит Илия ушел в затвор в каменном подземелье, не ел, не пил, не спал и молился Божией Матери, вопрошая открыть, чем можно помочь России. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила: "Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить... Если все, что определено, не будет выполнено Россия погибнет". Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что услышал. Сталин приказал исполнить все повеленное.
 
(3) Преподобный Максим (VII в.) за непреклонность в исповедании веры и несогласие принять ложную веру властьимущих еретиков претерпел страшные мучения - вначале ему отрезали язык, затем правую руку и отправили в изгнание.
  
(4) К большому сожалению, в упоминаемой выше статье Игумении Евгении в газете "Русский Вестник" № 15 от 20.07.2007 г. было написано: "Вдруг раздался выстрел - пуля пробила машину и попала в панагию". Это досадная ошибка, так как Владыка Максим, рассказывая об этом эпизоде, никогда не говорил о выстреле и пуле (чему свидетель и автор этих строк). Игумения Евгения так же знала об этом. В готовившемся ею к изданию жизнеописании архиепископа Максима записано: "Так, 22 октября 1972 года ему устроена была автомобильная авария, от которой не осталось автомобиля. Владыку ветром откинуло в сторону. Стрела, во дни летящая, не попала в сердце, а в панагию, оставив на ней вмятину". Можно предположить, что "стрела, во дни летящая" (Пс.90) готовившим текст матушки Игумении к печати помощником редактора была ошибочно принята за пулю.
  
5) Это далеко не все свидетельства благодатной помощи Владыки Максима. Просим всех, кто удостоился такой помощи принести свои свидетельства в Свято-Никольский монастырь г. Могилева или выслать по почте:
   

212010 Беларусь, г. Могилев, ул. Т. Сурты, 19
   Свято-Никольский женский монастырь
   Эл. почта: kroha-son@yandex.ru

http://www.rv.ru/content.php3?id=9449

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Лайша
«Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай»
19 мая — 156 лет со дня рождения Святого Царя-мученика Николая II
18.05.2024
Балет «Распутин»
Старая ложь на человека Божия и хула на Святых Царственных мучеников
07.03.2023
Балет «Распутин» — очернение Друга семьи Русского Царя Николая II
Защитим веру православную и Отечество наше
22.02.2023
Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского
Помогает он пастве своей  до сих пор
24.12.2022
Все статьи Николай Лайша
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07