Конкурс имени Чайковского: музыка как судьба


Лидия Сычева. Конкурс имени Чайковского: музыка как судьба
                      
Лауреат конкурса Нарех Ахназарян (Армения) принимает поздравления
ФОТО ИГОРЯ САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»

Главным музыкальным событием советской оттепели стал Первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П.И. Чайковского, состоявшийся в Москве в марте-апреле 1958 года. Американский пианист Ван Клиберн ("Ваня", как его называли русские поклонницы) стал любимцем публики. Его засыпали цветами, а одна восторженная почитательница даже подарила ему балалайку - на память о России.

Этим летом Ван Клиберн снова приехал в Москву - теперь уже в качестве почетного председателя жюри XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Овациями встретили музыканта в обновленном (после ремонта и реставрации) Большом зале Московской консерватории. Прославленный пианист не остался в долгу: «Почти два столетия русская музыкальная культура блещет именами выдающихся композиторов и исполнителей. То, что за эти двести лет из России вышли музыканты, которых знают и любят во всем мире, это просто невероятно! До конца жизни я буду любить Россию!»

Конкурс Чайковского долгое время был одним из наиболее масштабных и значимых в мире музыкальных событий, своего рода «олимпиадой», во многом определявшей вектор развития исполнительского искусства. «То, о чем мечтал Сталин, - распространить влияние нашей страны на весь мир - удалось музыкантам, - говорил пианист Владимир Крайнев, победитель IV конкурса. - В Америке ли, в Азии ли, лучшие педагоги - выходцы из России или их ученики. Весь мир заполнила русско-советская исполнительская школа». Да, это исторический факт - в «тоталитарном» СССР, особенно во времена «застоя», музы были под надежным покровительством государства, а таланты получали возможность самореализации. Правда, и спрашивали с них строго. Скрипач Владимир Спиваков (IV конкурс, вторая премия) вспоминает: «Нас, помню, так накачивали, что у всех колени дрожали: государство потратило огромные деньги, вы обязаны получить первую, в крайнем случае вторую премию!»
Это только кажется, что классическая музыка вне идеологии - после распада СССР конкурс им. Чайковского стал стремительно терять свой авторитет. Страна, «потерявшая лицо», торопливо отвергала прежние ценности - не только мировоззренческие, но и культурные. Профессия музыканта уже не в почете. В самом деле, годы и годы кропотливого, адского труда, и все для чего?! Аудитория, посещающая консерватории, музеи и театры, являет миру цивилизованный и культурный вид страны. Но обнищавшей и маргинализованной трудовой интеллигенции в годы перемен было не до классической музыки, а новорусские богачи в массе своей - вовсе не выпускники музыкальных школ. Конкурс им. Чайковского в пору дележки общенародной собственности оказался на периферии государственных забот, и тотчас вокруг него стали вспыхивать коррупционные скандалы. Подозрения в необъективности судейства привели к тому, что талантливые исполнители все чаще стали выбирать другие музыкальные состязания.

Потерять доброе имя - легко. А вернуть?! За дело взялся Валерий Гергиев. Задача - поднять престиж конкурса - казалась практически нерешаемой, да это и невозможно сделать за короткое время. Знаменитый дирижер принял «жесткие управленческие решения»:

а) для объективности судейства пригласил в жюри звезд исполнительского искусства;

б) поднял значимость призов - победители конкурса получат ангажемент на ближайшие три года, они выступят вместе с ведущими музыкальными коллективами мира - Лондонским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром имени Верди, оркестром Мариинского театра и др.;

в) пригласил нового генерального менеджера конкурса американца Ричарда Родзинского («потому что наши все разворуют», - грустно комментировали в консерваторских кулуарах это решение журналисты);

г) одобрил принципиально иную систему голосования жюри, где для выведения окончательного результата применяется математическая формула.

Еще одно сенсационное нововведение: конкурс впервые проводился в двух городах - в Москве (здесь слушали пианистов и виолончелистов) и Санкт-Петербурге (в городе на Неве состязались скрипачи и вокалисты). Кроме того, миллионы любителей музыки следили за выступлениями своих любимых исполнителей по Интернету - были организованы прямые трансляции всех выступлений и репетиций. Правда, не обходилось без технических сбоев, но и сейчас у «болельщиков» есть возможность познакомиться с архивом записей, выложенных на официальном сайте конкурса.

На открытии «музыкального ристалища» свое приветствие огласил Владимир Путин: Правительство России и Минкультуры - учредители конкурса. Так, с державного благословения, Государственного гимна и нескольких концертных номеров в исполнении лауреатов прошлых лет начался этот феерический музыкальный марафон, длившийся почти три недели. А завершился конкурс не только награждением победителей и гала-концертами в Москве и Санкт-Петербурге, но и письмом к ... Владимиру Путину. Это послание в Интернете составили представители музыкальной общественности, разочарованные решением жюри в конкурсе пианистов. Впрочем, право Даниила Трифонова на первую премию и золотую медаль в письме не оспаривается - молодой музыкант заслуженно получил свою награду.

Трифонов родился в Нижнем Новгороде, родители его живут в Подмосковье, а сам он фактически американец - большую часть времени Даниил проводит в Кливленде, где учится в Институте музыки в классе Сергея Бабаяна. Две трети наших выдающихся педагогов после развала СССР покинули страну и теперь «поднимают культуру» в США, Великобритании, Германии, Италии, Испании - везде, только не дома. Обеднение громадное - вслед за педагогами тянутся и талантливые ученики. Музыкальное образование в России находится в плачевном состоянии - и это, увы, свершившийся факт. Вот и прославленный скрипач Виктор Третьяков (III конкурс, первая премия) ныне - профессор Кельнской высшей школы музыки. Он утверждает, что «русская скрипичная школа лучшая, но она уже не в России». Ему вторит профессор Венской консерватории Борис Кушнир: «То, что все меньше и меньше появляется исполнителей мирового класса из России - прямой результат разрушения системы образования. И общий уровень конкурса им. Чайковского по сравнению с советскими временами очень изменился».

Зато выдающихся успехов на музыкальном поприще добиваются представители Южной Кореи. На XIV конкурсе им. Чайковского они завоевали пять призовых мест! Ничего удивительного в этом нет - в Корее, Японии, Китае уделяют огромное внимание классическому искусству. Знать и любить музыку там почетно и престижно. В том числе и в денежном выражении. Преподаватель музыки из Омска рассказывает в Интернете о своей жизни в Корее, где она работает по контракту, обучая юных пианистов. За год она заработала на квартиру, за второй - на рояль, за третий - на автомобиль: «Теперь могу и домой возвращаться!». В родном городе ее зарплата на двух работах (в вузе и колледже вместе) составляла 11 тысяч рублей...

Что ж, подведем некоторые итоги. Несмотря на все усилия Валерия Гергиева и его команды, наш главный музыкальный турнир пока далек от своей славы 50-летней давности. Разрушения, произведенные в ценностной ориентации общества, невозможно устранить так же быстро, как отремонтировать Большой зал консерватории. Вот почему к нам пока не спешат ехать восходящие звезды из Европы - особая аура «загадочной России», где жил и творил Петр Чайковский, кажется навсегда утраченной... Потому европейцы предпочитают музыкальные конкурсы с более надежной репутацией. Но первые шаги - к открытости, к прозрачности работы - оргкомитетом сделаны.

Настоящая проблема конкурса им. Чайковского, конечно, в другом: нужны ли России сегодня таланты и «профи»? Звезды исполнительского искусства, выдающиеся педагоги, одаренные дети? В советское время ответ на этот вопрос был однозначным - «да». Что касается дня сегодняшнего, то здесь мы можем видеть гигантский разрыв между официальными декларациями и реальным положением дел. И потому громадным утешением стала игра на конкурсе молодых исполнителей. Они верят в красоту и в победительную силу правды, и потому за этими вдохновенными тружениками - будущее... В добрый путь, лауреаты XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского!

http://www.russia-today.ru/kultura-journal/2725-lidiya-sycheva-konkurs-imeni-chajkovskogo-muzyka-kak-sudba.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лидия Сычева:
Все статьи автора
Последние комментарии
Национализация или гибель?!
Новый комментарий от Коротков А. В.
08.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от Коротков А. В.
08.04.2019
Подонки
Новый комментарий от Natalie
08.04.2019
Читаем новости и делаем выводы…
Новый комментарий от Апографъ
08.04.2019
На нас всех наложено Богом прещение
Новый комментарий от электрик
08.04.2019
Что есть карантин?..
Новый комментарий от диакон
08.04.2019