Монастырь эпохи возрождения

Новости Москвы 
0
469
Время на чтение 7 минут

Московский Донской монастырь поистине уникален. Это не только памятник русской старины и некрополь с захоронениями выдающихся людей. Сегодня обитель - одна из немногих переданных не в пользование, а в полную собственность Церкви, и, хотя кому-то это покажется парадоксальным, именно она может послужить примером не только гармоничных церковно-музейных отношений, но и эталоном сохранения московской архитектуры. 



Спит в Донском монастыре русское дворянство...

Середина лета. Самый центр Москвы, в полукилометре от Ленинского проспекта. В городе сорокаградусная жара. Старинный монастырский некрополь скрывается от палящего солнца под раскидистыми липами, но от этого здесь не намного прохладней. Тем не менее, посетителей, как всегда, много: туристы и просто горожане приходят сюда при любой погоде.

Здесь в постоянной тени покоится прах выдающихся людей России. Чаадаев, Солженицын, Ильин, Шмелев - всех не перечислишь. Почти любое надгробие - особо охраняемый исторический памятник. Но, увы, одним только статусом защитить что-либо невозможно. Открытый всем ветрам некрополь даже при самом бережном к нему отношении не сохранился бы сам собой. Часть его ровесников - захоронений XVIII века - до нашего времени не дошли или дошли лишь частично. Да и в Донском монастыре не все так гладко.



- Наш уникальный некрополь, аналога которому нет в Москве, находится сегодня в катастрофическом состоянии, и новодел тут не поможет, - говорит наместник обители, епископ Павлово-Посадский Кирилл. - Чтобы найти на него средства, мы готовимся включиться в план федерального финансирования в следующем году, но завтра может быть уже поздно: начинать работы нужно уже сегодня.
И работы специалистами монастыря ведутся. С ризничим Донского монастыря иеродиаконом Авраамом мы проходим среди могил. Отец Авраам объясняет тонкости реставрации. По его словам, говорить о некрополе в целом некорректно. Каждое надгробие требует отдельного консилиума специалистов и отдельного, личного «курса лечения». При этом методики следует применять тонкие и затратные.

- Вот налет мха и водорослей на надгробиях - чтобы его отчистить, нужно использовать специальный состав, - объясняет отец Авраам. - Это очень дорогая и трудоемкая процедура... А у нас знаете, что тут было: пришел какой-то человек, реставратор-самоучка, и начал железной щеткой памятник чистить. А так вся краска слезает, камень разрушается... Хорошо еще, этого умельца вовремя заметили и остановили.

- Он как-то объяснил свой поступок?

- Сначала соврал, что разрешение есть. Потом просто сказал: да зачем мне все это, у меня дар свыше!
Вандализм - бич любого общедоступного кладбища. Сейчас силами охраны монастыря на Донском он практически сведен к минимуму, но раньше ситуация была иной. В 40-50-е после передачи некрополя Донского монастыря в ведение крематория, через ворота, ведущие на новое Донское кладбище, часть надгробий просто украли. А в 70-е уже просто по ротозейству перепутали поломанные кресты от надгробий, которые были сложены в одной из монастырских башен. В результате многих памятников теперь не восстановить.



В 1991-м году монастырь был передан Церкви, началась новая эпоха в его возрождении. Сегодня помимо некрополя здесь сразу несколько очагов реставрации. На хозяйственном дворе нарезают белый камень - это для паперти Большого собора. В Малом соборе несколько иконописцев работают над фресками: часть стенной росписи удалось извлечь из-под поздних слоев побелки, а часть, ориентируясь на найденные фрагменты, придется восстанавливать с нуля.
Еще один объект - дом наместника. Здесь несколько месяцев назад при реставрации были обнаружены фрагменты уникальной живописи XVIII века. Если учесть, что это не просто монастырская постройка, но и жилой дом из числа «допожарных», то есть переживших поджог города в 1812 году, находку можно назвать ярким и уникальным событием для всей культурной жизни столицы. Сейчас росписью занимаются те же специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры Российской Федерации, которые и восстановали иконы на башнях Кремля.

В отличие от многих столичных объектов, к Донскому монастырю у специалистов серьезных претензий нет. Трудности, конечно, есть, но здесь смогли сделать главное - не отошли от принципов научной реставрации. Возможно, потому, что монастырь не поскупился пригласить к себе специалистов.



Старая гвардия

Татьяна Дмитриевна Божутина работала в Донском монастыре с 1968 года, сначала сотрудником располагавшегося здесь же музея архитектуры имени Щусева, затем, после закрытия филиала музея в начале 90-х, она перешла в органы охраны памятников, но в начале 2010-х снова вернулась в монастырь, на этот раз научным консультантом наместника. По ее словам, работа фактически не изменилась, задача осталась прежней - сохранить уникальный архитектурный ансамбль в его подлинном виде. Проблемы тоже остались, но хотя бы не разрослись, как снежный ком. Разве что сказалась специ­фика времени. Так, по словам Татьяны Дмитриевны, у музея были несколько иные трудности, в первую очередь, волокита с выполнением работ - в свое время Большой собор монастыря простоял в лесах несколько десятков лет.

- Научная реставрация - процесс долгий и очень расходный, - объясняет Татьяна Дмитриевна. - Донскому монастырю еще очень повезло: в свое время Алексей Михайлович Щусев, внук известного архитектора и директор музея его имени, настоял на том, чтобы по всему комплексу монастыря была выполнена проектная документация. В результате целый год архитекторы-реставраторы почти что не занимались ничем другим, зато в итоге была сделана работа, серьезно облегчившая жизнь современным реставраторам. Теперь у нас есть база, от которой можно оттолкнуться, а ведь ее создание - это и есть то, на чем сегодня многие вынужденно экономят.



Мы беседуем с Татьяной Дмитриевной в одном из служебных помещений бывшего семинарского корпуса, у самого входа в монастырь.

- Татьяна Дмитриевна, но ведь денег может просто не быть, что тогда?

- Консервация. Опять же, разумеется, научная. Сохранить все так, как есть, не дать разрушаться дальше, но в то же время и не изуродовать все новоделом. Он же просто похоронит под собой исторический памятник...

От старого Донского монастыря до наших дней сохранилось достаточно много, хотя обители и пришлось выдержать волну вандализма первых лет советской власти, когда по надгробиям стреляли красноармейцы, а затем послужить в качестве жилого фонда - в монастырских башнях до сих пор можно найти следы располагавшихся здесь когда-то коммуналок.
Дело в том, что монастырь сохранился во многом благодаря тому, что с 1920-х годов на его территории существовали различные музеи. Именно сотрудники музея архитектуры самоотверженно оберегали монастырь десятки лет, несмотря на нехватку средств и другие проблемы.

- Только благодаря музею Щусева сохранились памятники монастыря, - говорит владыка Кирилл. - Мы благодарны музею за это, надеемся на дальнейшее сотрудничество и не стесняемся во всеуслышание говорить об этом.

Двадцать лет назад основные фонды музея были переведены в новые помещения, но в обители до сих пор хранится небольшая, но уникальная часть экспозиции. Это и фрагменты Калязинского монастыря, давно похороненного под Угличским водохранилищем, и чудом пережившие прошлый век фрагменты горельефов взорванного храма Христа Спасителя, и многое другое...

У церковного, а в прошлом музейного работника Татьяны Божутиной есть свое мнение о проблеме церковно-музейных отношений. По ее словам, невозможно обвинять какую-то одну сторону и в то же время полностью обелять другую, тем более что подчас виноваты и вовсе не люди, а обстоятельства.

Музеи часто слишком пекутся о целостности своих коллекций. Известны случаи, когда памятник уже восстановлен, а части его хранятся в музейных фондах, откуда их не хотят отдавать. Но еще чаще у музеев просто нет средств, и в этом их главная беда. Да, приходские священники порой нарушают нормы реставрации, но ведь чаще всего случается так, что средства есть, а вот условия, под которые они получены, не позволяют нормально ими распорядиться.



-  Как это?

- Очень просто, - приводит пример Татьяна Дмитриевна. - Приходит спонсор и говорит: батюшка, давай я тебе большой колокол подарю! А батюшке надо саму колокольню укреплять, огромные деньги нужно зарыть в землю вместе с новым фундаментом. Но это же не так красиво и не показательно - спонсору это не нужно. И получается выбор: либо в сотый раз золотить купола на проседающем храме, либо совсем ничего не делать.



Уроки кончились

Еще один музей, с которым сотрудничает Донской монастырь, - Третьяковская галерея. Оттуда вот уже на протяжении пятнадцати лет раз в год для Патриаршего богослужения передают чудотворную Донскую икону Божией Матери. Для ее перевозки на «Московском заводе полиметаллов» был сделан специальный киот.

- Во время пребывания иконы в монастыре за температурно-влажностным режимом круглосуточно следят специалисты завода и галереи, - рассказывает владыка Кирилл. - Мы же, со своей стороны, обеспечиваем москвичам доступ к иконе, а также осуществляем ее охрану. Разговоров о ее передаче в собственность мы принципиально не ведем: Донская икона уникальна, и специалисты сохраняют ее не только для нашего поколения, но и на будущие века.

Конечно, Донской монастырь нельзя назвать эталоном без единого изъяна. Разумеется, и проблем за прошедшие годы было много - и по части реставрации, и по части отношений между монастырем и музеями. Однако без ошибок обрести нынешний опыт было бы невозможно. Вопрос лишь в том, пошли ли эти неудачи впрок. Безусловно, в Донском монастыре это действительно так.



- В следующем году мы отметим двадцатую годовщину передачи обители Церкви, - говорит владыка Кирилл. - За эти годы многое произошло. В 90-е в России вообще было нелегко - и было бы самонадеянным утверждать, будто мы избежали всех ошибок. Но теперь, вооружась опытом прошлых лет, мы стараемся делать все правильно и надеемся, что, с Божией помощью, у нас все получится. 

СОКОЛОВ Алексей
Фото Владимира Ештокина 
http://www.foma.ru/article/index.php?news=4708 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Соколов
Святая простота
В день памяти Тверских святых
14.07.2014
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
12.10.2013
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
28.09.2013
Просто преподобные
или Еще одно забытое место
21.09.2011
Все статьи Алексей Соколов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47