24 октября 2016 года Константин Райкин, худрук театра Сатирикон, заявил на съезде Союза театральных деятелей России о цензуре на театральных подмостках. И о том, что Минкульт давит и зажимает его стремление самовыражаться.
СМИ тут же посмотрели на театр Райкина - денег из госбюджета получает больше, чем большинство других театров (один из самых дорогих театров в России), зрителей крайне мало, они приходят разве только что на премьерные постановки, из премьер за год всего один спектакль - про парня, который в семье скрывает свой гомосексуализм. А помещение под спектакли арендуется у друзей из КВН в здании, построенном на госсредства (оплачивается теми же средствами). В общем, прославиться получилось, но не так, как хотелось.
Год спустя Райкин пробует разыграть ту же карту. Нового ничего не придумал - вновь строит из себя обиженного той же властью. Вот только «жертва» из «народного артиста» вышла очень плохая, перед камерой он вертится, как уж на сковородке, не знает куда руки деть, глазки бегают по всему помещению. Тут не надо даже маркеры лжи искать, это и так понятно.
Главная претензия - в театр зачастили прокурорские проверки. А ведь в течение года были новости об обнаруженных серьезных нарушениях в театре. И это не удивительно, естественно, после опубликованных данных о финансовой деятельности театра прокуратура не могла не отреагировать на них, и не направить проверку, а если есть претензии, значит, проверки продолжатся. Райкин объясняет эти проверки «наездом» на него министра культуры Мединского. Якобы это он направляет эти проверки. Вот только надо быть совсем недалеким, чтобы не отличать два разных направления исполнительной власти - гуманитарное министерство и прокуратура. Минкульт не может на свое усмотрение распоряжаться прокурорами.
К тому же такие проверки - это удар по министру, как главному руководителю. Если идет проверка, значит, он теряет контроль. Никто в здравом уме не будет такое делать. Не нравится Райкин - организуй министерские проверки, а затем уволь или финансирование обрежь до нуля. Это куда проще и эффективнее, чем мифические «заказные» прокурорские проверки. И Райкин не может этого не знать.
Дальше комик, в подтверждение своей правоты, предлагает мериться - у кого больше наград и званий. «Я народный артист, у меня награды есть», заявляет Райкин. Я выше, лучше, сильнее и правее, чем другие, у меня купленный полный иммунитет, как бы хочет сказать Труффальдино. Но большинство своих наград Райкин получил в 90-е, а профессиональные в самом начале 90-х. Дальше мы о талантах народного артиста ничего не знаем, ни личных, ни организаторских, ни каких-то других. Похоже, Райкин и Сатирикон с профессиональной точки зрения сдулись много лет назад. Поэтому кичиться имеющимися наградами в том положении, в котором находится Райкин, просто стыдно.
К тому же, каким эго надо обладать, чтобы в серьез считать, что министру есть дело до какого-то Райкина? Мединский прям спит и видит, чтобы как-нибудь насолить «народному» артисту? Прокурорские проверки присылает, платежки за коммуналки увеличивает, в подъезде у Райкина мусорит. Если бы речь шла о каком-то повышенном внимании со стороны министра к подчиненному, то этого подчиненного уже бы не было, сидел бы на обочине у трассы с протянутой рукой. А так - много чести...
Если говорить о причинах этого нового обращения, то их, вероятно, две - напомнить о себе и занять место правдолюбца и придворного либерала, оставшееся вакантным после того, как Серебренников вляпался в коррупционный скандал. Еще одна причина - это продолжение компании против Мединского. Чем именно ему министр не угодил? Когда год назад он высказывал свои претензии, то в них он обращался к первому заместителю министра. Мединский же никак публично на это не ответил, денег не отобрал, с должности не снял. Он тут причем? А вот желание перед выборами президента пошатать власть, а если это не удастся, то хотя бы осложнить назначение нового кабинета министров, где будут неугодные нынешней либеральной клике люди, типа того же Мединского - эта цель большой предвыборной стратегии. Все как во времена Цезаря - разделяй и властвуй.
В такой ситуации выход только один - принять жесткое административное решение. Если театр прозябает, зрителей нет, а деньги уходят в черную дыру, то, может, стоит что-то поменять, чтобы ситуация улучшилась?