Тема о взаимодействии Церкви и музеев стала одной из центральных на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с премьер-министром Владимиром Путиным в начале января. На ней присутствовали министр культуры РФ Александр Авдеев и глава Росимущества Сергей Петров. Премьер-министр счел необходимым лично сообщить Патриарху о том, что принято решение в 2010 году передать Церкви Новодевичий монастырь в Москве.
На сегодняшний день Новодевичий монастырь - один из крупнейших церковных центров Москвы. Здесь расположен действующий женский монастырь, резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и Московское епархиальное управление. С 1977 года владыка митрополит руководит Московской епархией, а с 1994-го - духовно окормляет и древнюю московскую обитель. Все в монастыре происходит по его святительскому благословению. В настоящее время Новодевичий монастырь является филиалом Государственного исторического музея и одной из обязательных для посещения экскурсионными группами достопримечательностей. В 2004 году монастырь был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
В декабре 2007 года настоятельницей Новодевичьего монастыря стала игумения Маргарита (Феоктистова) - до монашеского пострига - прихожанка храма св. мц. Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова. Трижды с этого времени исторический музей передавал из запасников в храм для поклонения Иверскую икону Божией Матери, принесенную в 1648 году с Афона и уже более трех столетий не покидавшую стен Новодевичьего монастыря.
Церковные и жилые помещения, используемые монастырем в течение десятилетий, в настоящее время находятся в очень хорошем состоянии. За прошедшие два года в этих помещениях был проведен большой объем реставрационных работ. Все работы проходили под жестким контролем специалистов - архитекторов и реставраторов, и потому есть основания надеяться, что и в ведении Церкви обитель останется одним из наиболее сохранных памятников русской истории и культуры.
Смоленский собор: температурный режим не меняется с XVI века
Центр монастыря - монументальный пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. До сегодняшнего дня этот собор принадлежит музею: летом по праздничным и воскресным дням там проводятся богослужения и экскурсии, зимой он стоит закрытым для посетителей. Игумения Маргарита говорит, что с передачей архитектурного комплекса Церкви о каком-либо изменении режима использования собора не может быть даже и речи. Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах, исторически задуман как летний, а значит холодный храм. Там нет никаких коммуникаций, а прокладывать новые нельзя (таков режим использования памятников из списка мирового наследия ЮНЕСКО).
«Древние фрески собора привыкли к такому режиму колебания температур, который существует в храме на протяжении нескольких веков, ничего изменить в этом нельзя. В этом соборе работают научные сотрудники, которые изучают их состояние», - говорит матушка Маргарита. Никаких инноваций планироваться не может. Но одно новшество кажется необходимым - установка дополнительных ограждений внутри собора. По словам сотрудников музея и матушки, иногда некоторые туристы, увлекшись рассматриванием фресок на сводах и стенах, обтирают одеждой столпы и стены, унося частицы древней живописи с собой.
Главное - сотрудники
С хранителями фондов и другими музейными сотрудниками, которые следят за собором сейчас, монастырь хотел бы сотрудничать и в дальнейшем: никто лучше них не знает характера и «привычек» храма и всего комплекса монастырских зданий. Также необходимо иметь и экскурсионное бюро, и научный штат для проведения различных исследовательских изысканий. Особенно игумения Маргарита надеется на то, что продолжится сотрудничество и взаимодействие монастыря с нынешней заведующей филиалом Государственного исторического музея «Новодевичий монастырь» Мариной Макаровной Шведовой, стаж работы которой в ГИМе насчитывает уже несколько десятков лет.
По словам самой М.М. Шведовой, она, выпускница исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, пришла сюда работать настолько давно, что знает каждый камень, каждый уголок этой территории, с которой срослась душой.
На протяжении всех лет работы в должности директора филиала ГИМа у Марины Макаровны и ее коллектива никаких трений с монастырем не было: возобновление монашеской жизни музей воспринял как должное.
Передача монастырского комплекса - впереди, а пока все надеются на помощь государства не только в финансировании предстоящих крупномасштабных реставрационных работ, но и в оплате труда специалистов - научных сотрудников, реставраторов и технического персонала.
Некрополь: открыть и сохранить
В советские годы некрополь, находящийся внутри стен монастыря, частично сравняли трактором, частично засыпали землей. Теперь эта земля называется «культурным слоем», и каждое вторжение на глубину лопаты приносит очередную надгробную плиту, чуть глубже - и склеп. Предстоит очень большая работа по благоустройству территории (существующие дорожки и газоны иногда проложены поверх могил).
Монастырь и музейные работники мечтают о составлении плана захоронений и о приведении в достойный вид этого некрополя.
Но даже посадка дерева на монастырской территории, как оказалось, требует тщательного и заблаговременного согласования. В декабре 2006 года с директором ГИМа была согласована посадка маленькой голубой елочки. И в январе 2008 года удалось ее посадить, причем посадка происходила под пристальным наблюдением членов комиссии, в составе которой были и сотрудники музея, и руководство монастыря.
Успенский храм: возвращение исторических интерьеров
За два года игуменства матушки Маргариты практически полностью отреставрированы палаты подклета Успенской церкви. В подклете расположились новая просфорня, кухня, продуктовый и хозяйственный склады, склад церковной лавки. Отреставрирована и приняла исторический вид великолепная трапезная палата южного ризолита (выступа в южной стене) Успенской церкви, к которой теперь примыкает просторное, оснащенное современным технологическим оборудованием помещение для обслуживания трапезной. Проведен ремонт в ризнице и подсобном помещении храма.
Цель всей этой работы одна - возвращение храму его исторического вида.
В прошлом году здесь работала бригада опытных реставраторов, которым удалось вернуть первоначальный исторический объем всем без исключения палатам подклета. Во многих из них в стенах находились ниши, которые в советские годы были заложены кирпичом, - все они были раскрыты. Настоял на этом главный архитектор проекта Николай Сергеевич Романов, реализуя план полной научной реставрации даже тогда, когда руководство монастыря не предполагало тратить средства на нефункциональные элементы интерьера. В итоге довольными остались обе стороны, ведь результат этой работы превзошел всякие ожидания: величественные своды, красивейшие проемы в стенах. Единственное, что по обоюдному согласию решили не раскрывать, - обнаруженная в толще одной из стен подклета ретирадная яма, наполненная многовековыми отложениями... К слову, организация, которая проводила реставрационные работы, перед их началом получила разрешение в Россвязьохранкультуре (что было непросто, учитывая статус памятника) и лишь потом приступила к их проведению.
Заслуживает особого внимания то, что при проведении реставрационных работ, демонтажа ветхих межкомнатных перегородок и устройстве приспособлений не было проделано ни одного нового проема в сводах и стенах храма. Даже при устройстве вентиляции специалисты использовали метод зондажа, исследовав стены, межкомнатные перегородки. В них были обнаружены ранее существующие, а ныне заложенные кирпичом дымоходы и другие функциональные отверстия. Их и использовали для проведения коммуникаций.
В самой красивой, со слов архитектора - уникальной трапезной палате Успенского храма, в советские годы был устроен глухой антресольный этаж, на который вела лишь узкая темная лестница. На верхнем ярусе было оставлено огромное помещение, на котором складировались в советское время ненужные, давно списанные вещи, а нижний был поделен перегородками на множество комнат и подсобок, в расположении которых было очень трудно усмотреть систему. Н.С. Романов - сотрудник Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, с которыми монастырь до начала всех работ заключил Договор об авторском надзоре за производством реставрационных работ, внимательно наблюдал за демонтажом всех обветшавших перегородок и перекрытий, возведенных внутри палаты, и буквально по часам фиксировал каждый этап в журнале Архитектурного надзора.
Крестильный храм
В подклете Успенской церкви осталось еще одно помещение, которое предстоит привести в порядок. Уже раскрыт исторический объем палаты (в самом подклете также был «культурный слой» около метра толщиной - в нем (при его удалении) обнаружены многочисленные надгробные плиты, которые сразу по описи передали Историческому музею).
В этой палате подклета планируется устройство баптистерия для крещения детей и взрослых полным погружением. Историческое назначение этой палаты неизвестно, но использовать ее под крестильню ничто не мешает. В советское время там были жилые помещения. Баптистерий спроектирован в форме креста: пришлось объездить пол-Москвы, чтобы подобрать подходящий вариант, по образцу которого и будет устроена купель. Прежде чем приступить к работам на объекте, проектная организация, разработавшая проект баптистерия, получила все разрешения, вплоть до согласования используемых строительных материалов.
Откачка воды из купели будет принудительной, насосом, - каждый раз после совершения таинства Крещения, то есть постоянного присутствия воды в подклете не будет. Ливневой канализации в монастыре нет, а в городскую нельзя сливать освященную во время таинства воду. Поэтому вода будет откачиваться и уходить с грунтовыми водами за пределы монастыря. Также в этой палате предусмотрена система принудительной вентиляции для исключения возможности появления повышенной влажности в этом помещении.
Казалось бы, странно: как пришло решение удалять воду из купели в грунт? У этого есть удивительное объяснение. Когда был раскрыт исторический уровень пола в палате баптистерия, решили определить уровень фундамента под стеной, отделяющей одну палату от другой. И неожиданно выяснилось, что под этой капитальной, толщиной около полутора метров, стеной вообще нет фундамента в том смысле, в котором мы его понимаем, а на сравнительно небольшой глубине были обнаружены древние, почерневшие от времени и влаги, сохранившиеся крепкие дубовые сваи, поддерживающие массивные стены, на уровне которых сразу показались грунтовые воды. «Как оказалось, храм уникальный, - подытоживает игумения Маргарита. - И слив воды из крестильни на территории монастыря обоснован: она уйдет в грунтовые воды».
Пожарная безопасность - превыше всего
«Певческий корпус», где теперь живут сестры, устроена трапезная, кухня и прочие помещения, был отреставрирован при игумении Серафиме (Черной). При игумении Серафиме (Исаевой) было отреставрировано помещение уникальной белокаменной церковной лавки, проведена реставрация фасадов и внутреннего интерьера Успенской церкви, поновление настенной живописи (эту работу принимала комиссия Москомнаследия). При этом о пожарной безопасности и в храме, и в жилых помещениях заботились, как могли, но в полное соответствие с современными требованиями все было приведено уже при игумении Маргарите в 2009 году. Теперь это единая цепь систем: автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки порошкового пожаротушения, оповещения и управления эвакуацией. Все системы выведены на центральный пост. Практически во всех помещениях Успенского храма и в некоторых жилых установлены беспроводные радиосистемы, монтаж которых не потребовал никаких, даже минимальных пробивок в стенах и сводах. Чердачные помещения оборудованы автоматической установкой порошкового пожаротушения. Стропила крыши обработаны огнезащитным составом - антипиреном. Проведены замеры сопротивления в электрической проводке монастыря. Во время последней проверки районному пожарному инспектору осталось только посоветовать прочно прикрутить подсвечники к полу (как источник открытого огня).
Передача Церкви святынь и памятников архитектуры нередко вызывает дискуссии.
В ноябре 2009 года было принято решение о назначении директором Соловецкого государственного музея-заповедника наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова).
В ближайшем будущем возможна передача в ведение Церкви Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. И Соловки, и ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря также включены в список мирового наследия под охраной ЮНЕСКО.
Опыт же Новодевичьего монастыря - это одна из тех удачных, уникальных моделей, по которым в дальнейшем может строиться взаимодействие Церкви и государства в области совместного сохранения культурного наследия.
Благодарим Московское епархиальное управление за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии