В девять часов вечера Андрис вошёл в репетиционный зал Мариинского театра. Он любил репетировать в столь позднее время: тишина, ничто не отвлекает от работы. Но тот памятный вечер пошёл не по заведенному порядку: его внимание привлекла молоденькая балерина, которая тоже выбрала столь поздний час для своей репетиции.
- Как вас зовут? - подошёл к ней.
- Катя - смутилась она.
Пять лет они встречались, прежде, чем решили связать свои судьбы. Вот уж удивлялись коллеги: звезда балета выбрал не приму, а девушку из кордебалета. Сблизила их не столько даже профессия, сколько духовная общность. В день Николая Чудотворца они венчались в Никольском соборе Санкт-Петербурга.
Семья в жизни Андриса занимает основное место. Ради семейных планов он готов изменить свои личные. Согласитесь, качество редчайшее и для обыкновенного мужчины, а для талантливого, публичного, красивого, окружённого поклонницами, к ногам которого чуть ли не каждый вечер летели цветы, - тем более исключительное.
Я спросила Андриса, как ему удалось создать такую замечательную семью. Вот его ответ:
- Я наблюдал за отношениями моих родителей и меня смущало, что каждый как бы сам по себе. Вероятно, потому, что оба безраздельно отдавались своей творческой жизни. В день спектакля отца в Большом театре мы с Илзой не смели появляться в доме до начала пятого вечера, времени, когда он уходил в театр. Так сосредоточен был и ничто не должно отвлекать его.
Перед моими глазами была и ещё одна семья - бабушка и дедушка по отцовской линии. Они жили в Риге, где я проводил свои детские годы, одни из самых счастливых в моей жизни. Так вот, они просто излучали любовь друг к другу.
Ну, и конечно же, велика заслуга в нашем семейном счастье моей жены Катюши...
Надо сказать, я, прожившая долгую жизнь и умудрённая опытом, с большим интересом слушала Катины рассуждения и удивлялась, откуда у неё, такой молодой, эта христианская мудрость. Послушаем её вместе с читателем:
- Сказать, что у нас не было сложных ситуаций, нельзя. Но я воспринимала их как урок усмирения собственной гордыни. Говорила - переломи себя, будь терпеливее, смиреннее. Вставала перед Казанской иконой Божьей Матери, молилась и черпала в этом силы, кото-рые сглаживали возникшие трения. В семейной жизни очень важно правильно подбирать слова, а не хлестать ими. Если любишь не себя, а мужа, это даётся не трудно. И если в семье всё ладно, то вряд ли стоит терять её ради карьеры. Обоим супругам нужно быть готовыми к тому, что кому-то придётся пожертвовать. В моём случае своей профессией по-жертвовала я и никогда об этом не пожалела.
- В чём успех женщины, - Андрис явно гордится своей женой, - в семье и детях. Сегодня женщины пытаются добиться того, что раньше по праву принадлежало мужчинам. Но это ведь две разные субстанции. При попытках посягнуть на инородное, женщины становятся мужеподобными. Как-то известный в Москве протоиерей Дмитрий Смирнов пришёл в Госдуму на встречу с женщинами. Он оглядел зал и спросил: «А если бы к каждой из вас прискакал рыцарь на белом коне - оставили бы карьеру ради него?..» В ответ - вздох сожаления.
Бабушка Андриса была лютеранкой и крестила своего внука в лютеранской церкви. В тридцать лет он принял православие. Но сознательно пришёл к вере только в тридцать три года, когда вместе со своей Катюшей поехал в Паломничество в Иерусалим. Поездке предшествовали серьёзные события, о которых следует рассказать. И сделает это сам Андрис:
- В Вашингтоне я упал и разорвал крестовидную связку, так что танцевать не мог. Однажды всё-таки рискнул выйти на сцену. Боль была такая, что из глаз посыпались искры. Вот когда я понял смысл этого выражения: от боли в глазах появилась яркая вспышка, озарившая всё вокруг. Эта физическая кара немного охладила моё самомнение, как в известном мультфильме: «Я. я, я превращаюсь в муравья».
Пока я болел, мы с Катей сделали подборку из моих интервью. Дело оказалось оч-чень поучительное. Что же я увидел? Красной нитью в них проходит мысль, что я слепил себя сам. Какое самомнение! Как же много талантливых людей из-за такой звёздности теряли в зените славы голос, писательский, актёрский дар. И тогда я, можно сказать, на своей коже ощутил эфемерность своих горделивых переживаний по поводу успеха.
Очень жаль, что мой отец не успел уверовать. Я читал, что Шаляпин исповедовался каждый раз после партии Мефистофеля в Фаусте. В этом заложен глубокий смысл. Когда актёр примеряет на себя отрицательный образ, он начинает на артиста действовать. И чем талантливее, тем он более подвержен этому влиянию и через какое-то время образ начинает довлеть над личностью актёра. Неверующий человек этого не понимает.
Отец потрясающе танцевал Красса в «Спартаке», но несколько ночей после спектакля не спал, так как не мог выйти из образа. Это сказывалось не лучшим образом и на его жизни, и на его отношениях с людьми. А если бы он знал о религиозной составляющей своего состояния, то сумел бы себя защитить.
Православие пронизывает жизнь моей семьи: она идёт по благословению духовника. Мы с Катей считали своим родительским долгом дать православное воспитание и нашей дочери.
КСЮША
Когда родилось долгожданное дитё, ей назвали Ксюшей в честь блаженной Ксении Петербуржской. В переводе с греческого имя это означает «странница».
Дочь оправдала это имя в первые же годы жизни: всюду ездила с родителями.
- Наверное, не с кем было оставить, - предположила я.
- Нет, нет, - делится своим педагогическим опытом Андрис, - для нас с Катюшей самым большим счастьем было видеть, как растёт любимый человечек. Помню, пришлось на три дня одному уехать в Ригу. Вернулся, а Ксюша уже изменилась. Возвращаясь из поездки, первым делом ехал домой поцеловать дочь, а потом уже по делам.
- Вы, наверное, хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам, стала балериной, - я разглядываю фото, где Ксюша у станка.
- Бывали моменты, когда ей хотелось танцевать. Она вставала рядом со мной к станку и мило подбрасывала ножку. Но это была как игра, не переросшая во что-то серьёзное.
Каждый день проживаем с родительской ответственностью не перед тем, кем дочь станет, а как воспитать в ней хорошего человека. Вот что главное. Поскольку воспитывают не слова, а поступки, мы с Катюшей пристально следим за собой. Вот мой отец не читал нам с сестрой занудных нотаций, а воспитывал своим отношениемк труду, к спорту. И наказывал нас не стандартно: сажал за Шекспира и заставлял учить наизусть.
Зная мою слабину - несильные ноги, - он привёз мне скейт, чтобы я укреплял мышцы. Вот таким простым и радостным способом он добился желаемого. Очень скоро я уже мог делать в классе определённые движения лучше других.
ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ
Восемь лет Андрис проработал в Большом театре, потом неожиданно сорвался и уехал в Америку. Почему, - недоумеваю я.
- Причин тому несколько. Отец всегда говорил мне - танцуй во всех городах, где есть профессиональная труппа, надо быть всегда в форме. Как спортсмен. Если нет постоянно высоких результатов, на Олимпиаде не победить. А в Большом театре я станцевал за месяц два раза в «Лебедином озере» и три раза - в «Спящей красавице». И ситуация эта типична. Например, у ведущего танцовщика Николая Цискаридзе два-четыре спектакля в месяц в Большом, а у Нуриева - двести спектаклей в год. Для сравнения скажу, что в Американском театре балета у Барышникова за два месяца я станцевал принца в «Лебедином озере» тридцать два спектакля. А в Большом за целый месяц всего двенадцать балетных спектаклей при труппе в двести человек, тогда как у Барышникова она не более семидесяти...
Есть у Андриса такая черта, как охота к перемене мест. Даёт она о себе знать каждые лет восемь, как только он творчески исчерпает определённый отрезок жизни. Вот и тогда, проработав в Американском театре балета, он вернулся на родину. Обогатила ли чем заграница его жизненный опыт, спросила я его.
- Главный вывод, который я сделал - многое зависит от тебя самого, от того, как ты строишь свои отношения с людьми. Она приучила меня полагаться на свою собственную активность, а не ждать, когда тебя кто-то куда-то пригласит.
Ну, так вот, когда он вернулся в Россию, его пригласила Мариинка, где он на семь лет стал солистом, а потом и балетмейстером, впервые показав в России «Шехерезаду», «Жар-птицу», и впервые поставил оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Начинался новый период в его жизни.
РЕЖИССЁР
Как это не прозвучит странно, но Андрис благодарит судьбу, что она послала ему на закате карьеры балетной болезнь. Получив очередную серьёзную травму колена, он продолжал танцевать, заклеивая тейпом ногу. Боль была ужасная, но балет научил его преодолевать себя. И вот тогда он задумался, чем заняться, когда уйдёт со сцены. Проблема знакомая всем артистам балета. Это ведь большая трагедия, когда ускользает смысл жизни.
Запах кулис, канифоли, вся атмосфера театра въедается в артиста. И когда судьба отнимает у него театр, он может погибнуть. Как это и случилось с отцом Андриса великим танцовщиком Марисом Лиепой.
- Но Господь помог мне полноценно ощущать себя и не танцуя, - Андрис перекрестился, - три недели дома со сломанной ногой не прошли в пустую. Я поехал в художественный салон, купил скульптурный пластилин и всё время болезни лепил.
Эта тяга возникла совсем не случайно: с детства он хотел стать скульптором. Став же танцовщиком, он ощущал себя им в танце. На взгляд артиста, балет и есть ожившая скульптура. И здесь я хочу сделать небольшое отступление. Много лет назад мне посчастливилось быть на концерте в Большом. Объявлен очередной номер «Балетная миниатюра Солнышко». Освящённыйлучом прожектора легко и грациозно движется золотоволосый юный танцовщик Андрис Лиепа. Меня просто заворожила скульптурная пластика. И уже трудно было понять, то ли музыка зримо перетекает в движущуюся скульптуру, то ли па артиста рождают звуки... И всё-таки в тот американский период жизни он остановился не на скульптурной развилке, а на режиссёрской. Ещё в хореографической академии он научился слушать и анализировать музыку, заниматься костюмом, гримом, декорациями. Всё это пригодилось ему на новом, режиссёрском поприще, которое он разрабатывает вот уже десять лет, ставя оперы, балеты, фильмы, шоу. Именно он срежиссировал празднование юбилея Родиона Щедрина в Москве, изумительную китайскую цирковую феерию в Манеже, Гала-концерт в честь Майи Плисецкой. На нём была королевская семья. Принц Филипп пятнадцать минут аплодировал стоя. А поскольку никто из зрителей не имел права сидеть, пока принц стоит, эти пятнадцать минут все, можно сказать, купались в овациях...
- Никаких режиссёрских курсов я не заканчивал, - рассказывает Андрис, - эта способность или есть, или нет.
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
С них началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Андрис считает, что в истории не было ни одного другого проекта, который бы так связал Россию с Западной Европой. Естественно, что «Русские сезоны», которым сейчас исполнилось более ста лет, просто не могли кануть в Лету. Грандиозный продюсерский проект «Русские сезоны «21 век» (восстановленные шесть спектаклей из репертуара Дягилевских русских сезонов), предпринятый Андрисом Лиепой, стал значительным событием в культурной жизни нашей страны.
Родилась эта идея давно. Марис Лиепа привозил из зарубежных гастролей роскошные альбомы о балетах Дягилева и Андрис с Илзе подолгу рассматривал великолепные эскизы Бенуа, Бакста... Дети были свидетелями того, как их отец долгих восемь лет работал над восстановлением первого балета Дягилева и Фокина «Видение розы». Представлять собой дух розы, который залетал в окно, мог только такой уникальный танцовщик, как Вацлав Нижинский. Насколько должен быть мощным талант, чтобы перевоплотиться в запах цветка. Так что, дело за которое взялся Марис, было многотрудным.
В репертуаре Андриса восстановленные балеты «Петрушка» и «Весна священная» (восстановил «Джоффри-балет») ещё раз появились, когда он танцевал в Американском театре балета.
Хореография та прекрасна, - вспоминает артист, - но не было в них русского духа, русского танца. Мне захотелось показать их в России с нашими артистами.
И балетмейстер Андрис Лиепа с начала 9О-х годов восстанавливает балеты Фокина и Дягилевских сезонов. Михаил Фокин для каждого артиста делал свою версию. И заслуга Дягилева в том, что он сумел создать театр для артистов, не репертуарный, как сейчас у нас, а театр спектаклей на конкретных артистов. В России сегодня тоже не мало великолепных танцовщиков, а вот спектаклей, поставленных на них, почти нет. Сегодня великолепная тройка «Русских сезонов» - «Жар-птица», «Шехерезада» и «Петрушка» вернулись благодаря Андрису и внучке Михаила Фокина Изабель в Россию и с огромным успехом идут на сценах ведущих театров мира...
Какая яркая жизнь у артиста и режиссёра Лиепы! А вот мне интересно знать, случались ли в его жизни события, выделяющиеся даже на фоне этого праздника жизни.
- Конечно, - охотно подхватывает он тему, - помню свои детские путешествия между Москвой и Ригой. Самое любимое время года - зима. Праздники начинались в Риге, куда я приезжал в день св. апостола Андрея Первозванного, в честь которого назван. За именинами следовало лютеранское рождество. Потом Москва, новый год и шестое января - православное Рождество и день моего рождения.
Первые шесть лет моей жизни на Новый год отец облачался в костюм Деда Мороза. В театре он гримировался, приклеивал бороду и усы и перевоплощался в настоящего сказочного персонажа. На шестой Новый год он подарил мне фонарик, которым я посвятил ему прямо в лицо, и заметил грим. Тогда сказал родителям, что Дед Мороз не настоящий и на следующий годя его разоблачу. Папа принял это во внимание и пригласил на эту роль соседа. Когда тот нас поздравлял, у него отклеился ус. Так и закончилась моя сказка.
Ещё одно незабываемое событие произошло в Польше. Друзья купили небольшой отель на озере. Пригласили меня и попросили обыграть эту красоту. Я сразу увидел «Лебединое озеро». Нашли плавающие понтоны, замаскировали их камышами, так они стали сценой. На противоположном от зрителей берегу установили подсветку и получились ну совсем натуральные декорации. Озеро полностью застелено чёрным дымом, но вот он постепенно рассеивается и по водной глади, в которой отражалась полная луна, выплывали два лебедя. Когда дым рассеялся полностью, на сцене находились тридцать два лебедя (все арти-сты Большого). Зазвучала музыка Чайковского. Гости опускали на воду плотики с цветами и свечами. Таким образом, всё озеро было в россыпи огней. В конце представления в воз-духе закружился вихрь лебяжьего пуха. Шоу получилось фантастическое!
Представляю, сколько цветов получил в тот вечер режиссёр Лиепа. Кстати, что он делает с цветами, которыми его буквально засыпали поклонницы, спросила я его.
- В храм отношу. Я очень люблю цветы. Это у меня наследственное. В Риге мои бабушка с дедушкой разводили розы и лилии. И бабушку-то звали Лилией. Эти белые, прозрачные, благоухающие цветы дедушка выращивал специально для неё. Вот и у меня, можно ска-зать, генетическая любовь к этим трепетным благоухающим цветам. Во втором акте «Жизели» Альберт выходит с лилиями. Помню, отец показывал мне, начинающему танцовщику, как их надо красиво держать, изысканно возлагать к могиле любимой. На многочисленных фотографиях отец, как правило, с лилиями. После спектакля он приносил охапки цветов, которые до утра плавали в ванной. А вот Майя Плисецкая говорила, что пока она не расставит подаренные цветы по вазам, не ляжет спать. И затягивалась эта процедура чуть ли не до утра.
- А помните ли, - продолжаю цветочную тему, - свадебный букет для жены.
- Конечно. То был букет из чайных роз «Версилия».
Портрет Андриса будет не полным, если не рассказать хотя бы немного о благотворительной миссии, возглавляемого им фонда.
Первый раз я увидела артиста на пресс-конференции, посвящённой Гала-концерту звёзд мирового балета в честь пятнадцатилетия первого московского хосписа. Подойдя к Андрису, я совершенно неожиданно сложила ладони для благословения, что очень смутило меня. Позже, узнав об огромных благотворительных заботах танцовщика, я поняла свой подсознательный жест...
Андрис вспоминает, где берёт начало его тропинка милосердия:
Когда я участвовал в Канадском благотворительном проекте «Дар звёзд», подумал, что ведь и я могу заняться таким богоугодным делом. Эта мысль скоро зацепилась за другую. Я вошёл в репетиционный зал Шведского театра оперы и балета, и увидел мальчика, который держался за балетный станок... крюком. Оказалось, что у него был рак и ему ампутировали кисть. Вечером увидел его, танцующего в спектакле. Я был просто потрясён: представить себе онкологического больного в Российской балетной труппе просто не возможно.
Так, исподволь, жизнь, умягчая мою душу, выводила меня на благотворительную стезю. Вера Васильевна Миллионщикова, главный врач первого московского хосписа, подошла ко мне на концерте в помощь её детищу, было это в 1998 году, и спросила, не хочу ли войти в попечительский совет фонда «Вера». Конечно, я с радостью согласился. Она рассказала тогда, что в её хосписе работают люди, совершенно не избалованные вниманием, и как было бы замечательно порадовать их ну, скажем, концертом.
Эту идею Андрис, конечно же, подхватил и началось взаимодействие двух фондов. Помощь была разнообразна - от фильма-балета «Жар-птица» до балетного спектакля Илзы, в котором она рассказала о жизни друга семьи, жена которого умерла от рака, оставив двух маленьких детей. В память о ней муж построил в Финляндии храм святой Ирины.
Но едва ли не самое сильное впечатление произвёл гала-концерт «Звёзды балета - дар хоспису» на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, режиссёром-постановщиком которого был сам Андрис. От одного только перечня самых выдающихся танцовщиков нашего времени голова кружилась у меня, балетомана. А какое впечатление произвёл этот праздник на сотрудников хосписа!..
В жизни всегда соседствует высокое и низкое, то-есть, бытовое. Андрис сказал: «Пора провести в хосписе субботник». Я откликнулась. Ухаживать за умирающими у меня не нашлось духовных сил, а вот помыть окна очень даже могла бы. И я отправилась на первую свою трудовую вахту. Вымыв несколько окон, я была просто счастлива и вспомнила слова Андриса: «Без заботы о хосписе моя жизнь не была бы такой полной. Спасибо всем, кто даёт нам возможность помогать». К его благодарности не присоединиться невозможно.
Вот и подошёл к концу мой очерк. Я думала, как говорится, над последним аккордом к нему. Его поставила сама жизнь.
Сегодня слово патриотизм чуть ли не ругательное в стане либералов. Окружили они его авторитетными подпорками, вроде набившего оскомину высказывания Толстого о том, что патриотизм - прибежище для негодяев.
Андрис Лиепа - самый настоящий патриот, открыто, не таясь, любящий своё Отечество. Вот уже пять лет, в числе прочих устроителей, благотворительный фонд имени Мариса Лиепы устраивает «Бал Победителей», приуроченный ко дню воинской славы России в Центральном музее Великой Отечественной войны. Обычно я не хожу на такие официальные мероприятия, в этот же раз откликнулась на приглашение. И не только не пожалела, а была просто счастлива, пропитавшись оптимизмом, благожелательностью пожилых людей, ветеранов войны, проживших такую нелёгкую жизнь. По сияющим глазам и улыбкам видно было, как им тепло и хорошо на заслуженном ими празднике.