15 июля Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже государственного пакета акций в размере 99,567% ОАО «Одесский припортовый завод».
Лидер движения «За Украину!» Вячеслав Кириленко тут же призвал правительство отказаться от продажи завода в период кризиса. «В то время, когда Украина находится на дне кризиса, и рыночная стоимость предприятий очень низкая, нужно отказаться от продажи стратегических государственных объектов», - подчеркнул он. Глава движения «За Украину!» поставил в пример правительства Германии, Франции и других стран, которые «в период кризиса поддерживают флагманов национальных экономик», украинское же правительство, по его мнению, «изобрело ноу-хау в борьбе с кризисом - продажу за бесценок стратегических предприятий». Очевидно, что основная причина критики русофоба Кириленко в том, что наиболее вероятный покупатель - из России. Конкурс может выиграть одна из компаний, близких к «Газпрому».
Примеры из практики преодоления кризиса Германией, Францией и иными самодостаточными и развитыми государствами в случае с Украиной некорректны. Поддержка флагманов национальных экономик в период кризиса имеет смысл лишь в том случае, если они располагают всеми технико-технологическими условиями для работы, а трудности сводятся к стратегическому финансированию либо к сбыту продукции. Но проблемы украинской экономики в период текущего кризиса являются прямым продолжением основной проблемы докризисного времени и - ещё с момента распада СССР - разрыва отраслевых кооперационных связей и технологических производственных цепочек между ведущими экономиками Союза - РФ, Украины, Белоруссии и Казахстана. В условиях Украины продажа в период кризиса крупных проблемных предприятий именно российскому инвестору - это просто восстановление минимально необходимых условий для работы предприятия. Только после этого можно выстраивать разные стратегии по оздоровлению данного предприятия.
Кризис со всей остротой создал проблему источников финансирования, а поскольку он охватил весь мир, проблема приобрела принципиально новый характер. Вторая проблема - поиск рынков сбыта, как и в первом случае, также имеет глобальный характер. В этой ситуации меньше всего пострадали экономики тех стран либо региональных межгосударственных объединений, в которых сохранился (по воле обстоятельств или как результат государственной политики) резерв внутреннего рынка, т.е. внутренний спрос, как в Китае. Если бы евразийское ЕЭП на момент кризиса существовало, его последствия можно было бы существенно смягчить за счёт гибкой политики по стимулированию перетока капиталов, рабочей силы и проч. в пределах Евро-Азиатского общего рынка (ЕАОР).
Без восстановления названных, хотя и недостаточных, производственных условий, смысла в антикризисных программах нет. Там, где правительство Ю. Тимошенко под давлением объективных экономических обстоятельств вынуждено действовать в такой понятной и единственно приемлемой логике, впуская ЕЭП, если не в «дверь», то в «окно», наблюдается рост производства!
Напрямую зависят от сотрудничества с РФ перспективы украинского авиапрома. Так, Тимошенко активно способствует интеграции украинского и российского авиапрома через акционирование соответствующих украинских предприятий (столичный «Авиант» и АНТК им. Антонова, а также Харьковский авиазавод - ХГАПП) и приватизацию их К. Григоришиным.
В конце марта в рамках межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству «Тимошенко-Путин» активизировались переговоры по совместному с Россией проекту военного транспортника Ан-70. Ожидается, что будет устранена и причина выхода россиян из проекта - отказ украинского Минобороны закупить два самолёта в рамках создания машины. В феврале Кабмин даже предписал внести данную покупку в госбюджет.
Кроме того, ОАО «Авиакор-авиазавод» (Россия) и АНТК им. Антонова заключили соглашение о «комплексном взаимодействии в сфере модернизации, производства, выведения на рынок и сервиса самолетов Ан-140-100». Также сейчас обсуждаются перспектива интеграции ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, Россия) и авиастроительных заводов Украины, совместное производство самолетов семейств Ан-148 и Ан-74, возрождение серийного выпуска тяжелого транспортника Ан-124. По экспертным оценкам, РФ сейчас крайне заинтересована в кооперации по невоенным моделям. Так, проект Ан-148 имеет перспективы на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, по Ан-140 есть планы продажи технологий в Иран. Не исключено, что под все эти проекты будет открыто новое производство авиадвигателей в Подмосковье - такую идею активно продвигает генеральный директор отечественного завода «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев1.
В целом в кризисном январе 2009 года украинский авиаэкспорт составил 4,4 млн долл. в денежном выражении, тогда как в январе прошлого года это было лишь 2,9 млн. А в феврале с.г. сохранился примерно на уровне января - 4,3 млн долл.
То, что верно в отношении отдельных украинских предприятий - тем более верно в отношении всей украинской экономики. Без восстановления производственных связей (вертикальных - в пределах одной отрасли и горизонтальных - межотраслевых) не только на уровне отдельных предприятий, но и поверх границ России, Украины, Белоруссии и Казахстана в принципе невозможно полноценное восстановление и дальнейшее развитие украинской экономики.
Ещё Л. Кучма честно признавался, что экономика Украины - «осколок» экономики общесоюзной. Отсюда - и разная природа экономического упадка в названных республиках бывшего СССР и в Центральной Европе в 90-е годы. Частичное совпадение проблем объясняется общим переходом постсоветских республик и бывших членов СЭВ на принципы рыночного хозяйства. Но если в Центральной Европе все проблемы на этом заканчивались, то в республиках бывшего Союза, в частности на Украине, они наложились на более фундаментальную проблему, которая ставила под вопрос само выживание целых производств, - разрыв кооперационных связей и производственных технологических цепочек в рамках союзной отраслевой специализации.
Нынешний кризис в чём-то повторяет 90-е годы. Он застал украинскую экономику с разорванными экономическими связями с Россией, Белоруссией и Казахстаном и с отсутствующим общим рынком между ними. Тема ЕЭП в 2001-2003 гг. была превращена Кучмой в предмет политических спекуляций и геополитических игр, что сорвало подписание соответствующего соглашения. Ситуация усугубилась политикой антироссийской конфронтации, обернувшейся прямым государственным вредительством галицийской националистической клики в 2005-2009 гг., что и привело страну к тяжелейшей ситуации.
Сказанное убедительно иллюстрируется положением в химической промышленности. Оказавшись без поддержки со стороны государства, при отсутствии общего евразийского рынка она оказалась в глубоком кризисе. Так, по итогам января-мая шесть основных химпредприятий сократили производство азотных минеральных удобрений на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. - до 979 тыс. тонн.2 Аналогичная ситуация на этих предприятиях и по выпуску аммиака: за 5 месяцев произошло падение на 43,8% - до 1,3 млн тонн, в мае по сравнению с апрелем на 6,2% - до 266 тыс. тонн. Один из лидеров отрасли - «Ровноазот» - в середине мая полностью остановил производство и до сих пор не возобновил его. Проблемы химиков аналогичны проблемам металлургов, поскольку около 70% их продукции ранее экспортировалось, а внешние рынки резко сузились как по продажам, так и по ценам, что и привело к сокращению производства.
Основой причиной сложившейся ситуации в Минпромполитики называют низкий уровень цен на азотные удобрения на мировых рынках при достаточно высоких ценах на природный газ, по которым его закупают украинские производители, поскольку на газ приходится 65-90% себестоимости азотных удобрений. Без НДС и затрат на транспортировку украинские химики покупают газ по 246 долл. за 1 тыс. куб. метров. При этом себестоимость производства аммиачной селитры составляет 240 долл./т при уровне экспортных цен в 145 долл./тонну. Аналогичная ситуация и по другим основным видам продукции.
При нынешнем уровне мировых цен выйти на нулевую рентабельность производства химики могут лишь при средневзвешенной цене на газ не более 150 долл. за 1 тыс. куб. м без НДС и транспортировки. Поэтому в сложившейся ситуации только по итогам I квартала убытки шести химпредприятий составили 705 млн грн, что, в свою очередь, привело к сокращению поступлений в бюджет на 30 млн грн.
Выход из сложившейся ситуации предприятия украинского химпрома видят в возможности закупать газ напрямую в Российской Федерации на основе давальческой схемы. Народный депутат от ПР Н. Янковский настроен оптимистично: «Если выйдет это постановление, мы договоримся и с «Газпромом», и с «Нефтегазом» об условиях транспортировки».3
Но, не желая терять доходы «Нефтегаза», которые Тимошенко собирается потратить на предвыборную кампанию, премьер-министр так и не подписала постановление (принято Кабмином 3 июня), разрешающее северодонецкому «Азоту», горловскому «Стиролу», а также «Ровноазоту», черкасскому «Азоту», днепродзержинскому «Днепроазоту» и Одесскому припортовому заводу приобретать природный газ у нерезидентов Украины.
Ситуация в украинском химпроме является классическим примером того, как разрыв кооперационных производственных и отраслевых связей, в первую очередь с Россией, порождает комплекс почти неразрешимых проблем для данной отрасли и экономики в целом. В их основе - также почти неразрешимая без создания ЕАОР проблема транзита углеводородов, стоимость которых является главной составляющей при формировании цены на продукцию основных экспортных отраслей Украины. И в будущем названные проблемы будут лишь нарастать.
Только в рамках единого экономического пространства Украина с Россией могут перейти от сдерживающей взаимный экономический рост конкуренции на рынках третьих стран по одинаковым товарным группам к общей экспансии на эти рынки, к успешной конкуренции с третьими странами. Объединение усилий позволит также сохраниться наукоёмким и высокотехнологичным производствам на Украине, начиная с завода «Арсенал» - единственного на территории бывшего Союза серийного производителя систем наведения для ближних и дальних ракет - и заканчивая всей космической отраслью в целом.
Создание единого экономического пространства как основного условия выхода экономики Украины из кризиса является и основным фактором последующего экономического роста.
__________________
[1] http://prometal.com.ua/news.php?id=185298&archive=show
[2] И. Воронцов. «Химпром на голодном пайке» - http://minprom.ua/articles/20661.html
[3] Там же.
http://www.odnarodyna.ru/articles/5/757.html