«Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу»
С. Есенин
Тема деревенской жизни для саратовского писателя, Героя Социалистического труда и лауреата Государственной премии СССР Михаила Алексеева, потерявшего мать в голодные 30-е годы, была одной из главных. Его роман «Драчуны» вызвал когда-то жёсткую полемику: писатель-коммунист честно рассказал о голоде в тридцатые годы в деревне.
Михаил Алексеев одним из первых (в 1981 году!) громко заговорил о том, о чём сейчас трубят украинские националисты, уверяющие, что голод 30-х годов коснулся только Украины. Нет! Россия, особенно Поволжье, сполна хлебнула горя в 30-е годы - годы, которые современные политиканы раскрашивают всяк на свой манер. И не худо бы было «реформаторам» впроде погромщика села Л.Кучмы прежде, чем устраивать «реформы», перечитать «Драчунов»!
Крестьянство всегда оказывается наиболее инертным социальным элементом и к революционному эксперименту, начавшемуся на земле в 1917 году, было самым неподдающимся. Сложность для экспериментаторов заключалась ещё и в том, что уничтожить крестьянство физически (как, скажем, духовенство, земство, офицерство) было боязно. Должен же кто-то пахать землю и выращивать хлеб. Есть надо.
Однако деревню надо было перестроить. Теперь мы знаем, что перестройка деревни обернулась её исчезновением. Для обоснования перестройки надо было скомпрометировать уклад деревенской жизни. Ввели даже термин - «идиотизм деревенской жизни». Сказать доброе слово о деревне (доколхозной) было нельзя.
Так или иначе, все литературные произведения того времени оправдывали акцию раскулачивания и коллективизации. Затем начался период литературы о «счастливой» и «зажиточной» колхозной жизни…
«Отца народов» Сталина восхваляли не только Ющенко, Рыльский, Сосюра, Тычина, Гончар. Его восхваляли в украинских пословицах и поговорках, в коллективной поэме «Слава великому Сталину от украинского народа». Эту поэму часто приводили критики, ругая «Драчунов» М. Алексеева. Впервые она была опубликована в книге «Великому Сталину Слава!», изданной Государственным издательством художественной литературы в Киеве на украинской мове. Судя по этому изданию, Сталина любила и благодарила за прекрасную жизнь вся Украина от хутора Михайловского до Львовской области, где еще в лесах бегал с немецким шмайсером будущий герой ющенковской Украины Роман Шухевич.
Первые страницы книги шедевров украинских творцов открывают написанная от чистого сердца «Песня о Сталине» М. Рыльского, стихотворения В. Сосюры «Сталин» и «Два солнца», А. Малышко «Мы им живём», П. Тычины «Песнь о Сталине». Орденоносный поэт В. Сосюра искренне, от чистого сердца писал:
Пид Ленинским стягом, що вичный, як час,
Пид Сталинским сонцем, що свитыть для нас…
Ему вторил патриарх украинской поэзии М. Рыльский:
Слово Сталина миж намы,
Воля Сталина миж нас…
Ныне забытый поэт из Хорунжевки О. Ющенко в своих виршах во времена голода 30-х годов писал (тоже от чистого сердца):
Будь славен, Сталин дорогой,
От века и до века!
Перечислим шедевры украинской поэзии тех лет: И. Нехода «Ода конституции», М. Бажан «Веди, учителю», П. Козлонок «Батько», А. Малышко «С Москвы дорогой, от старого Кремля, мы чуемо завжды твой голос…», М. Нагнибеда «Тут працював Сталин». Не отставали и украинские прозаики - А. Головко, Ю.Яновский, О. Гончар. Последнего на учредительном съезде РУХа когда-то под руку как «патриарха украинской нации» выводил на сцену златоуст-перевёртыш Владимир Яворивский. Это о нём поэт Симоненко говорил: «Бездарные Яворивские, их час их годына…» А «патриарх» не только исправно лизал сталинские сапоги, но принимал активное участие в шельмовании Б. Пастернака, А, Солженицина, академика А.Сахарова. В 1949 году Олесь Гончар в подарочном издании к юбилею вождя опубликовал своё искреннее послание под названием «Посланцы Сталина». Буксиры оранжевели от зависти. Посланцами Сталина в этой антологии были также В. Собко, М. Стельмах, П. Воронько, П. Беспощадный.
В голодные годы больше всех прославился полтавчанин А. Головко, чей помутневший ум 5 июля 1932 года в газете «Висти» выдал слеующее: «Остановить разбазаривание хлеба на вареники и затируху. В артели им. Свердлова постоянно готовят для общественного питания в поле вареники или затируху, на что расходуются десятки килограммов хлеба в день в то время, когда уже есть овощи, из которых в других колхозах готовят прекрасную пищу. Долго ли правление будет разбазаривать колхозный хлеб?» Так вопрошал выпущенный из полтавской психушки и принятый на Киевских пагорбах в письменники А. Головко.
В антологии ко дню рождения И.В. Сталина публиковались украинские пословицы и поговорки. Например:
Коли б не Ленин и не Сталин - булы б мы видстали…
Или:
Украина, як калына
В Радянским Союзи…
Кроме «коломыек» в украинской антологии о Сталине были помещены и народные песни про Иосифа Виссарионовича, записанные фольклористами в разных областях Украинской ССР. В Ровенской области пели песню «Сталина мы диты», в Станиславской - «Сказав слово любый Сталин». Не отставала от Западной Украины и Полтавская область. Эта народная песня была записана на родине современного необендеровца и петлюрчика областных СМИ О. Пустовгара:
Бачила я сю нич, Сталина у сни.
Ой, як було радисно у той час мени!
Заканчивалась эта великая книга на украинской мове коллективной поэмой всей украинской интеллигенции о радостной жизни в городах и сёлах Украины: «Слава велыкому Сталину!»
Устанавливая, выражаясь «оранжевым языком», так называемую «советскую оккупацию», в поте лица трудились поэты ющенки и писатели гончары, необендеровцы и неопетлюровцы яворивские, драчи, павлычко, которые сегодня любого алкоголика, побывавшего в вытрезвителе, записывают в число политически пострадавших от москальского режима, а перед европейской демократией, стойко пахнущей газовыми камерами, падают ниц в молитвенном преклонении.
Однако рядом с лауреатами «самостийных премий» были и есть писатели, которых называют совестью земли. В их числе Михаил Алексеев. Кроме «Драчунов», «Вишнёвого омута», «Ивушки неплакучей», вспомним две небольшие повести «Карюха» и «Рыжонка». Лошадь и корова, два домашних животных, два существа, на которых держалось всё - хозяйство двора, его быт, благополучие, достаток. Корова и лошадь - это основа крестьянства, а крестьянство было основой Отечества. Задумаемся над тем, что теперь нет ни лошадей, ни коров, ни фактически самого крестьянства. На какой же нравственной, укладной и экономической основе будут держаться народ и государство?
С «Посланцев Сталина» О. Гончара какой спрос сегодня… А всё же М. Алексеев попробовал ответить на этот вопрос: «Свидетель кошмарных 30-х годов, я бы всей душой поддержал всех, кто ищет для страдалицы-земли отнятого у нее Хозяина. Поддержал бы, если б… если б не знал, что крестьянских семей в прежнем их виде, таких, какими они складывались на Руси веками, нет и в помине. Кому ж вы, народные выти, собираетесь отдать или продать землю? Немощным старикам и старухам, доживающим свой век в умирающих селах и деревнях? (На Украине за годы независимости исчезло 500 сел.) Или может быть, временщикам, которые кочуют из края в край, нигде не пуская своих корней? Или сплавить за бесценок родимую землицу героям теневой экономики, чтобы на просторах появились латифундии и латифундисты, чтобы мужик из одного рабства угодил в другое, где уже не барин и не колхоз будут помахивать над его спиной кнутом, а новоиспеченный плантатор, - этого вы хотите?!»
http://www.odnarodyna.ru/articles/3/643.html