Несмотря на то, что Евросоюз ежемесячно ассигнует на «становление демократии» в Косово около четверти миллиона евро, «независимое государство» остается все еще полупризнанным протекторатом.
В Брюсселе признают, что говорить о полной независимости края было бы в настоящее время преждевременно. Для Косово здесь изобретен очень странный, не укладывающийся ни в какие рамки государственного права - кроме разве что колониального - термин «поднадзорная независимость», или supervised independence. Этот термин в «день независимости» использовал и официальный представитель ЕС в Косово, голландец Петер Фейт. «Мы все еще находимся на стадии поднадзорной независимости», - заявил он группе депутатов комитета по иностранным делам Европейского парламента. Последние пытались разобраться в том, каков ныне более или менее точный статус Косово. «Базовые условия для становления независимости еще не выполнены, - подчеркнул Петер Фейт. - Это - становление единой законодательной и судебной системы на всем пространстве территории Косово, долгосрочная стабильность и добрые отношения с соседями».
В Британии, например, некоторые аналитики уже прямо проводят параллели между тем, как управлялась когда-то - в колониальные времена - жемчужина Британской короны - Индия, или Северная Ирландия в годы самого острого кризиса в провинции, накануне войны за независимость, восстаний в 1920-м году. Давайте признаем: англичане очень хорошо знают, что такое колониальное управление.
Руководству ЕС такие сравнения и утверждения, что Косово медленно сползает к статусу протектората - если уже не сползло - очень не нравятся.
Официально считается, что не все в Косово идет как надо, но идет в нужном направлении. Правда, когда реализуется конечная цель такого «похода», никто не знает.
Так что Косово на удивление скромно отпраздновало первую годовщину своей независимости - год назад, 17 февраля бывшая югославская, а затем и сербская территория объявила о самостийности, которую поддержали ЕС, но отнюдь не целиком, и США. Из самых заметных сегодняшних поздравлений выделялась телеграмма нового президента Америки Барака Обамы, пообещавшего продолжать «поддерживать независимость». Телеграмма была более чем скромной, но премьер полупризнанного государства Хашим Тачи все же объявил в ответ на это, что «нас скоро признает весь мир».
На сегодняшний день Косово признали 54 государства. В том числе - 22 члена европейского Союза. Это не так уж и много, если учесть, что в ООН участвуют почти 200 стран. Но, с другой стороны, не так уж и мало, принимая во внимание, что Абхазию и Северную Осетию, созданные на волне косовского прецедента, кроме России признала лишь Никарагуа. Можно было бы вполне сказать, что в нынешних сложных финансовых условиях мало кому есть сегодня дело до Косово и других, разделенных или больных сепаратизмом стран, районов и территорий типа Шри Ланки, Сомали, Приднестровья и прочих. Можно было, если бы не особость косовского прецедента, косовского синдрома.
Сейчас даже Евросоюз признает, что с Косово, с его албанским националистическим руководством очень многое не в порядке.
Одно дело было добиться независимости этого яростно националистического края. Но совсем другое - после получения такой независимости научить его жить в мире с людьми, в частности - с сербами, которые в одночасье превратились в изгоев на своей собственной земле.
Прививки демократии Косово, при всех внешних атрибутах - выборы, парламент, обученная ЕС полиция и армия, суды - и близко не тянут на декларировавшийся результат. Не получается здесь европейских стандартов. Не выходит - и все тут. Слишком уж сильно замешано все в Косово на яростном национализме бывших боевиков «освободительных» албанских формирований.
Даже в Европарламенте в последнее время все чаще в отношении Косово проскакивает неприятный для защитников косовской независимости на Западе термин «протекторат». С декабря прошлого года юридическая миссия ЕС осуществляет прямой контроль над полицией, органами судопроизводства, таможней. Далее: хотя полиция и армия и формируются из косоваров, но в их число не входят - или входят единицы - представителей сербского меньшинства. Силы безопасности Косово из более чем 3 тысяч человек, формирование которых было поддержано ЕС и НАТО, сербами в Косово воспринимаются как откровенное издевательство - как спецбатальоны укрощения сербского меньшинства. «Эти силы - прямая угроза национальной безопасности, миру и стабильности во всем регионе», - заявил Вук Еремич, министр иностранных дел Сербии. Да и какими они могут быть, если почти полностью сформированы из участников «распущенной» Армии освобождения Косово, полупартизанского националистического формирования, ведшего борьбу с Сербией, и ответственного за массовые убийства сербов во время войны в крае.
Годовщину провозглашения независимости албанскими властями Косово от Сербии косовские сербы на заседании Скупщины Косово и Метохии «отпраздновали» принятием декларации. В ней говорится о непризнании нового статуса края и подтверждении территориальной целостности Сербии.
А пока ЕС продолжает ежемесячно выделять на нужды судопроизводства, полиции и иные цели установления закона и порядка около четверти миллиона евро. В год получается круглая сумма.
Андрей Федяшин - политический обозреватель «РИА Новости»
http://stoletie.ru/tekuschiiy_moment/prazdnik_podnadzornoy_nezavisimosti_2009-02-18.htm