Запад взял под контроль политическую систему Беларуси. Что будет делать Россия?

Новости Москвы 
0
145
Время на чтение 6 минут

Политическая система Беларуси имеет традиционный для постсоветских стран вид: исполнительная власть во главе с президентом и приданным ему исполнительным (правительство - министерства, ведомства) и территориальным (облисполкомы) аппаратом власти; законодательная власть, вершиной которой является двухпалатный парламент; политические партии, среди которых доминируют прозападные силы - ОГП, БНФ, движение «За свободу», ряд общественных и незарегистрированных организаций, через которые идёт поддержка прозападной оппозиции.

Ещё совсем недавно (до 2006 года) расстановка сил на белорусском политическом поле была следующей. Власть в стране полностью принадлежала президенту, который с 1994 года, как считалось, вёл курс на интеграцию с Россией, в связи с чем РФ дотировала белорусское государство, по некоторым оценкам, на сумму порядка 40-50 млрд. долларов.

Парламент как самостоятельная ветвь власти по большому счету в Беларуси не существовал и не существует: депутаты не имеют самостоятельно определяемого бюджета парламента и даже зарплату получают в управлении делами президента, как обыкновенные чиновники. Применительно к отношениям Восток - Запад парламент всегда и во всём следовал курсом президента, считался пророссийски настроенным, готовым на создание Союзного государства, но оно, как известно, так и не было за все эти годы создано.

Что касается политических партий, то здесь, как уже сказано, доминируют либерально ориентированная ОГП (Объединенная гражданская партия, аналог скончавшегося российского Союза правых сил), националистический и антироссийский БНФ (Белорусский народный фронт, аналог национальных фронтов прибалтийских республик периода распада СССР), зарегистрированное в декабре 2008 г. движение «За свободу» А.Милинкевича - наиболее «раскрученного» на Западе белорусского политика, которого продвигают США и Польша.

В Беларуси нет ни одной партии или мало-мальски заметного общественного объединения пророссийской ориентации. К такому положению дел привела излишняя доверчивость российского руководства в отношении курса, которым реально следовал Минск все последние годы: зачем создавать свои партии и общественные объединения, если сама власть является пророссийской? Об ошибках такого подхода мы уже писали в статье "Россия и СНГ: время смены внешнеполитической парадигмы".

До 2007 года в Белоруссии было чёткое «разделение труда» между властью и оппозицией: власть была патриотической и отстаивала Союз с Россией (как выяснилось, в основном, на словах, в надежде на дотационные преференции со стороны большого и богатого соседа, без «братской» романтики), оппозиция подкармливалась с Запада, чтобы присутствовать на политическом поле страны, но при этом не побеждать.

В 2006-2008 годах стал намечаться отход белорусского руководства от отождествления его интересов с Союзным государством. Результатом новой геополитической ориентации Минска явился проект «За Беларусь», который подразумевал превращение Беларуси в своеобразную «Брестскую крепость», которая находится в кольце вражеского окружения: с Востока - имперская Россия, с Запада - не менее имперские США и ЕС. Стало заметно, что за всё это время, опираясь только на устные договорённости с Минском, Россия так и не создала в Беларуси политическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы её влияние на белорусскую политику.

Одновременно, в условиях отсутствия продвижения в строительстве Союзного государства, Россия, начиная с 2007 года, стала постепенно, но неотвратимо снимать Беларусь с дотационной иглы дешёвых энергоносителей (в первую очередь имеются в виду цены на газ). «Экономическое принуждение к сотрудничеству» без ясной политической цели не дало позитивного результата по той причине, что Белоруссия как в силу особенностей политического режима, так и в условиях отсутствия финансовой подушки и щадящего переходного периода не в состоянии была осуществить «мягкий» разворот к рыночной экономике.

В итоге у А.Лукашенко оставалось только два варианта действий: вернуться в Союзный проект или начать заигрывание с Западом. Как теперь видно, официальный Минск выбрал второй вариант. А в результате уже через два года, несмотря на «дикие» темпы экономического роста, республика проела все свои сбережения и вынуждена была снова обратиться за поддержкой, но теперь в виде кредитов не только от России, но от Запада.

Так бы и катился этот процесс превращения Беларуси в «Северную Корею» в центре Европы, если бы не мировой «финансовый кризис» и освободительная война народов Абхазии и Южной Осетии. Наложение этих двух ситуаций друг на друга кардинально изменило геополитический проект Минска.

С одной стороны, Западу стало принципиально важным перетянуть Беларусь на свою сторону. Требование к белорусской стороне было только одно: так как в США и ЕС есть общественное мнение, необходимо обозначить движение Беларуси к демократии. Официальный Минск с удовольствием стал играть в эту игру, что и отметил в Чернигове А.Лукашенко, обращаясь к В.Ющенко: «Я хотел бы поблагодарить вас за ту колоссальную поддержку, которую вы оказывали на различных уровнях, встречаясь с европейцами и американцами. То, что сегодня налажен диалог между Беларусью и Западом, в этом есть и ваша заслуга».

С другой стороны, мировой кризис обнажил истинный размер той ямы, в которой находятся белорусская экономика и финансовая система: по сути, самостоятельно обеспечивать своё существование республика не в состоянии, она нуждается в постоянном дотировании со стороны своих партнёров. Размер необходимых дотаций - примерно 6-8 млрд. долларов в год. Только в этих условиях может существовать «независимое государство Республика Беларусь».

В настоящее время в политический жизни Беларуси представлены власть, оппозиция и Запад, причём прозападным теперь является и официальный Минск. (Только если оппозиция на корню скуплена Западом и никакой самостоятельности не имеет, то власть, выходя на западный политический рынок, ещё пытается выторговывать себе некие преимущества). Кого нет на политическом поле Беларуси, - так это России. Россия полностью уступила политическое пространство Беларуси Западу, серьёзно окопавшемуся при всех сколько-нибудь значимых субъектах политической системы Беларуси.

Разворот Минска на Запад, начавшийся примерно с мая 2006 года и многократно усилившийся в 2008 году, был особенно акцентирован в последние дни.

Во-первых, последовало заявление бывшего замглавы президентской администрации, а ныне вице-спикера нижней палаты белорусского парламента А.Рубинова: «Мы уверены, что наше будущее напрямую связано с Евросоюзом». Затем - заявление одного из экспертов, систематически обслуживающего власть: «… мы с этого курса на сближение с Западом, который теперь определился, в ближайшее время не сойдём. Хотя бы потому, что нам нужен кредит МВФ и мы уже многое сделали, чтобы этот кредит получить, и назад здесь, как говорят, дороги нет».

Во-вторых, 27 января при администрации президента Беларуси был создан некий общественный совет, в который приглашены представители белоруской общественности и, прежде всего, представители оппозиционных (прозападных) партий и движений. А так как пророссийских партий в Беларуси нет, их, естественно, нет и в новом общественном совете, который займется «выработкой предложений по совершенствованию направлений социально-экономического и политического развития страны».

В-третьих, на встрече 27 января председателя «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТНБ) О.Трусова с председателем Национальной государственной телерадиокомпании А.Зимовским была достигнута договоренность о расширении употребления белорусского языка на отечественном телевидении. Стороны пришли к согласию по пяти пунктам: открыть 10-15-минутную передачу «Гаворым па-беларуску»; создать цикл передач на белорусском языке на историческую тематику и первый цикл посвятить 600-летию победы белорусов в составе войска Великого княжества Литовского в Грюнвальдской битве; совместно с Институтом языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной Академии Наук Беларуси сделать передачу, посвящённую 10-летию Международного дня родного языка, отмечаемого ЮНЕСКО; раз в месяц организовывать на телевидении тематические круглые столы по вопросам белорусского языка и культуры с участием общественных организаций, в том числе ТБМ, «Таварыства беларускай школы» и «Згуртавання беларусаў свету «Бацькаўшчына»; возобновить дублирование фильмов на белорусский язык с дальнейшим их показом на отечественных телеканалах.

Здесь налицо согласованная система мероприятий с целью а) резкого повышения «белорусизации» страны в противовес связям с Россией, б) приглашения прозападной оппозиции в неформальные (пока) структуры при власти. Всё это похоже на стремление официального Минска как можно быстрее «отмыться от пророссийскости» в глазах своих новых партнёров и получить индульгенцию на продление полномочий нынешней власти от Запада.

По сути, единение белорусской власти и прозападной оппозиции на антироссийской основе произошло. Минск уже вступил одной ногой в тот «санитарный кордон», которым США много лет пытаются огородить Россию. С 1991 г. Москва демонстративно не вмешивается во внутренние дела Беларуси Запад же, напротив, никогда не покидал белорусскую политическую сцену, финансировал и политически поддерживал оппозицию, и будет заниматься этим дальше - вне зависимости от направления внешней политики Москвы и того, кто стоит в Беларуси у власти.

Ключевой вопрос стратегии России в отношении Беларуси формулируется так: участвует Россия в белорусской политической жизни или нет? И в чём смысл выталкивающего Беларусь на Запад сокращения ее экономического дотирования?

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1901

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Баранчик
Все статьи Юрий Владимирович Баранчик
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Чем плоха новая экранизация романа Юлиана Семёнова
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:51
Сирию сдали. Закономерный итог
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
13.12.2024 19:38
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 19:35
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.12.2024 18:45
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.12.2024 18:15
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 17:44
Затулин продолжает в том же духе
Новый комментарий от Владимир В.
13.12.2024 17:16