Образ церковного возрождения

Патриарх Алексий II 
0
259
Время на чтение 8 минут

Связь времен

Большинство православных в России могут честно сказать: мы не знали другого патриарха. Всю нашу церковную жизнь, всё то время, что мы помним, Патриарх Алексий был Предстоятелем Русской Православной Церкви. Это справедливо не только в отношении мирян, но и значительной части духовенства.

Сегодня не много осталось тех, кто жил церковной жизнью в 1950-е, 60-е или 70-е годы. Так случилось, что у большинства членов Церкви короткая историческая память. Более того, немногие помнят даже первые десять лет патриаршества Алексия Второго.

Действительно, только после сознательного выбора веры, - крещения или покаянного возвращения тех, кто был крещен в детстве, - можно говорить о том, что человек помнит, что происходило в церковной жизни. До этого времени все представления о Церкви случайны и поверхностны. Церковная история, история святости остается чужой и непонятной.

В событиях жизни Святейшего Патриарха Алексия раскрывается связь времен. В начале 1960-х ему приходилось бороться против закрытия монастырей и храмов, ему же спустя почти полвека Господь судил освящать сотни храмов, рукополагать сотни священников. Церковное возрождение сам Святейший Патриарх не раз называл чудом...

В ХХ веке подлинно церковное устроение души, бережное и творческое сохранение церковных традиций оставалось уделом немногих людей, разбросанных не только по распадавшейся советской империи, но и по самым дальним странам. Они свято хранили богослужебные традиции, молитвенную память о новомучениках, уклад церковной жизни и даже святыни, пряча их в доме или в саду, как, например, мощи прп. Даниила Московского. Многие из этих людей отошли в последние годы в мир иной, и мы чувствуем, как безвозвратно уходит большая эпоха.

Исцеление раны

Почему именно Патриарху Алексию удалось выполнить такую важную духовную и историческую миссию как восстановление утраченного единства Русской Церкви? Воссоединение с Зарубежной Церковью требовало неимоверных усилий. Самый тяжелый труд - сохранять единство. Для этого необходимо иметь мирное сердце, "дух мирен". Только праведность может принести такие плоды. И Божиим Промыслом двум праведникам - Патриарху Алексию и митрополиту Лавру судил Господь совершить это воссоединение.

Победить "ненавистную рознь мира сего" можно только отделяя главное от второстепенного, видя действие Промысла Божия в истории и доверяя людям. "Во всякое время Церковь переживала и до скончания века будет переживать внутренние дискуссии по разным вопросам... Единство Церкви - это единство в многообразии, и нам нужно научиться с терпением и любовью принимать наличие в церковной среде, в том числе среди духовенства, людей разных по культуре, воспитанию, возрасту, взглядам на различные внутрицерковные и общественные проблемы", - повторял Святейший Патриарх.

Но я думаю, что восстановление единства Церкви для Патриарха было еще и глубоко личной задачей.

По своему рождению и детству он принадлежит той странствующей Православной Церкви, которая покинула рубежи Советской России. Его детство прошло в независимой Эстонии. Его отец служил священником в свободной стране. "Активность Церкви в жизни русского рассеяния была в те годы столь велика, что даже превосходила дореволюционный российский уровень, - вспоминал Патриарх. - Особое внимание уделялось молодежи. Очень точно, вспоминая то время и свое участие в РСХД, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) назвал тот период "религиозной весной русской эмиграции", ее лучшим ответом "на все то, что происходило в то время с Церковью в России". А моему отцу посчастливилось даже быть делегатом пятого съезда РСХД. Впоследствии, после установления советской власти в Прибалтике, многие из его сподвижников были расстреляны и сосланы в лагеря".

По опыту своей взрослой жизни он священник, а затем и иерарх Православной Церкви в Советской России. Мог ли он, испытывая на себе давление богоборческой власти, забыть, перечеркнуть свой детский опыт? Предать опыт жизни и служения Церкви своих родителей? Нет, не мог. Он долго этого ждал, всю свою жизнь. Воссоединение Русской Церкви - это исцеление той раны, которая многие годы была в сердце Патриарха.

"Мы молились вместе"

Можно ли говорить о том, что два мира - людей, хранивших церковную традицию в годы гонений, и постсоветских неофитов - успели встретиться? Что живые хранители церковных традиций передали своё достояние тем, кто пришел в Церковь после падения коммунистического режима? На эти вопросы трудно дать ответ. Конечно, есть те, кто с надеждой говорит "да", но есть и другие, которые с горечью утверждают "нет".

Восемнадцать лет патриаршества Алексия II - особенное время. Миллионы людей обрели веру за неполных двадцать лет. В историческом бытии Церкви, в церковном сознании произошли перемены, результаты которых можно будет оценить только через многие годы. Плоды, по которым предстоит узнать древо, не скороспелые, нужно уметь их ждать.

Открываются храмы и монастыри, богослужение собирает два или даже три поколения одной семьи, опыт молитвы и деятельного свидетельства о Христе становится достоянием многих.

С другой стороны, с тревогой признаемся: опыт радостной веры, опыт новомучеников слишком часто остается за рамками нашего личного духовного опыта. По-настоящему значимо лишь то, с чем ты встретился сам, что знаешь не понаслышке, к чему чувствуешь личную причастность.

Из чего складывается наш образ Церкви? Это чаще приходская жизнь (порой весьма неустроенная), чтение духовной литературы (качество которой удается определить далеко не всегда), общение со священниками и более опытными в молитве и церковной жизни людьми, опыт паломничества, а также публикации, радио - и телерепортажи о жизни Церкви.

Где, в какой момент происходила наша встреча с Патриархом? Как правило, мы видели его лишь на экране телевизора и узнавали о его служении из новостей. Его образ знаком нам в интерпретации преимущественно светских СМИ, в отстраненных форматах современных массмедиа.

Готовы ли мы согласиться с этим образом Патриарха и отказаться от поиска образа более глубокого, духовно убедительного?

Конечно, служение Патриарха Алексия имеет общественное и политическое измерение. Но сколько бы об этом ни говорили, это не будет главным. Да, Церковь вернулась не только в духовную и культурную жизнь России. Евангельские ценности вновь сознаются многими как базовые, происходит формирование православной общественности, а само православие становится фактором политической жизни страны. Прочность этого присутствия зависит от духовной силы и духовного авторитета Церкви.

Но образ Патриарха - это неизмеримо больше, чем любые общественно значимые инициативы. Они лишь следствие полнокровной церковной жизни. Для меня образ Патриарха - это образ церковного возрождения во всей его полноте.

В основании всей жизни Патриарха лежит молитва. Постоянное, практически ежедневное, особенно в поездках, совершение Литургии. Как он служил Литургию? Каждый, кто молился на Литургии, когда у престола предстоял Святейший Патриарх Алексий, мог сказать: "Мы молились вместе". При всей пышности обряда, молитва всегда оставалась больше, чем любые внешние действия.

Духовный авторитет Патриарха

Что же это такое - авторитет Святейшего Патриарха? Это не только авторитет сана и титула, это, прежде всего, личный авторитет. 1990-е годы были трудными - всё можно было растерять, разменять на сиюминутные выгоды. То поколение, к которому принадлежит Патриарх, быстро сошло с политической сцены, и даже более молодые политики, общественные деятели, бизнесмены ушли или были изгнаны из публичного пространства. Немногие из оставшихся сохранили авторитет.

Митрополит Алексий стал Предстоятелем Русской Церкви в 1990 году, но нас с этим временем разделяют не просто 20 лет - нас разделяет несколько исторических эпох. Государственные и общественные институты возникали, возвышались и рушились, увлекая в водоворот всех, кто соприкасался с ними.

Патриарх аккуратно и твердо вел церковный корабль, не уклоняясь от общения ни с кем, но поддерживая равноудаленную дистанцию от всех политических сил. Если и можно здесь говорить о секрете, то он прост: Патриарх все эти годы был носителем ясного национального самосознания и занимал твердую гражданскую позицию. Само общение с Патриархом воспитывало политиков, военных, ученых, артистов, чиновников.

Сколько непонимания, отчуждения со стороны чиновников разных лет встречалось Патриарху на его пути... Но именно поэтому он понимал, что необходимо продолжать разговор, снова и снова возвращаясь к тем вопросам, которые не находили своего решения. Именно поэтому в поездках Патриарх никогда не отказывался от встреч с чиновниками. Все знали: если Патриарх лично попросит, мало кто сможет ему отказать или, пообещав, не выполнить. Для самых разных начальников слово, данное Патриарху, было особенным обещанием.

Он был из тех немногих, кто одним своим видом свидетельствовал: России, ее государственности не 15 лет, и даже не 90. Тысячелетняя история нашего Отечества неразрывно связана с Церковью, и только она сохранила право говорить о живом преемстве.

Дар свободы

Что в Церкви главное? Если давать не богословский, а личный, основанный на жизненном опыте ответ, многие скажут - свобода. И для Церкви в постсоветской России - это самый очевидный ответ. Жить свободно во Христе и со Христом - это настолько новый и громадный опыт, что от этого дара хочется отказаться. Особенно страшным этот дар кажется современному человеку, вышедшему из тоталитарного общества. Отказаться от свободы стремятся не только те, кто уходят в секты или коммерческие культы. Православные тоже пытаются переложить ответственность за свой свободный выбор на других. Так возникает младостарчество, о котором Патриарх говорил жестко: "Священники и монахи, особенно молодые, часто не имеющие достаточного жизненного опыта, не должны думать о себе, как о старцах-духовниках. Духовническое самозванство, руководство и советы, даваемые не от Бога, а, как говорится, от ветра головы своей, дискредитируют священника и наносят духовный вред".

Однако положительное свидетельство о свободе важнее обличений. "В содержание Благой вести, принесенной в наш мир Богочеловеком Иисусом Христом, входит и основополагающее утверждение о том, что человек, как образ и подобие Божие, изначально свободен. В светском понимании свобода - это свобода выбора, законное проявление своеволия. Но как понимали свободу святые отцы? Колеблется и выбирает только грешная, немощная воля, учил преподобный Максим Исповедник. С точки зрения христианина, свобода отнюдь не в выборе между добром и злом. Такой выбор всеми последователями Христа раз и навсегда сделан: свобода для нас заключается в возможности, возлюбив Спасителя всем сердцем своим, работать Господеви на избранном нами поприще, отдавая этой работе все свои силы и способности", - говорил Святейший Патриарх.

Но даже не слова были самым убедительным свидетельством о том, каким удивительным даром является свобода во Христе. Об этом говорили глаза Патриарха - живые и внимательные, с такими особенными, сильными искорками... До встречи с Патриархом мне казалось, что только детям Господь дает такой взгляд на мир.

* * *

В 1992 году, через два года после интронизации Святейшего Патриарха Алексия, известный духовник и аскет схиархимандрит Софроний (Сахаров) говорил: "По благому промыслу Бога о Русской Церкви в настоящее время руководство над нею вручено Святейшему Патриарху Алексию II. Лично я полагаю, что более подходящего человека, чем Патриарх Алексий II, нет в данный момент. Этот скромный человек провел десятки лет как один из ближайших сотрудников великого Патриарха Алексия I и служил все время патриаршества великого молитвенника Пимена. Таким образом, содействуя ему во всех его предприятиях, мы дадим богоданному Патриарху возможность реализовать восстановление Церкви во всем ее могуществе. Пусть всякий храм, всякий монастырь, всякая школа - все, что принадлежало Русской Церкви и было похищено, - все возвращаемое ныне государством Церкви присоединяется к всероссийскому стаду, ведомому ныне Патриархом Алексием, и объединяется вокруг него... И еще последнее дерзание мое: скажу, что Дух Божий извещает меня об истинности слов моих относительно Русской Церкви и ее благодатного Патриарха. Умоляю вас всех: послушайте слово, которое дает мне Бог".

Усталость... Конечно, мы помним Патриарха Алексия очень усталым. "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь" (Пс. 89, 10). Образ Патриарха, растиражированный СМИ в последние годы, закрыл, затмил духовный образ этого удивительного человека. Надеюсь, это продлится недолго. Пройдет немного времени, и перед нами раскроется яркий, сильный и духовно убедительный образ Святейшего Патриарха Алексия - мудрого, кроткого и доброго. Образ праведника.

Вечная память новопреставленному Святейшему Патриарху Алексию!

 

http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/339

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Валерьевич Чапнин
Богословская светопись
29 июля в Москве трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Во время фотосъемки прямо под ним обрушился карниз на 12 этаже сталинского дома на Кутузовском проспекте
01.09.2007
Все статьи Сергей Валерьевич Чапнин
Патриарх Алексий II
«Казак должен быть монархистом»
Поздравляем с днём рождения воина-добровольца, атамана Валерия Васильевича Камшилова
14.12.2024
Интересные факты о Патриархе Алексии II
Шестнадцать лет назад не стало Предстоятеля Русской Православной Церкви
05.12.2024
Декабрьская поземка
Светлой памяти Патриарха Алексия II († 5.12.2008)
05.12.2024
День памяти Патриарха Алексия II
Сегодня мы также вспоминаем святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского, сщмч. епископа Иоасафа (Жевахова) и маршала А.М.Василевского
05.12.2024
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.12.2024 10:16
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 07:45
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.12.2024 05:14
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 03:30
Ханука становится главным праздником современной Украины
Новый комментарий от Наблюдатель
28.12.2024 01:54
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02