Новый Миф о "четырех опасностях"

Александр Гинцбург 
0
256
Время на чтение 4 минуты
В конце июля группа известных ученых, академиков РАН (Е.Александров, Ж.Алферов, Г.Абелев, Л.Барков, А.Воробьев, В.Гинзбург, С.Инге-Вечтомов, Э.Кругляков, М.Cадовский, А.Черепащук), выступила с открытым письмом к Президенту России Владимиру Путину. Поводом для письма стала резолюция IX Всемирного русского народного собора "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки", однако его реальным содержанием стало беспокойство из-за "активного проникновения церкви во все сферы общественной жизни". Письмо вызвало широкую общественную дискуссию, в которой на стороне академиков выступили только некоторые либеральные политики и правозащитные организации. С чем это связано?

В открытом письме к Президенту академики сформулировали ряд "опасностей", которые, по их мнению, стоят сегодня на пути дальнейшего развития российского государства. Скорее всего, они сделали это вполне искренне. Возможно, написание этого письма академики считают своим гражданским долгом. Думаю, если бы это было не так, они бы не решились поставить под удар свою репутацию.

Итак, десять академиков считают, что стране угрожают четыре большие "опасности", и все они исходят от Русской Православной Церкви. Во-первых, это клерикализация "в целом". Во-вторых, попытки ввести специальность "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. В-третьих, стремление ввести в школы предмет "Основы православной культуры". В-четвертых, поддержка тех, кто отказывается изучать теорию эволюции как единственную и безальтернативную теорию происхождения мира.

Как перечислишь эти проблемы, сразу неловко становится за наших академиков. Действительно ли эти проблемы так угрожающе нависли над страной? Где здесь правда? Где вымысел? Где просто непонимание того, что те или иные понятия означают? И, наконец, зачем сразу писать Президенту?

Читая письмо первый раз, хочется улыбнуться и спросить: может быть, это никакие не опасности, а всего лишь фантомные боли тех, кто привык себя уютно чувствовать в мире, где есть лишь одно мировоззрение, одна "правильная" идеология, а все остальное запрещено, загнано в подполье?

Действительно, как бы развивались события, если бы академики не рубили с плеча, а предложили развернуть по этим вопросам серьезную общественную дискуссию? Пригласили к участию и Церковь, и научное сообщество, и чиновников. Быть может, они бы убедились, что социальная база атеистов сегодня значительно слабее, чем социальная база Русской Православной Церкви? Быть может, они бы убедились, что далеко не все академики - и уж тем более, научное сообщество - разделяют их взгляды?

Не исключено, что они это прекрасно понимают и поэтому не заинтересованы в квалифицированном, уважительном диалоге.

Как в ХХI веке можно говорить о том, что "теология - совокупность религиозных догм", а "все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира"? Кстати, не случайно письмо подписали только физики, астрономы, биологи и генетики. Все-таки для более широкого представления позиции научного сообщества не хватает подписей хотя бы двух-трех гуманитариев. Или это уже сформировавшаяся группа внутри Российской академии наук со своей идеологией и программой? Тогда не исключено, что письмо свидетельствует о мировоззренческом расколе в нашем научном сообществе.

Трудно представить, что Президент ответит на письмо академиков. Действительно, если Президенту России даны - да еще и публично - плохие советы, какой резон на них отвечать? Если бы Президент попробовал выполнить программу десяти академиков, случился бы серьезный конфуз.

Во-первых, оказалось бы, что никакой клерикализации нет и в помине. Церковь, как и записано в Конституции, отделена от государства. Государство не вмешивается в дела Церкви. Если это не очевидно, то следует изучать современное состояние церковно-государственных отношений. Такие специалисты сегодня состоят на государственной службе различных уровней и обладают необходимой информацией для того, чтобы развеять заблуждения академиков.

Во-вторых, окажется, что во многих странах мира теология является признанной научной дисциплиной. И - о ужас! - основы демократического устройства, равно как и успехи науки, в западных странах никак от этого не пострадали. Можно подробно разобрать и прочие аргументы.

Но меня удивляет другое. Как эти известные, талантливые люди, которые имеют реальный опыт творчества, знают ценность свободного эксперимента, могут отказывать в свободе и в праве на творчество другим? Допустим, они не знают, что молитва, разговор с Богом - это тоже творчество. Допустим, они не ощущают своей живой связи с Творцом того мира, который так успешно изучают. Но зачем же столь категорично отказывать в этом всем другим? Что это - тоска по тоталитаризму или кошмар, связанный с искаженным образом Церкви в их сознании?

Рискну предположить, что все-таки второе. И подозреваю, что этот искаженный образ Церкви самым непосредственным образом связан с "телевизионной картинкой" и стереотипами советского прошлого. Процент показа церковных сюжетов в последнее время значительно вырос, но качество комментариев остается сравнительно невысоким. Если нет личного опыта общения с церковными учеными, с духовенством, то обезличенная картина Церкви на телеэкране дезориентирует.

Кроме того, содержание и тон этого письма свидетельствуют о том, что в российском научном сообществе глубокий кризис. Не в последнюю очередь это кризис мировоззренческий.

Закрыться, защитить редеющее и слабеющее научное сообщество от внешних влияний - эта нехитрая тактика, скорее всего, и двигала уважаемыми академиками. Однако обвинять Церковь в тех проблемах, которые испытывает сегодня научное сообщество, не имеет смысла.

Церковь - естественный союзник науки в борьбе с оккультизмом, лженаукой и предрассудками. И в современной России есть все возможности для плодотворного диалога Церкви и науки, более этого этот диалог сегодня успешно развивается. И в этом контексте письмо 10 из 1200 академиков хочется назвать всего лишь досадным недоразумением.

Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира - физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии.

Михаил Ломоносов


http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2261
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чапнин
Богословская светопись
29 июля в Москве трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Во время фотосъемки прямо под ним обрушился карниз на 12 этаже сталинского дома на Кутузовском проспекте
01.09.2007
Все статьи Сергей Чапнин
Александр Гинцбург
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 7
01.11.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 6
29.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 5
25.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 4
21.10.2008
О позорной ксенофобской деятельности академика В. Гинзбурга
Доклад по результатам общественного расследования / Общественный комитет по правам человека. - Москва; Таруса, 2008. - 90 с. Часть 3
18.10.2008
Все статьи темы
Последние комментарии