Собор, открывший новейшую историю

Новости Москвы 
0
336
Время на чтение 5 минут

Поместный Собор 1917-1918 гг., открывшийся за два с лишним месяца до Октябрьской революции, сам стал настоящим переворотом в церковной жизни. Все решения, принятые на его заседаниях, резко изменяли практику XVIII-XIX в., призывая вернуться к подлинно каноническому строю и при этом дать Церкви максимальную свободу в современных условиях. Ни одна из проблем, обсуждавшихся соборянами, не устарела до сих пор.

Почему созвали Поместный Собор?

Мало кто помнит, что в Русской Церкви до того никогда не было Поместных Соборов. Во времена Московского Царства нередко собирались церковно-земские соборы (самый известный из них - Стоглавый Собор 1551 г.), но на них роль собственно церковных делегатов была ограничена сильным влиянием царя, его приближённых и крупных бояр. А история древней Церкви вообще не знает Соборов, на которых официальными делегатами были бы рядовые священники и уж тем более миряне. Знаменитые Семь Вселенских Соборов были по своему составу полностью архиерейскими (нужно тут же заметить, что роль приглашённых клириков-«экспертов» была часто очень велика, но до голосования они всё равно не допускались). Архиерейским мог бы стать и собор 1917 года, если бы не ситуация, в которой тогда находилась Русская Церковь; позволим себе небольшой исторический экскурс.

Реформы Петра I превратили Церковь в одно из государственных учреждений, имевшее довольно забюрократизированную структуру и возглавлявшуюся Святейшим Синодом под руководством светского чиновника - обер-прокурором, которого назначал лично Император. Иногда в расчёт не принималось даже вероисповедание первого, поэтому Синод за два столетия видел в председательском кресле и инославных христиан, не понимавших и не любивших Православия, и атеистов, матерившихся в присутствии архиереев.

При тех огромных достижениях, которых достигла наша Церковь в Синодальный период (открытие храмов по всей территории Российской Империи, обращение в христианство многих языческих народов, расцвет духовного образования и церковной науки, возрождение монашеской жизни), структура, навязанная Петром, была Церкви чужда. Она входила в полное противоречие и с нуждами церковного народа, и с каноническим строем, который вырабатывался в Церкви со времён Апостолов. К тому же ситуация начала ХХ века с её резким рывком во всех сферах жизни и революционными настроениями в обществе поставила перед церковным сообщество массу острых и болезненных вопросов, решить которые старым путём было просто невозможно. Поэтому созыв Собора, который мог бы в духе традиции реформировать церковную жизнь и дать ей правильные ориентиры, обсуждался ещё в 1906 г. И уже тогда приходили к выводу, что для принятия действительно здравых и эффективных решений необходимо участие не только епископов, но и клириков, и мирян.

Лишь отречение Николая II и крах монархии дали возможность созвать Собор немедленно. Он открылся в Москве 15 (28) августа 1917 г., в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Первые заседания проходили в стенах Успенского Собора Кремля.

Кто участвовал в Соборе

На первую сессию приехало 564 делегата. В их число вошли по должности 80 епископов (члены Святейшего Синода и все правящие архиереи), члены предсоборного совета, наместники крупнейших монастырей, настоятель Успенского Собора и главный священник армии и флота. Остальные делегаты были избраны: 12 человек - от монашества, 10 - от военного и морского духовенства, 15 - от армии, 11 - от единоверцев, 11 - от духовных академий, 13 - от Академии наук и университетов, 3 - от Государственного Совета и Государственной Думы. Большинство составляли представители 66 епархий - по два клирика и три мирянина от каждой. Избрание мирян было возможно благодаря фиксированному членству в приходах, когда каждый православный гражданин Империи был официально приписан к тому или иному храму. Таким образом организовывались приходские собрания, которые выбирали делегатов на собрания благочиний (церковных уездов), те - представителей на епархиальные собрания, а последние - делегатов Собора.

Как мы видим, большинство членов Собора были клириками или мирянами. Это позволило представить все слои церковного народа в лице наиболее ярких и деятельных людей: многие и многие участники Собора были теми, без кого представить историю нашей Церкви невозможно. С другой стороны, на Соборе была чётко закреплена каноническая власть епископов: все предложенные законопроекты утверждались Архиерейским совещанием большинством в 2/3 голосов. Такая схема стала образцом для последующих Поместных Соборов нашей Церкви, хотя, конечно, в советское время невозможно было реализовать её полностью - прежде всего потому, что уже не было фиксированного состава приходов.

Собор избрал председателя (будущего Патриарха Тихона) и несколько рабочих групп, которые вырабатывали решения по важнейшим церковным проблемам и предлагали свои законопроекты Собору.

Восстановление Патриаршества

Главной темой первых дней работы был вопрос о высшей церковной власти. Было очевидно, что Синод в своём тогдашнем виде (вместо обер-прокурора Временное правительство ввело должность министра исповеданий) не может быть во главе Церкви, но что должно заменить его? Наиболее очевидным решением было восстановление Патриаршества, издревле существовавшего в Церкви и полностью соответствовавшего духу и букве церковных канонов. Однако у этого предложения было и много противников, говоривших об опасности узурпации церковной власти одним человеком (сразу вспоминался печально знаменитый период Патриарха Никона) и о важной роли соборного начала. ДажеПредсоборный Совет высказался за сохранение реформированной синодальной системы.

Управление Церковью вызвало жаркие дискуссии, участники которых приводили самые разные доводы в пользу и той, и другой точек зрения. Но самым главным аргументом стало вспыхнувший 25 октября (7 ноября) большевистский переворот, который привёл к боям на московских улицах и вооружённому штурму Кремля. Стало ясно: Временное Правительство пало, новая власть недружелюбна, а чаще всего - прямо враждебна по отношению к Церкви. Смута будущих лет стала неотвратимой, и эта очевидность сплотила соборян и разрешила их сомнения.

28 октября (10 ноября) Собор проголосовал за восстановление Патриаршества. После двух туров выборов определились три претендента на Патриарший Престол: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). Было решено, что выбор Патриарха нужно полностью доверить воле Божией, поэтому окончательное избрание главы Церкви определял жребий.

Ровно девяносто один год назад - 5 (18) ноября 1918 года - после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя насельник Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вытянул жребий, который пал на митрополита Тихона. 21 ноября (4 декабря) во время торжественного богослужения в Кремле новоизбранный Патриарх был интронизован - вступил в должность.

На долю будущего святителя Тихона выпали самые тяжёлые испытания из тех, что переживала Русская Церковь. Но то, как он встретил их, показало абсолютную неслучайность его избрания - хотя способ для этого был выбран, как иногда может показаться в наше время, «несерьёзный» и «бездумный». Вера в то, что жребий действительно отражал волю Божию, и помогла Патриарху пройти все лишения, на которые обрекла его новая власть.


А Собор тем временем продолжался, и должен был принять многие и многие важные решения. Каждое из них влияет на церковную жизнь до сих пор, а на многие вопросы ещё предстоит ответить. Таким было то время, которое заставило пересмотреть почти всё, что доселе было в Церкви, и искать новые ответы на, казалось бы, старые вопросы.

http://www.taday.ru/text/145743.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Даниил Сидоров
Все статьи Даниил Сидоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44