Как так получилось, или история Иверской иконы в Москве
Находящаяся сейчас на Афоне, в IX веке икона хранилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли к ней в дом, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Из пораженного места потекла кровь (поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике). Обезумев от страха, воин пал перед образом на колени, вымаливая прощение за страшный грех.
Посулив императорским стражам деньги, вдова упросила их не трогать икону до утра. Когда они ушли, женщина вместе с сыном, спасая икону, опустила ее в море. И - свершилось чудо: икона встала на ребро и поплыла. Сын этой вдовы, впоследствии принял постриг на Св. горе Афон. Там он рассказал братии о чудесном образе, некогда бывшем у него в доме, и эта история многие десятилетия из уст в уста передавалась в афонских монастырях.
Прошло два века. На берегу моря близ Иверской (т. е. Грузинской) обители Афона сидели и беседовали старцы. Вдруг они увидели на воде огненный столп, восходящий к небу. Наконец стало понятно, что свет исходит от стоящей на волнах иконы. Долго не могли монахи взять ее в руки. Лишь после усердной молитвы благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 (12) июля), исполняя повеление Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Монахи с почестями поставили ее в алтаре храма. А наутро икону нашли над вратами обители. Недоумевая, ее снова перенесли в алтарь, но вновь повторилась та же история. Так было несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла Гавриилу, что икона явлена не для того, чтобы ее охраняли, но чтобы ей самой быть Хранительницей. Тогда икону так и оставили над вратами обители, и с тех пор, получив название «Вратарницы» (Партаиссы), она не раз спасала монахов от врагов и разбойников, голода и пожаров...
В XVII веке о чудотворном образе узнали на Руси. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (прибывшему в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Есть предание, будто царь и Никон просили прислать им подлинный Иверский образ Божией Матери. Но монахи не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, в которую она сама явилась и где пожелала остаться. Инок Иверского монастыря Ямвлих выполнил список с Иверской иконы, ни одной деталью не отличавшийся от подлинника. Краски были замешаны на святой воде, которой прежде облили и доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы. Через год, 13 октября 1648 года, икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы. Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. За свою историю она много раз перестраивалась, во времена безбожной советской власти была разрушена, а икона перенесена в храм Воскресения в Сокольнках.
В 90-е годы прошлого столетия на Афоне вновь был сделан список с подлинной Иверской иконы, который привезли в Москву и поместили в воссозданной часовне.