Икона Рождества - не просто повествовательное изображение. Как в капле заключено все море, так и на ней изображается все Евангелие - от рождения Христа до Его Жертвы. Смыслы рождественской иконы читателям «Татьянина Дня» раскрывает искусствовед Ирина Языкова.
- Прежде чем начать разговор об иконе Рождества, хотелось бы спросить, что такое иконографический канон вообще? Как он складывается, где фиксируется?
- Иконографический канон, конечно же, прямо нигде не прописан. Это система изображений, которая складывалась веками. И в основном она сложилась в послеиконоборческую эпоху как ответ на нападки иконоборцев. На Седьмом Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании, и из этого догмата, т.е.из нашего отношения к иконе, стали складываться принципы того, что и как мы изображаем. Икона - это не портрет человека, а прославленный образ. Икона - это не просто рассказ о событии, а весть о событии. Из этого и складывается иконографический канон, который изображает не земное лицо, не земное событие, не земную реальность, а то, во что верит, что исповедует и что проповедует Церковь.
Икона Рождества - это гимн Рождеству в красках. Гимнография и иконография праздников складывались параллельно - если мы сравним тропарь и кондак Рождества и изображение на иконе - то увидим почти полное совпадение. И словом и образом Церковь проповедует одно и то же: «Христос раждается, славите!»
- Каковы основные смыслы рождественской иконы?
- На иконе смысл Евангелия передается целиком: рождение Христа уже соотносится с его погребением. Посмотрите, как изображена Богородица. Она грустная, отвернулась от Младенца, подпирает щеку рукой - это жест скорби. Красный цвет ложа вносит драматизм. Младенец лежит в яслях, похожих на гробик, а Его младенческие пелены прообразуют уже пелены погребальные - это значит, что начало и конец Его земного пути соединяются.
Вообще всякая икона изображает не отдельное событие, а Благую весть целиком. Через каждую праздничную икону можно рассказать все Евангелие, потому что в ней содержится намек на другие события: этот Младенец, лежащий в Вифлеемской пещере потом ляжет в другую пещеру - гроб в скале за стенами Иерусалима. Но Евангелие не заканчивается на погребении. Поэтому на иконе Рождества изображается еще один благовествующий ангел (иногда он даже заглядывает в пещеру), который встретит жен-мироносиц у Гроба.
- Но существуют различия в толковании некоторых деталей изображения. Например, старец в козлиных шкурах, который присутствует на многих иконах Рождества, интерпретируется как один из пастухов, а иногда - как бес, искушающий Иосифа сомнениями...
- Отождествление старца с бесом - это народное толкование. Если мы разберем сюжет иконы, то увидим, что в центре - Христос, который лежит в пещере, около него - Богородица, на Младенца указывает луч с неба, идущий от звезды, а вокруг - славословящие и радующиеся Рождеству ангелы, волхвы и пастухи. По традиции изображаются три волхва и три пастуха, которые символизируют три возраста человека - юность, зрелость и старость. Они могут располагаться по-разному, старец не обязательно стоит близ Иосифа. И старец, одетый в шкуры, - это просто один из трех пастухов.
- А вол и осел, стоящие около яслей, - это действительно символы израильского народа и язычников?
- Да, такое толкование встречается уже в святоотеческой литературе с отсылкой к словам пророка Исайи «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Поэтому соединение всего народа - израильтян и язычников - около яслей, в которых лежит Богомладенец - вполне обоснованное толкование.
- А может ли иконография праздника как-то развиваться, варьироваться?
- Конечно. Самое устойчивое изображение - где Богородица возлежит у яслей. Но есть варианты, где она сидит и смотрит на Сына. Это, как правило, более поздние иконы, и здесь уже немножко другие смысловые акценты. Есть, наоборот, более ранние варианты, где изображается только Богородица, Богомладенец Христос и праведный Иосиф. Икону ведь сравнивают с книгой, а книги в древности - это свитки, которые можно разворачивать и сворачивать. Самая «свернутая» композиция - это Мария, Иосиф, Христос. И вот на наших глазах пространство иконы разворачивается как свиток, и мы видим волхвов, пастухов с овечками, женщин, омывающих младенца (это вообще апокрифический сюжет), могут быть и другие сюжеты, связанные с Рождеством. Есть, например, синайская икона, где изображены все сюжеты, разворачивающиеся вокруг Рождества - и избиение младенцев, и Рахиль, которая плачет о детях и т.д. Эта икона опирается не столько на Евангелие, сколько на рождественскую гимнографию.
- Кто из современных иконописцев творчески переосмысляет иконописную традицию?
- Сегодня есть очень интересные мастера, творчески понимающие иконографический канон, это архимандрит Зинон, Александр Лавданский, Александр Соколов.
Но главное в церковном искусстве - понимать, что новаторство в иконописи должно быть направлено не на то, чтобы показать индивидуальность иконописца, а на то, чтобы выявить оттенки смысла. Однако если все время заниматься воспроизведением образцов - восприятие притупляется, смысл перестает восприниматься, так что икона предполагает и творчество.
- А насколько доступны простому человеку все те смыслы, которые содержит рождественская икона?
- Я преподавала в воскресной школе и знаю, что дети, например, очень хорошо понимают икону. То, что Богородица отвернулась, и она грустная, это дети сразу же замечают. То есть этот важный смысл вполне доступен простому человеку. Только что такое «простой человек» сегодня? Это человек, далекий от Церкви, которому нужно рассказать, что Рождество - это таинственное и радостное событие, а не просто подарки и магазины. И эту роль традиционная икона выполняет - яркими красками, мажорным звучанием она настраивает на праздник, на чудо. Более глубокие смыслы невоцерковленный человек может не увидеть, но увидит воцерковленный. В иконе есть много уровней восприятия.
- Насколько органичны русской, православной традиции скульптурные вертепы, распространившиеся в последнее время?
- Вертепы пришли из западных областей - Украины, Белоруссии. И в них есть свой смысл - они приближают Рождество к каждому человеку, особенно к детям. Мне кажется, что наше время особенное - нельзя сразу перепрыгнуть из секулярной культуры в высокую духовную. Поэтому «промежуточные» формы, такие, как эти вертепы, могут и должны существовать - это как ступеньки. Главное, чтобы все они вели в одну сторону, ко Христу.