Рождественский гимн в красках

0
179
Время на чтение 4 минуты

Икона Рождества - не просто повествовательное изображение. Как в капле заключено все море, так и на ней изображается все Евангелие - от рождения Христа до Его Жертвы. Смыслы рождественской иконы читателям «Татьянина Дня» раскрывает искусствовед Ирина Языкова.

- Прежде чем начать разговор об иконе Рождества, хотелось бы спросить, что такое иконографический канон вообще? Как он складывается, где фиксируется?

- Иконографический канон, конечно же, прямо нигде не прописан. Это система изображений, которая складывалась веками. И в основном она сложилась в послеиконоборческую эпоху как ответ на нападки иконоборцев. На Седьмом Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании, и из этого догмата, т.е.из нашего отношения к иконе, стали складываться принципы того, что и как мы изображаем. Икона - это не портрет человека, а прославленный образ. Икона - это не просто рассказ о событии, а весть о событии. Из этого и складывается иконографический канон, который изображает не земное лицо, не земное событие, не земную реальность, а то, во что верит, что исповедует и что проповедует Церковь.
Икона Рождества - это гимн Рождеству в красках. Гимнография и иконография праздников складывались параллельно - если мы сравним тропарь и кондак Рождества и изображение на иконе - то увидим почти полное совпадение. И словом и образом Церковь проповедует одно и то же: «Христос раждается, славите!»

- Каковы основные смыслы рождественской иконы?

- На иконе смысл Евангелия передается целиком: рождение Христа уже соотносится с его погребением. Посмотрите, как изображена Богородица. Она грустная, отвернулась от Младенца, подпирает щеку рукой - это жест скорби. Красный цвет ложа вносит драматизм. Младенец лежит в яслях, похожих на гробик, а Его младенческие пелены прообразуют уже пелены погребальные - это значит, что начало и конец Его земного пути соединяются.
Вообще всякая икона изображает не отдельное событие, а Благую весть целиком. Через каждую праздничную икону можно рассказать все Евангелие, потому что в ней содержится намек на другие события: этот Младенец, лежащий в Вифлеемской пещере потом ляжет в другую пещеру - гроб в скале за стенами Иерусалима. Но Евангелие не заканчивается на погребении. Поэтому на иконе Рождества изображается еще один благовествующий ангел (иногда он даже заглядывает в пещеру), который встретит жен-мироносиц у Гроба.

- Но существуют различия в толковании некоторых деталей изображения. Например, старец в козлиных шкурах, который присутствует на многих иконах Рождества, интерпретируется как один из пастухов, а иногда - как бес, искушающий Иосифа сомнениями...

- Отождествление старца с бесом - это народное толкование. Если мы разберем сюжет иконы, то увидим, что в центре - Христос, который лежит в пещере, около него - Богородица, на Младенца указывает луч с неба, идущий от звезды, а вокруг - славословящие и радующиеся Рождеству ангелы, волхвы и пастухи. По традиции изображаются три волхва и три пастуха, которые символизируют три возраста человека - юность, зрелость и старость. Они могут располагаться по-разному, старец не обязательно стоит близ Иосифа. И старец, одетый в шкуры, - это просто один из трех пастухов.

- А вол и осел, стоящие около яслей, - это действительно символы израильского народа и язычников?

- Да, такое толкование встречается уже в святоотеческой литературе с отсылкой к словам пророка Исайи «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Поэтому соединение всего народа - израильтян и язычников - около яслей, в которых лежит Богомладенец - вполне обоснованное толкование.

- А может ли иконография праздника как-то развиваться, варьироваться?

- Конечно. Самое устойчивое изображение - где Богородица возлежит у яслей. Но есть варианты, где она сидит и смотрит на Сына. Это, как правило, более поздние иконы, и здесь уже немножко другие смысловые акценты. Есть, наоборот, более ранние варианты, где изображается только Богородица, Богомладенец Христос и праведный Иосиф. Икону ведь сравнивают с книгой, а книги в древности - это свитки, которые можно разворачивать и сворачивать. Самая «свернутая» композиция - это Мария, Иосиф, Христос. И вот на наших глазах пространство иконы разворачивается как свиток, и мы видим волхвов, пастухов с овечками, женщин, омывающих младенца (это вообще апокрифический сюжет), могут быть и другие сюжеты, связанные с Рождеством. Есть, например, синайская икона, где изображены все сюжеты, разворачивающиеся вокруг Рождества - и избиение младенцев, и Рахиль, которая плачет о детях и т.д. Эта икона опирается не столько на Евангелие, сколько на рождественскую гимнографию.

- Кто из современных иконописцев творчески переосмысляет иконописную традицию?

- Сегодня есть очень интересные мастера, творчески понимающие иконографический канон, это архимандрит Зинон, Александр Лавданский, Александр Соколов.

Но главное в церковном искусстве - понимать, что новаторство в иконописи должно быть направлено не на то, чтобы показать индивидуальность иконописца, а на то, чтобы выявить оттенки смысла. Однако если все время заниматься воспроизведением образцов - восприятие притупляется, смысл перестает восприниматься, так что икона предполагает и творчество.

- А насколько доступны простому человеку все те смыслы, которые содержит рождественская икона?

- Я преподавала в воскресной школе и знаю, что дети, например, очень хорошо понимают икону. То, что Богородица отвернулась, и она грустная, это дети сразу же замечают. То есть этот важный смысл вполне доступен простому человеку. Только что такое «простой человек» сегодня? Это человек, далекий от Церкви, которому нужно рассказать, что Рождество - это таинственное и радостное событие, а не просто подарки и магазины. И эту роль традиционная икона выполняет - яркими красками, мажорным звучанием она настраивает на праздник, на чудо. Более глубокие смыслы невоцерковленный человек может не увидеть, но увидит воцерковленный. В иконе есть много уровней восприятия.

- Насколько органичны русской, православной традиции скульптурные вертепы, распространившиеся в последнее время?

- Вертепы пришли из западных областей - Украины, Белоруссии. И в них есть свой смысл - они приближают Рождество к каждому человеку, особенно к детям. Мне кажется, что наше время особенное - нельзя сразу перепрыгнуть из секулярной культуры в высокую духовную. Поэтому «промежуточные» формы, такие, как эти вертепы, могут и должны существовать - это как ступеньки. Главное, чтобы все они вели в одну сторону, ко Христу.

http://www.taday.ru/text/277528.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Хорькова
Все статьи Мария Хорькова
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 11:10
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34