itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Из биографии Даниловских колоколов

Новости Москвы 
0
158
Время на чтение 4 минуты
Давно не доводилось слышать из уст американцев столько проникновенных слов о российско-американской дружбе. Произносились эти слова в диссонанс саммиту "большой восьмерки", сообщениям о размещении американских систем ПРО в Чехии и жестких заявлений Москвы о необходимости "продумывать ответные шаги". Столпотворение нарядных американцев, запрудивших улицу возле Гарварда 8 июля, чтобы быть свидетелями торжественной церемонии по возвращению колоколов Свято-Данилова монастыря в Россию, надо было видеть.

Одна из "церемонемейстеров" торжеств, профессор Гарвардского университета Дайана Экк в кокетливой шляпке с цветами и лентами, словно сошедшая со страничек дореволюционных российских журналов "Как молодой девушке одеться для церкви", всем своим видом, речами и репликами выражала гордое ощущение американского праздника, которым стало возвращение русских колоколов на родину. В речах американских историков звучала радость от чувства исполненного долга, гордость за сохранение легендарной звонницы. А нелегкое решение о возвращении колоколов в Россию, к которому шли четверть века, почти каждый из выступавших называл "right thing" - "правильной вещью". И этот момент душевного праздника от единения людей в "правильных вещах" показался самым значительным уроком истории русских колоколов в изгнании.

"Биографию" (как выразилась Дайана Экк) Даниловских колоколов в Гарварде рассказывал, не заглядывая в бумажку, чуть ли не каждый выступающий. В 30-е годы ХХ века 18 колоколов из Свято-Данилова монастыря были проданы за рубеж по цене металлолома. Гарвардский профессор Томас Виттемор, член тогдашней американской благотворительной миссии в Москве, убедил промышленника Чарльза Ричарда Крейна, интересовавшегося Россией, приобрести колокола для Гарварда, что промышленник и сделал, оплатив все расходы по приобретению, перевозке, обустройству специальных строений для оборудования колокольни и услуг первых звонарей, привезенных из России. Внук Чарльза Крейна Томас - застенчивый молодой человек - был в числе почетных гостей.

Четверть века назад об истории русских колоколов в Гарварде мало кто слышал. Именно тогда, в середине 80-х годов, горстка священнослужителей и прихожан-эмигрантов православных храмов в Америке загорелась идеей возвращения Даниловских колоколов на родину и своим подвижничеством, терпением, благоразумием и бескорыстием убедила всех в важности этого начинания. Один из таких подвижников - отец Роман Лукьянов, настоятель православного храма под Бостоном - всего несколько месяцев не дожил до минувшего лета, когда исполнилось то, о чем все они мечтали и, по возможности, приближали. Произошло воссоединение Русской Церкви, были достигнуты договоренности с Гарвардом о возвращении монастырских колоколов, и точные копии сохранившейся части легендарной звонницы Данилова монастыря, освященные патриархом Алексием, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее отбытие в Россию подлинников.

Отец Роман Лукьянов к концу жизненного пути стал признанным знатоком русского колокольного звона в Америке. Он собирал "колокольную" библиотеку и коллекцию звукозаписей русских звонов, помогал в создании многих православных звонниц. Не будучи историком, написал ряд уникальных очерков по истории звонарного дела, подготовил на основе кропотливого изучения гарвардских архивов практически первое историчесское исследование о Даниловских колоколах в Гарварде. Незадолго до смерти отец Роман подарил свою колокольную библиотеку гостям из Даниловского монастыря во главе с архимандритом Алексием, посетившим церковь Богоявления, что в Розлиндейле под Бостоном.

На официальной церемонии всех, кто содействовал возвращению колоколов в Россию, конечно, не упомнили. Не назвали и фамилию отца Романа Лукьянова, но прихожане православного храма под Бостоном радостно оживились, передавая друг другу, что кто-то видел среди присутствующих матушку Ирину, вдову отца Романа и верную помощницу во всех его благих начинаниях и паломничествах в Россию.

Отдали на церемонии передачи колоколов должное спонсорам (фонд "Связь времен", председатель попечительского совета фонда Виктор Вексельберг). Участвовавший в торжествах наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий назвал этот день "днем благодарения", сказав, что "Промыслом Божиим колокола сохранились в Америке более надежно, чем в России".

Американцы по-детски радовались, по очереди подходя к последнему, спущенному с башни Лоуэлл-хаус колоколу "Постовой", чтобы ударить в него в знак прощания. Через пару месяцев гарвардским студентам, за 77 лет привыкшим к звону колоколов по воскресеньям и праздникам или накануне выступления университетской футбольной команды, вернут русский колокольный звон с монтажом новых российских копий. А старые колокола-изгнанники отправляются в Россию. Кажется, не один репортаж о событии не обошелся без удачной фразы из подготовленного спонсорами пресс-релиза: "Самое примечательное, что колокола повторят путь, по которому их в свое время вывозили из России".

Константин Сараджев (Котик Сараджев в эссе Анастасии Цветаевой), гениальный звонарь, вывезенный для обустройства звонницы в Америку в тот самый первый путь, так и не сумел объяснить американцам, как "открылась перед ним величественная красота" колокольного звона, покорившая его и "вложившая в душу сияющую радость". А на вопросы об Америке, откуда его фактически выгнали, обвинив в невежестве и лишь постфактум оценив его идеи, наработки и чертежи, он отвечал: "Ничего интересного. Только одни американцы, и больше ничего".

Теперь и в Америке проходят фестивали и даже научные симпозиумы по проблемам колокольного звона. Один из таких симпозиумов недавно состоялся в Гарварде. Там же активно действует и клуб звонарей. Именно студенческим клубом звонарей русских колоколов даниловский звон в Гарварде был возобновлен после второй мировой войны. Константин Сараджев, беззаветной любовью любивший колокола, умер от неприкаянности в нервной клинике в начале той войны.

Хорошо, что Даниловские колокола возвращаются в Россию, и хочется верить, что многострадальные изгнанники наконец-то, будут искренне привечены у себя дома. Перечитывая подборку информационных материалов (весьма, кстати, тщательно подготовленными фондом "Связь времен"), я наткнулась на заметку о колокольном звоне в "Русской музыкальной газете" за 1907 год, с грустью говорящей о пренебрежении русских людей уже того времени "своими началами, своей дорогой, своими идеалами, давно обдуманными для нас простыми певцами, дьячками и звонарями".

А заканчивалась статья столетней давности словами, хотя и наивными, но звучащими актуально и поныне:

"Не отрицаясь от всего созданного гениями для музыкального искусства вообще, мы должны быть у себя дома, должны быть русскими. Если мы постараемся сделаться ими как можно скорее, -конечно, мы не раскаемся. Мы только удивимся нашей мощи, нашему неисчерпаемому богатству в имеющихся наследствах..."

12 сентября русские колокола прибудут в Свято-Данилов монастырь, где пройдут торжественные мероприятия по случаю 25-летия возобновления монастырской жизни. Отвечая на вопрос, что означает для монастыря возвращение колоколов в Россию, наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий высказался с определенностью: "Мы не просто возвращаем на родину исторические и культурные ценности, мы возвращаем Церкви то, что ей принадлежит". И добавил: "В этом есть и духовная, и мистическая сторона. Под звук колоколов..."

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1486
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Ирина Лебедева
Все статьи Ирина Лебедева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Валерий
06.02.2023 18:23
Блатной гоп-стоп и гармонь любимая!
Новый комментарий от Константин В.
06.02.2023 18:17
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.02.2023 17:36
Православный народный социализм – наше спасение
Новый комментарий от Иван Демид
06.02.2023 17:24
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
06.02.2023 17:09
Как качественно решить демографическую проблему в России
Новый комментарий от Константин В.
06.02.2023 16:50
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
06.02.2023 16:26