"Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды..."

Новости Москвы 
0
146
Время на чтение 5 минут
Максим Грек родился в 1470 г. Два десятилетия назад пала великая Византийская империя. В западных странах продолжалась эпоха Возрождения. На Руси при Иване III было свергнуто татаро-монгольское иго, появился герб в виде двуглавого орла, а государство впервые стало называться Россией. В жизни преподобного каждая из эти культур оставила свой след.

В миру святого звали Михаил Триволис. Его родным городом была греческая Арта. Он покинул ее еще в юности и отправился получать образование на о. Корфу. В то время Корфу управляла Венецианская республика. Надо полагать, на острове молодой человек много слышал о красотах Италии, о ее мыслителях и преподавателях. Кстати сказать, среди них было немало греков, эмигрировавших с территории родной Византии после того, как она оказалась под управлением мусульман-турок.

Михаил происходил из обеспеченной семьи, поэтому для путешествия в Италию не было никаких препятствий. Он слушал лекции в университетах Болоньи, Падуи, Феррары, Милана и побывал в парижской Сорбонне. Михаил в совершенстве изучил древнегреческий, латынь, французский и итальянский языки. Среди его друзей был философ Джованни Пико делла Мирандола и знаменитый издатель Мануций Альд (изданные им книги, так называемые "альдины", отличались от остальных высоким качеством печати и содержанием. Многие из них были первыми печатными изданиями античных классиков, другие содержали критически проверенный по рукописям текст новейших классических писателей, например Данте, Петрарки, Боккаччо и пр.). Так что молодой грек оказался в самом центре культурной жизни Италии того времени.

Большое впечатление на Михаила произвели проповеди Савонаролы, который гневно обличал развратного и честолюбивого Папу римского Александра VI Борджиа. За Савонаролой шли толпы людей. Популярность проповедника была велика, но далеко не всем были угодны речи о том, что следует вести праведную жизнь, искоренять грехи и избегать излишеств. Савонарола был сожжен во Флоренции.

Не имея возможности учиться у бесстрашного доминиканца, Михаил, по-видимому, решил по крайней мере найти возможность общаться с его единомышленниками и учениками и напитаться атмосферой монастыря, где Савонарола был настоятелем. Спустя некоторое время этот православный грек становится послушником во флорентийском монастыре св. Марка. Пораженный жизнью Савонаролы, Михаил искал в доминиканском монастыре благочестия, которого, возможно, не видел на своей разоренной турками родине.

Вскоре он убедился, что пороки есть и здесь. После двух лет монастырской жизни Михаил решает уехать из Италии. Отныне он хочет вести монашескую жизнь в лоне родной Православной Церкви и отправляется на Афон. Святая Гора могла дать ему желаемое - духовных наставников и доступ к богатейшим библиотекам. В 1505 г. Михаил принял постриг с именем Максима в Ватопедском монастыре. Он прожил на Афоне недолго - около 10 лет и успел заслужить славу просвещенного и умудренного в книжных делах инока.

Еще на Корфу и в Италии Максим изучал разнообразные гуманитарные дисциплины. Он знакомился с произведениями современных ему философов и литераторов и с образцами классической литературы. Он был очень хорошо знаком с произведениями античных авторов и с древними мифами, так что потом использовал эти знания, когда искал необходимые ему литературные образы. Теперь у инока Максима появилась возможность расширить свои "светские" знания и обогатить их путем изучения творений Святых Отцов. Среди христианских авторов прп. Максим особенно почитал Иоанна Лествичника и Григория Назианзина и с увлечением изучал рукописи принявших на Афоне постриг греческих императоров Андроника Палеолога и Иоанна Кантакузена

Через 10 лет после его пострига на Афон прибыло посольство от русского царя Василия III (1505-1533). Его мать - греческая царевна София из рода Палеологов - привезла с собой в Москву немало греческих книг. Книги нередко посылались ей в дар из Византии. После падения империи ромеев (как называли себя византийцы) Русь (вернее, уже Россия) стала восприниматься как преемница Византии и хранительница православия (не секрет, что впоследствии греки отправлялись в Россию, чтобы ознакомиться с ходом русского богослужения, в котором в чистом виде сохранились древние византийские традиции). Естественным было желание царя разобраться в царской библиотеке. Кроме того, стали замечать, что при переписывании Священного Писания и богослужебных текстов писцы допускали ошибки, так что к началу XVI в. в России было практически невозможно найти свободную от неточностей книгу. Требовался образованный человек, который бы перевел с греческого на русский необходимые тексты. Выбор пал на афонского монаха Савву. Но он был слишком стар и немощен для дальнего путешествия и взамен себя предложил известного своей ученостью Максима. Максим не знал русского языка, но в совершенстве владел греческим и латынью, а в перспективе мог освоить и русский. Так афонский монах оказался в России.

Его поселили в Чудовом монастыре, недалеко от царских палат. Впервые за сто лет открыли хранилище царской библиотеки, и Максим (которого за происхождение прозвали Греком) начал переводить. Он не знал русского, поэтому ему дали помощников. Максим переводил текст с греческого на латынь, а они с латыни "перетолмачивали" на русский. Переводческий талант инока Максима по достоинству оценили в Москве. Когда монах закончил данную ему работу, царь отказался отпустить его на Афон: разве можно было лишить государство такого образованного человека? Так знания, к которым Максим стремился с молодости, обернулись для него утратой ставшего родным Афона. Он переводил без конца, и в одном из писем признавался, что у него нет времени даже для того, чтобы дышать. Завистники не замедлили объявиться.

А тут еще Максим, подобно увлекшему его в юности Савонароле, стал бесстрашно обличать царя за то, что он хотел развестись с женой Соломонией (предлогом было то, что за долгие годы брака у нее не было детей) и жениться на Елене Глинской. Царь не потерпел непослушания. Соломонию насильно постригли в Рождественском монастыре, Елена Глинская стала царицей и родила будущего царя Иоанна Грозного. А Максима как неугодного царю и митрополиту Даниилу отправили в ссылку в Иосифо-Волоцкий монастырь. Его отлучили от Причастия, лишили возможности посещать церковь, читать и писать. Наказание было суровым, да и обвинение нашли ему под стать: якобы Максим умышленно искажал суть Священного Писания при переводе.

Он был абсолютно один в темном и сыром подземелье. Единственное, что он мог делать, - это молиться. "Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды..." - писал инок Максим самому себе. Он не роптал, не злился на своих обвинителей, но смиренно переносил тяготы, которые Бог определил ему в этой жизни. Стремление к Богу и любовь к Нему были так сильны, что ничто не могло сломить духа Максима. Вместо уныния и скорби, которых, вероятно, добивались обвинители, Максим преисполнился вдохновения и кусочком угля написал на стене своей темницы канон Утешителю Святому Духу - по-гречески Параклиту. Этот удивительный текст впоследствии был принят Церковью и во многих храмах включен в богослужение в день Сошествия Святого Духа.

Потом Максима перевели в Тверь. Игумен местного монастыря Акакий разрешал Максиму читать и писать. Вскоре, после 13 лет отлучения от Церкви, ему было разрешено причаститься.

Ставший царем Иоанн Грозный около 1548 г. повелел освободить Максима Грека из заточения и разрешил ему поселиться в Троице-Сергиевой Лавре. Это было благом, но сокровенное желание переводчика - вернуться в Ватопедский монастырь, где были произнесены священные обеты и там закончить свою земную жизнь - не исполнилось. Одной из причин было то, что за долгие годы пребывания в России афонский монах увидел не только положительные, но и отрицательные стороны жизни страны - преемницы Византии. Нельзя было допустить, чтобы об этом знали за границей, в том числе и на Афоне.

Максим Грек прожил в Лавре всего несколько лет. В 1556 г., 3 февраля он отошел ко Господу. Канонизирован он был недавно - в 1988 г. Мощи преподобного пребывают в Троице-Сергиевой Лавре, а сам он, грек по происхождению, долгое время проживший и проучившийся в Италии, входит в собор Радонежских святых и воспринимается как русский святой.

http://www.taday.ru/text/92179.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
04.12.2024 06:23
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.12.2024 06:00
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Алекс
04.12.2024 05:20
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.12.2024 22:40
Грузия движется по украинскому пути в тёмную бездну
Новый комментарий от Игорь Ал
03.12.2024 22:25
Признает ли Варфоломей свою ошибку?
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.12.2024 19:54