Живописец-историк

160 лет назад родился Василий Иванович Суриков, великий русский художник 24 января, 1848 год

Новости Москвы 
0
184
Время на чтение 6 минут
Родился Василий Иванович в сибирском городе Красноярске в семье потомственных сибирских казаков, предки которых некогда пришли в эти края с Ермаком Тимофеевичем. Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была именно Сибирь - с жёсткостью нравов, удалью народных игр, русской красотой девичьих лиц, немногословностью мужчин, величественной природой, живым дыханием истории. Суриков вспоминал, что слушал древние предания и народные песни, видел не только удалые игры и уличные кулачные бои, но и жестокие телесные наказания и даже смертную казнь. "Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух и силу, и здоровье", - писал художник.

По окончании школы в 1868 году юноша отправился в Петербург и через год был зачислен в Императорскую Академию художеств. Учился блестяще. Особенно увлекался составлением композиций, за что товарищи прозвали его "композитором". В Академии Суриков написал свои первые исторические картины:

"Княжий суд" и "Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники". По окончании учёбы молодому художнику предложили единственный за всю его жизнь заказ - написать четыре картины, изображающие Вселенские Соборы, для московского Храма Христа Спасителя. Василий Иванович начал работать над ними в Петербурге, но в 1877 году переехал в Москву, где окончательно обосновался. Переезд в Москву изменил всю его жизнь. А в марте 1881 года произошло событие, повлиявшее и на весь творческий путь художника.

На одной из петербургских улиц прогремел взрыв. Террористами был убит Император Александр II. "Взрывом был нанесён смертельный удар прежним принципам, и никто не мог отрицать, что будущее не только Российской империи, но и всего мира зависело теперь от исхода неминуемой борьбы между новым русским царём и стихиями отрицания и разрушения", - писал современник.

1881 год историки живописи считают чрезвычайно насыщенным в жизни В.И. Сурикова и даже переломным для его творчества. И они правы. Именно 1 марта 1881 года, в день убийства государя императора Александра II, на открывшейся 9-й выставке картин Товарищества передвижных художественных выставок В.И. Суриков представил картину "Утро стрелецкой казни". Она произвела ошеломляющее впечатление.

Не случайно, что картина о казни стрельцов выставляется в день убийства государя императора. Мысли, будоражившие общество и занимавшие ум художника, нашли отражение в картине. Хотел Суриков того или нет, но он своими "Стрельцами" ответил современникам на волновавший их вопрос: почему это произошло. Случившееся сегодня, как бы говорил он, есть только следствие другого, не менее страшного события, произошедшего в 1698 году - казни стрельцов. События, которое раздвоило Россию, разделив её на людей, оставшихся преданными своей старине, своей вере, самобытности, и на западников, увидевших в Европе образец для подражания.

Давайте вспомним картину "Утро стрелецкой казни". Из действующих лиц выделим главные: государя, только что вернувшегося из Европы, и стрельца, с гневом и негодованием смотрящего на него. Два мира, два расколовшихся мировоззрения пронзают друг друга неприязненным взглядом - Древняя Русь и Русь, которая держит ориентир на Запад.

Пётр I, возвратившийся из Европы в Москву для подавления стрелецкого восстания, сделал всё, чтобы порвать с влиянием, оказываемым на него "боярской партией". Он развёлся с женой Евдокией Лопухиной, отправив её в монастырь. Увлёкся немкой Анной Монс - любовницей Лефорта, которую швейцарец уступил Петру, дабы знать более полно о мыслях государя. К тому времени Пётр отменил патриаршество на Руси, вступил в масонскую ложу (его ввёл в неё Лефорт), увлёкся Западом.

И вот стрелец со свечой в руке. Свеча - символ русской Церкви, символ глубокой духовности, преданности человека своей старине, её сказаниям, родной земле. Красота духовная и вера крепкая угадываются в лице этого человека. За ним народ - те самые стрельцы, предки которых брали Казань, победили азар, а за Петром - иноземцы и виселицы. Впечатление сильнейшее.

Когда В.И. Сурикову было 33 года (возраст Иисуса Христа), он готовился стать религиозным художником, но поездка в марте 1877 года в Москву изменила многое, если не всё. Василий Иванович остался в Первопрестольной на постоянное жительство, увлёкся её историй, стариной, вдохновлявшей его. Картина о стрельцах давно вызревала в душе художника, но нужен был толчок, чтобы мысли и идеи Сурикова выплеснулись на холст. И старая Москва помогла в этом сибиряку.

Работал он неистово. Три года ушли на картину, она составляла цель и смысл жизни художника. Много позже он даже говаривал: "Это было до написания "Стрельцов", или "Это было после написания "Стрельцов".

Его пыл поддерживался той глубокой идеей, которая рождалась в нём при прочтении и знакомстве с документами петровской эпохи. Чем более он вникал в записки современников, дневники иностранцев, тем сильнейшее негодование вызывали у него те, кто пришёл с Запада с желанием поработить Россию. Надо сказать, в памяти В.И. Сурикова свежи были слова его горячо любимого учителя П.П. Чистякова, который ему не раз говорил: "Пора нам начинать поправлять великие замыслы Великого Петра! А поправлять их только и можно, сбросив привитую личину обезьяны. Взять образ простого русского человека и жить простым русским духом, не мудрствуя лукаво. Нужно убедиться, что и мы, люди русские, созданы по образу и подобию Божию, что, следовательно, и мы люди; и можем быть и хорошими и деловыми, и сами можем совершенствовать свой гений во всём, во всяком честном деле, и начинать, а не смотреть, как ленивая и пакостная обезьяна, на чужие руки! С юности я презирал и ненавидел холопство русского перед иностранцами...".

Третьяков заплатил художнику 8000 рублей. Деньги по тем временам огромные. Можно было ехать за границу вместе с семьёй и жить там безбедно несколько лет. Но Суриков приступает к написанию другой работы - "Меншиков в Берёзове". Он изучает дневник австрийского посланника Корба, свидетельства современников, документы давно минувших лет. Они позволяют ему по-другому взглянуть на светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Этот человек, вышедший из народа, надевший, вслед за государем, на долгое время иноземное платье на себя, всё же, как показало время, остался, не в пример государю, русским по духу человеком.

Картина, выставленная 2 марта 1883 года, сразу привлекла к себе внимание. О ней заговорили, горячо заспорили. Лишь в одном сошлись все - художник передал в картине человеческую драму. Силой собственных переживаний и таланта Суриков убедил зрителя в реальности своего видения. Отныне именно таким и будет представляться всем сосланный в полярный Берёзов любимец Петра I Александр Данилович Меншиков.

Характер сильный, трагический. Судьба временщика, сначала вознесённого из простолюдинов до ступеней трона, затем низвергнутого в самые низины, в сибирскую глухомань, не могла не тронуть красноярца Сурикова, безмерно любившего историю родной страны.

Удивительно, но страшное падение с высот государственной власти совершило благотворный переворот в душе Александра Даниловича. Оно смягчило опального князя, повинного во многих загубленных душах, и возвысило его нравственно.

В Тобольске, на берегу реки у переправы, ссыльных встретила многочисленная толпа недовольных "душегубцем". Были среди собравшихся и ссыльные. Один из них схватил ком грязи и швырнул в детей Меншикова. Подавленный князь, остановившись, сказал ссыльному: "В меня надобно было бросить. В меня, если требуешь возмездия, требуй его с меня. Но оставь в покое невинных бедных детей моих".

На пути из Тобольска в Берёзов, едва остановились на отдых, Меншиков увидел возвращающегося с Камчатки офицера, куда тот был сослан исполнить его поручение еще в царствование Петра I. Офицер не сразу узнал князя, у которого когда-то был адъютантом. А с трудом признав, воскликнул: "Князь! Какими событиями подверглись Вы, Ваша светлость, тому печальному состоянию, в каком я вас вижу?". "Оставим "князя" и "светлость", прервал Меншиков. - Я теперь бедный мужик, каким и родился. Каяться надо. Господь, возведший меня на высоту суетного величия человеческого, низвёл меня теперь в моё первобытное состояние".

По прибытии в Берёзов Меншиков сразу принялся за строительство церкви. Сам копал землю, тесал брёвна и устраивал внутреннее убранство храма. Когда церковь была построена, он занял при ней скромную должность пономаря.

В ссылке он всерьёз начал помышлять о спасении своей души. Окидывая взглядом минувшую жизнь, приходил к мысли, что достоин кары, постигшей его. В своём наказании он увидел небесное благодеяние, "отверзавшее ему путь ко вратам искупления". Много молился, ежедневно с рассветом первым приходил в храм и последним покидал его. "Благо мне, Господи, - беспрестанно повторял Александр Данилович в молитвах, - яко смирил мя еси".

Связь между картинами "Утро стрелецкой казни" и "Меншиков в Берёзове" очевидна. В той и в другой Суриков обращается к истории, петровскому и послепетровскому времени. Ему важно понять, что произошло с Россией, что коренным образом изменило ход её национального развития. Россия при Петре I была сбита со своего естественного пути.

В фигурах Меншикова и стрельца, держащего свечу в руках, в выражениях их лиц, позах есть нечто общее - сила ли характера, дар ли убеждения. Образ Александра Даниловича есть продолжение темы стрельцов. Меншиков был первым государственным деятелем петровского времени, который, скинув дурман, навязанный иноземцами России, трезво осознал, куда она идёт, какая опасность поджидает её, и в меру сил своих принялся поправлять "деяния" Петра, за что и поплатился.

При Петре II фактически управляя Россией, он, в первую очередь, думал об усилении роли русской Православной Церкви. Светлейший князь начал укреплять её великороссами, потому что со времён Петра I главные должности в церкви занимали малороссы, получавшие образование чаще всего в иезуитских колледжах или у западных католиков. Меншиков начинает смещать их с постов и на их места ставить русских священнослужителей из глубин России, с Севера. Думается, это и стало одной из главных причин, вызвавших его смещение. Люди, окружавшие Меншикова - Остерман, прочие иноверцы, прекрасно сознавали, к чему это может привести. Завязалась интрига, в которой одному бороться с иноземными государственниками было трудно. Светлейший князь Александр Данилович Меншиков проиграл.

Картины В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" и "Меншиков в Берёзове" - выражение философии художника, осмысленный им ход истории родной страны, её прошлое и будущее.

http://www.rusdom.org/node/57
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Михайлович Анисов
Обращение к своим истокам
Слово исторического писателя о коллеге
21.09.2018
Колумб русской иконы
20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи
21.07.2013
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Русский народный художник
К 80-летию Ильи Глазунова
11.06.2010
Все статьи Лев Михайлович Анисов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06