Русский народный художник

К 80-летию Ильи Глазунова

Новости Москвы 
0
252
Время на чтение 5 минут

10 июня  1930 года, 80 лет назад родился Илья Сергеевич Глазунов, российский живописец и график, действительных член РАХ, народный художник СССР, основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
 

Москва восьмидесятых. Шумная, гостеприимная, залитая огнями, раздраенная спорами между «русистами» и «западниками», немножко пьяная. Возле ресторанов и молодёжных кафе огромные очереди. Вечерняя телевизионная информационная программа «Время» начиналась сюжетами о встречах в Кремле дряхлеющего главы государства с зарубежными гостями, затем следовали репортажи с полей и великих строек страны. Уже ходили по Москве слухи о том, что родственники Брежнева замешаны в делах о коррупции, говорили о загадочной смерти генерала С. Цвигуна, заместителя председателя КГБ и родственника Л.И. Брежнева. Люди догадывались: шла скрытая борьба за власть. Необходимость перемен висела в воздухе. О них говорили, их ждали. Страна требовала реформ. Очевидна была их необходимость в экономической, политической жизни, в идеологии, наконец.

Система единомыслия отживала свой срок.

Русские патриоты пытались поддерживать и отстаивать русскую национальную культуру, «западники» говорили о либеральных европейских ценностях. Власти сожалели, что в творческих союзах идёт подковёрная борьба, ведутся вредные дискуссии. В Кремле к тому же опасались, что «шовинистические» позиции части русской интеллигенции могут подогревать эмиграционные настроения, провоцировать националистические проявления, вносить раскол в общество. Именно тогда, в брежневские годы, остро заговорили о русской школе, русских институтах.

В художественном институте имени В.И. Сурикова, к примеру, доходило до абсурда: 40 % мест при поступлении отводилось иностранцам, примерно столько же – посланцам из советских республик и автономных областей, и только 20–25 % оставалось для русских. Где же было учиться молодёжи из российских сёл и деревень?

Литература и живопись тогда ещё играли большую роль в общественной жизни страны. С жадностью набрасывались люди на свежие номера журналов, выстраивались в очереди на выставки современных художников. Звучали имена Распутина, Белова, Глазунова…

Илья Глазунов – неоднозначная, спорная, но яркая личность. Люди, хорошо знавшие художника, говорили, что квартира и мастерская его были, по сути, «клочком русской резервации». «Просматриваемая и прослушиваемая, для андроповских борцов с “русизмом”, – вспоминал писатель Л. Бородин, – она служила полигончиком проверки “русизма” на вредность, на опасность – как её, эту опасность, привыкли понимать органы за десятилетия непрерывной войны с собственным народом, то и дело прорывающимся выпихнуться за социалистические стойла то в наглую напролом, то втихую – бочком».

Тут говорилось и о защите памятников старины, и о возрождении традиций педагогики живописи, и о русско-православном воспитании учеников, и, наконец, о выставках Глазунова, собиравших десятки тысяч посетителей.

Конечно же, ни о Глазунове, ни о происходивших тогда идеологических схватках не знали, да и не могли знать талантливые ребята, приехавшие поступать в Суриковский институт из глубин России. Они мечтали только об одном – о поступлении.

Тогда-то, обрадованные, совершенно случайно и узнавали они, что на факультете живописи открывается экспериментальная мастерская портрета под руководством профессора И.С. Глазунова. И подавали туда документы.  Собеседование проводил сам И.С. Глазунов. Ни о нём, ни о его творчестве абитуриенты глубоко не знали, но после собеседования многие из них были взяты в мастерскую.

– И вот тут мы поняли, – говорит один из них, – что поступили не в Суриковский институт, а в мастерскую Глазунова. Это были разные вещи. Он ломал все схемы. И мы сразу ощутили обособленность мастерской от института… Было ощущение какого-то монашеского, тайного общества что ли. Отныне мы знали какую-то тайну, которую никто не знал в институте. И эту тайну мы хранили. А тайна эта формулировалась легко Ильёй Сергеевичем: возрождение картины. «Картина – это как роман в литературе, – говорил он нам. – Есть в живописи и рассказы – этюды, но знают русскую литературу по её шедеврам – романам».

Руководителя мастерской во многом не устраивала современная живопись: заказная лениниана, производственная тема в картинах. Художник-прислуга угадывался за ними. Такой служит силе, стоящей над народом и, как правило, чужеродной силе.

И, слушая преподавателя, невольно задумывались: действительно, русская литература XIX века пробуждала чувство сострадания, любви к ближнему, духовно заблудшему и падшему, – саму идею Христа, явленного в мiр. Она была религиозной литературой. И можно ли сравнивать картины на ленинские темы с полотном А. Иванова «Явление Мессии», с картинами Джотто, Веронезе. Скорее, первые были лозунгами, плакатами существующей эпохи. Да, этюды советских художников, а среди них такие великие имена, как Грабарь, Иогансон, Александр Герасимов, – чудные, но вот картины, выставляемые в Манеже…

Глазунов исповедовал мысль, что живопись должна отражать духовное наследие русского человека, русского общества, идеи Православной Церкви.

Он приучал к иконе. Делал упор и на художников Возрождения: Тициана, Рафаэля, Веронезе, Тинторетто. Каждый день сидели ученики у него в библиотеке, изучали, копировали классику, читали биографии великих художников. А все они: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело – говорили о своих учителях, Мазаччо, Гирландайо, Джотто, которые глубоко чувствовали религиозную природу искусства и были людьми верующими, в отличие от своих именитых, по-нынешнему говоря, «раскрученных» учеников.

В мастерской, проецируя на стену слайды с картин Тинторетто, студенты учились поэзии живописи, искали её законы, открывали тайны композиции.

И.С. Глазунов часто повторял любимые им слова В.И. Сурикова: «Я живопись старых мастеров любил, а потом начал их видеть в жизни».
Слова учителя становились девизом для учеников.

Часто ходили в Третьяковскую галерею поучиться технике, ответить на жгучие творческие вопросы: как руки написаны, композиция решена у тех же передвижников, как фигуры связаны в картине. Принято было начинать осмотр галереи с картин XVIII или XIX века. Но студенты как-то начали с зала иконописи и только потом перешли в другие. Эффект был ошеломляющим.

Так открыли молодые студенты для себя древнерусскую икону…

Для познания техники старых мастеров Глазунов каждый год на свои деньги возил учеников в Эрмитаж, где они копировали работы Рубенса, Ван-Дейка, Мурильо… Знакомство с Петербургом, Царским Селом, пушкинскими местами не проходило безследно. Появлялся интерес к прошлому, желание знать о нём больше. Глазунов приносил в мастерскую интересные дореволюционные издания по истории России, в частности, труднодоступного А. Нечволодова. Приглашал историков, которые неофициально рассказывали о Российской империи, открывая минувшее заново. Возил студентов в Псково-Печерский монастырь. Он как бы пробуждал в них генетическую память о прошлом России.

И в сознании учеников его утверждалась мысль: живопись не может быть безрелигиозной. Да, всё основано на христианстве. И художник, если он настоящий художник, должен быть связан с Церковью.

«Русский человек – православный человек». Слова Ф.М. Достоевского глубоко западали в их душу. Может, потому и выбирали они для своего диплома сюжеты на исторические темы. И находили в том поддержку у своего учителя.

Глазунов вернул ушедшую Россию в русскую живопись и в этом его заслуга.

http://russdom.ru/node/2967

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Михайлович Анисов
Обращение к своим истокам
Слово исторического писателя о коллеге
21.09.2018
Колумб русской иконы
20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи
21.07.2013
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
В доме Васнецова
160 лет назад родился Виктор Михайлович Васнецов, живописец, действительный член Академии художеств 15 мая 1848 года
15.05.2008
Все статьи Лев Михайлович Анисов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:26
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 13:21
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56