itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кому позволено сохранять культурную традицию?

Комментарий редакции

Новости Москвы 
0
157
Время на чтение 6 минут
Ситуация вокруг Рязанского Кремля давно стала одной из граней, о которую оттачивают свои перья журналисты "желтых" изданий. В спор втягиваются все новые силы, при этом аргументы противников передачи - точнее, возвращения имущества, принадлежавшего Церкви, становятся все более хлесткими и все менее обоснованными.

Так, например, в своем очередном интервью директор государственного музея "Рязанский Кремль" Л. Максимова весьма своеобразно прокомментировала заключенное недавно соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультурой). Напомним, подписание этого соглашения состоялось в Москве 17 августа.

Итак, как же оценила директор музея подписанное соглашение? Она назвала его "популистским", и единственным побуждающим фактором к его заключению со стороны государства, по ее мнению, являются приближающиеся выборы. Что ж, в преддверии грядущих выборов и на самом деле нам придется столкнуться с самыми неоднозначными "схемами" и комбинациями. Однако - в чем популизм соглашения, которое, согласно преамбуле, заключено в целях "повышения эффективности осуществления мероприятий по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, предотвращения их утраты, обеспечения оперативного взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, ее территориальными управлениями и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви, а также учитывая духовное, культурное, воспитательное значение памятников истории и культуры религиозного назначения"?

Г-жа Максимова, очевидно, полагает, что ради соблюдения "чистоты идеи" государственной власти не стоит нисходить до диалога с религиозными общинами и не обращать внимания на их претензии, когда дело касается культурного наследия. Ведь, судя по всему, единственным хранителем культуры в нашей стране Л. Максимова считает сотрудников музеев: "Только благодаря нам уцелела хотя бы малая часть церковных сокровищ", - заявляет она ничтоже сумняшеся.

Хотелось бы, конечно, рассказать при случае г-же Максимовой о том, что сотни и тысячи икон, предметов церковного обихода, богослужебных книг были спасены от уничтожения отнюдь не музейными работниками. Свои святыни спасали сами верующие, сохраняя их - порой с риском для собственной жизни. Ни для кого не секрет, что большая часть современных музейных собраний икон появились не так давно - эти коллекции возникли после того как в районы Русского Севера были снаряжены многочисленные экспедиции, которые отыскивали замечательные по художественному исполнению образа отнюдь не в районных музеях, а в затерянных деревушках, в избах простых верующих старушек, не догадывавшихся подчас о том, что за сокровище они хранили в своих "красных углах".

Очень хотелось бы поведать директору музея о том, что изъятые в первые годы Советской власти церковные ценности - это не просто существенная "статья дохода" большевистского режима. Это не только свидетельство чудовищного по своему лицемерию обмана - ведь изымали церковные ценности якобы для помощи голодающим, а вырученные от их продажи средства направлялись отнюдь не на столь благородные цели. "Церковные ценности" - это еще и украденное имущество, это вещественные доказательства преступлений, за которые положено нести ответственность перед законом - как Небесным, так и земным. И, отстаивая исключительное право музеев на владение церковными святынями, г-жа Максимова и иже с ней, таким образом, выступают защитниками прав преступников - как бы странно это ни звучало.

Нынешнее время - эпоха защиты прав и свобод. Правозащитная деятельность становится чуть ли не единственной сферой общественной жизни, в которой, по мнению современного человека, возможны проявления таких высоких душевных качеств, как стремление к справедливости и честность. Но те ли права пытаются отстаивать сотрудники музеев, когда они выступают с заявлениями, подобными тому, которое сделала Л. Максимова?

И насколько честны противники Церкви, когда утверждают, что она не способна сохранить свои святыни? Не хочется повторяться, но приходится это делать, когда сталкиваешься с упорным нежеланием слышать и слушать. Опыт последних лет свидетельствует о том, что возвращенные святыни - храмовые здания, иконы, богослужебные книги - если только они представляют историческую и культурную ценность, в Церкви обретают вторую жизнь.

Кроме того, в церковной традиции в России существовало более пятидесяти древлехранилищ. Это были собрания церковных древностей и наиболее ценных предметов церковного обихода, которые создавались до революции в епархиях Русской Православной Церкви. Именно эти древлехранилища стали в первые годы советской власти основой для областных музеев. Стоит задуматься на следующим: изменись в 20 - 30-е годы прошлого века отношение властей к религии, позволь она верующим свободно исповедовать веру и посещать храмы - те музейные сотрудники, которые приносили в создаваемые собрания иконы, богослужебные книги и другие церковные ценности, наверняка вернули бы священные предметы в храмы, ни на минуту не задумавшись над возможностью оставить изъятое. Очевидно, воспитание было другое. И иное понимание таких терминов, как "культура" и "традиция".

Разумеется, нет смысла закрывать глаза на те печальные примеры, когда памятники культурного наследия, возвращенные церковным общинам, порой подвергаются ненадлежащему пользованию, а их реставрация производится отнюдь не самыми передовыми методами. Бывает и такое - не в меру решительные "храмоздатели" срубают или "закрашивают" старинные фрески или иконы, детали архитектурного декора.

Но ведь именно ради этого и заключено упомянутое соглашение - ради того, чтобы уровень реставрационных работ на церковных "объектах" (да простят мне такое словоупотребление верующие люди) рос и приближался к общепринятому в этой области! Нет, таких "мелочей" г-жа Максимова не замечает. Как не замечает она и то, что ее интерпретация высказывания руководителя Россвязьохранкультуры Б. Боярскова о количестве переданных в пользование Церкви объектов культурного наследия, мягко говоря, весьма значительно расходится с тем, что действительно прозвучало на встрече в Патриархии.

Напомним, Б. Боярсков на встрече с Патриархом озвучил любопытную цифру: он отметил, что 95% всех объектов культурного наследия религиозного назначения (курсив мой - М.М.) сейчас находятся либо в пользовании Церкви, либо в ее собственности. Что ж, вполне нормальная цифра. Храмы возвращаются верующим - что в этом неестественного?

Однако не так считает Л. Максимова. Или не хочет, чтобы так считали простые граждане. И - вольно интерпретирует слова руководителя Россвязьохранкультуры: дескать, государственный чиновник признал, что Русской Православной Церкви передано уже 95% всех памятников культурного наследия. Скандал, да и только. Получается, в оставшихся пяти процентах - тех пяти процентах, за которые, как может показаться, сражается г-жа Максимова со своими единомышленниками - последние крохи культурного наследия, не захваченные церковными функционерами. Вот что она сказала в одном из своих последних интервью: "Было официально заявлено, что уже 95% памятников истории и культуры находятся или в пользовании, или в собственности на правах аренды у Церкви. И остается их всего пять процентов, как заявил Боярсков".

Впору бить тревогу: Русская Православная Церковь стремится прибрать к рукам все культурное наследие страны! Собственно, этим и занимаются нечистоплотные журналисты и те, кто прибегает к их методам. Надо полагать, в этих оставшихся "не захваченными" пяти процентах - Эрмитаж и Русский музей, Третьяковка и даже (страшно подумать!) галерея искусств З. Церетели. В масштабности помыслов г-же Максимовой не откажешь. Равно как и в легкости в искажении фактов.

А факты таковы, что до сих пор - при всем позитивном опыте взаимодействия, который накоплен за последние годы между Русской Православной Церковью и государственными учреждениями культуры - даже в Москве, как отметил Святейший Патриарх Алексий в своем выступлении на Епархиальном собрании 22 декабря 2006 г., не возобновлено богослужение в 17 храмах, а 33 храма не освобождены прежними арендаторами.

Почему бы деятелям культуры, столь ревностно радеющим о культурном наследии, не озаботиться проблемой сохранения этих храмов, многие из которых, несомненно, представляют собой памятники истории и архитектуры - и в то же время используются отнюдь не с соблюдением требований, предъявляемых к объектам культурного наследия? Почему не помочь церковным энтузиастам, трудами которых во многом восстанавливаются сейчас порушенные святыни, в этом благородном деле?

Очевидно, у Л. Максимовой и ее сторонников свое видение проблемы. Видение, которое не внушает большого оптимизма, если говорить о перспективах диалога. И дело даже не в том - кому достанутся лавры "главного хранителя культурного наследия". Церковь, в конце концов, является не просто хранителем культурных традиций. Она во многом их сформировала и формирует до сих пор. И те, кому кажется, что сохранить наше историческое и культурное наследие возможно без участия Церкви, либо основываются на исключительно своеобразном понимании отечественной истории, либо руководствуются иными, более приземленными доводами, которые, к сожалению, традиционны для нынешнего времени, хотя вряд ли имеют какой-либо подлинно культурный контекст.

http://www.patriarchia.ru/db/text/284163.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Моисеев
Все статьи Михаил Моисеев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Анти-идеология
Новый комментарий от учитель
10.08.2022 23:11
В бой после молитвы
Новый комментарий от Vladislav
10.08.2022 22:21
Папа Римский двинул через Казахстан
Новый комментарий от Калужанин
10.08.2022 20:42
Где же мы себя потеряли?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
10.08.2022 19:21
Сквернословие – это не путь к победе
Новый комментарий от Vladislav
10.08.2022 19:21
О возможности союза России и Германии
Новый комментарий от Адриан Послушник
10.08.2022 18:48
«Антизападный курс» и реальная политика
Новый комментарий от Gena
10.08.2022 18:39