Реабилитация Лютера: "политкорректное богословие" Ватикана

Комментарий редакции

Появившаяся в западной прессе информация о том, что Папа Бенедикт XVI намерен поднять вопрос о реабилитации основателя протестантизма Мартина Лютера, заставляет задуматься о побудительных мотивах этого решения.

Как утверждают западные СМИ, Бенедикт XVI оценивает деятельность Мартина Лютера как направленную на очищение Церкви от подкупности и продажности. Соответственно, отношение Католической Церкви к основанному Лютером движению протестантизма будет пересмотрено, заявляют в Ватикане. Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер уже заявил, что этот шаг будет способствовать развитию экуменического диалога между католиками и протестантами.

Пока, однако, такое решение не принято. Напомним, проблема отношения к протестантизму будет обсуждаться на летнем богословском семинаре в Ватикане. Тем не менее, сама постановка вопроса позволяет сделать некоторые выводы уже сейчас.

Принцип "главное, чтобы человек был хороший", несмотря на всю свою кажущуюся очевидность, становится зыбким основанием для рассуждений в области богословских проблем. Папа Бенедикт, известный в католическом мире как авторитетный богослов, это прекрасно понимает: никакие разговоры о выдающихся качествах того или иного исторического деятеля не могут служить оправданием там, где происходят искажения христианского вероучения. Несмотря на это, римский понтифик высказывается за пересмотр официальной позиции Ватикана в отношении Лютера - фигуры, которая на протяжении столетий являлась для католицизма неким собирательным символом еретика; человека, деятельность которого привела к отпадению от Католической Церкви целых государств; личности, чьи богословские взгляды являлись иллюстрацией величайшей степени вольнодумства. Зачем это Ватикану? В чем причины столь радикального поворота в официальной идеологии?

Мы сознательно не употребляем термин "богословие". Ибо позиция Ватикана в этом вопросе, как представляется, опирается прежде всего на политические цели. В принципе, об этом уже ясно заявлено: Святой Престол намерен сгладить негативный эффект от сделанного в июле прошлого года папского заявления, в котором протестантизм (наряду с Православием, заметим) назывался "несовершенной Церковью".

Почему же, делая столь громкие заявления в области протестантско-католического диалога, Ватикан более осторожен в вопросах, касающихся проблемы взаимоотношений с Православными Церквами? Почему Православные Церкви, которые римские понтифики неоднократно называли и называют "Церквями-сестрами", менее интересуют внешнеполитическое ведомство Ватикана? Не потому ли, что в Риме понимают: достичь конструктивного результата в православно-католическом диалоге путем одних лишь политических шагов будет трудно; в этом случае не обойтись без того чтобы не дать оценку многим принципиальным вероучительным проблемам - тем проблемам, которые, собственно, и составляют основное содержание противоречий между католическим Западом и православным Востоком.

Принять в общение "по линии любви" многочисленные протестантские деноминации будет очевидно легче. Стоит "всего лишь" перестать называть ересь ересью. В конце концов, у Католической Церкви уже накоплен богатый опыт "политкорректного богословия". В ответ, очевидно, взаимообразно получив такое же политкорректное признание некоего символического авторитета римского понтифика. На большее, как кажется, Ватикану вряд ли приходится рассчитывать: протестантизм, как известно, весьма скептически относится к церковной иерархии вообще, а в некоторых своих национальных формах (в той же Ирландии, например) и подавно агрессивно настроен против папской власти.

На что придется пойти католическим богословам ради достижения этого аморфного, зыбкого единства? Трудно предполагать, какими будут результаты богословских исследований, но в одном можно быть уверенным: никакие компромиссы не смогут затронуть краеугольный камень католического вероучения - примата Папы во Вселенской Церкви.

Поэтому - даже в случае "благоприятного" (благоприятного для католиков, и, опять же, исключительно в смысле достижения поставленных политических целей) исхода богословских собеседований - нам предстоит стать свидетелями весьма непростого переговорного процесса, в котором многочисленные протестантские "церкви" заинтересованы куда больше, нежели Ватикан: ведь они, по сути, получают перспективу легитимизации, исторического и богословского оправдания всех тех вероучительных нововведений, которые делали до сих пор протестантов протестантами. Католической же Церкви предстоит в очередной раз найти оправдания для компромисса, которому, в общем, оправдание найти весьма трудно, практически невозможно: компромисса между необходимостью сохранения остатков древней христианской традиции и сугубо рационалистическим отношением к вопросам веры - чисто протестантским подходом.

Ватикану все труднее становится следовать заповеди блаженного Августина: "В главном - единство, в спорном - свобода, во всем - любовь". Формально соблюдая в отношении протестантизма последние две составляющие святоотеческой формулы, католическим богословам вряд ли удастся достичь единства в главном - в вопросах веры. Хотя кардинал Вальтер Каспер уже высказался в том смысле, что католикам стоит многому поучиться у Лютера, "...начиная с того, какую важность он придавал слову Бог".

Странно, что, заявляя о своем желании сблизить позиции с Православием, Католическая Церковь продолжает двигаться в сторону, противоположную православной традиции - в сторону выхолащивания из своего вероучения последних признаков христианского мировоззрения и создания на его руинах некоего унифицированного и политтехнологичного "христианства-лайт", ни к чему не обязывающей суммы знаний о Боге - без знания Самого Бога.

http://www.patriarchia.ru/db/text/376589.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Моисеев:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от София7
2020-05-30 21:35
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-30 21:24
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от София7
2020-05-30 21:18
Не ожидал
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-30 21:00
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от электрик
2020-05-30 20:59
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от романтик
2020-05-30 20:54
Улыбка Чеширского кота
Новый комментарий от электрик
2020-05-30 20:47